Что такое мультипликатор. Объясняем простыми словами
Мультипликатор — это коэффициент, который позволяет сравнить инвестиционную привлекательность компании в отрыве от её масштаба.
Проще говоря, это дробь, где в числителе один финансовый показатель компании, а в знаменателе — другой. Сравнивая эти соотношения для разных компаний, можно оценить, какая из них более привлекательна для инвестиций.
Мультипликаторы лежат в основе стоимостного подхода к инвестированию — стратегии поиска и покупки акции недооценённых компаний.
Существуют десятки разных мультипликаторов. Наиболее часто используют следующие.
-
P/E (price to earnings) — соотношение рыночной стоимости акций компании к её годовой прибыли. Мультипликатор показывает, за сколько лет окупится приобретение фирмы. Чем ниже значение мультипликатора, тем лучше. Не подходит для оценки компаний с отрицательной чистой прибылью.
-
P/S (price to sales) — это отношение рыночной стоимости акций компании (капитализации) к её годовой выручке. Лучше всего подходит для торговли и других отраслей, в которых с ростом выручки последовательно растёт прибыль и денежный поток. Нормальным считается значение коэффициента меньше 2. Если P/S меньше 1, то компания недооценена.
-
P/B (price to book) — отношение рыночной стоимости акций компании к стоимости её активов. Если коэффициент больше 1, то инвестор переплачивает за акции. Если меньше 1, значит, компания недооценена. Если равен 1 — компания оценена справедливо.
-
EV (enterprise value) — справедливая стоимость компании. Чтобы получить значение этого мультипликатора, нужно сложить капитализацию и долговые обязательства и вычесть из них доступные денежные средства компании. Чем больше EV, тем лучше для инвестора.
-
EV/EBITDA — соотношение справедливой стоимости компании к прибыли до выплаты налогов, дивидендов и расходов на амортизацию. Мультипликатор позволяет сравнивать компании из разных отраслей, например, нефтегазовую корпорацию и ретейл. Чем меньше показатель, тем привлекательнее компания.
-
EPS (earnings per share) — отношение чистой прибыли к количеству обыкновенных акций. На этот мультипликатор обычно смотрят в динамике: как он меняется от квартала к кварталу и от года к году. Резкий рост или снижение EPS говорит о потенциальном скором изменении цены акций.
Примеры употребления на «Секрете»
«Сравнить компании между собой и понять, как рынок оценивает их акции (не завышены ли цены — или наоборот), помогут мультипликаторы. Это показатели, которые позволяют сопоставить финансовые результаты разных по масштабу компаний».
(Об оценке активов на основе мультипликаторов.)
«Высокий потенциал положительной переоценки для капитализации ПАО "Лента" существует в рамках сравнительного анализа финансовых мультипликаторов компании и её российских аналогов».
(Аналитик «Фридом финанс» Александр Осин о том, как расширение сети «Лента» может отразиться на акциях компании.)
Нюансы
Мультипликаторы лучше применять для сравнения компаний из одной отрасли, поскольку тип бизнеса, его цикличность и другие свойства серьёзно влияют на сравниваемые величины.
Например, IT-гигант и нефтяная компания могут стоить одинаково. Но при этом вложения в бизнес у них будут сильно различаться. Айтишникам не нужно тратиться на скважины и трубопроводы, а также выполнять социальные обязательства перед жителями добывающих регионов. Также некорректно будет сравнивать рентабельность IT-компании и сети продуктовых супермаркетов.
Факт
Многие мультипликаторы не получится использовать для сравнения банков. В их финансовой отчётности нет выручки, а долги кредитных организаций нельзя считать так, как считают для обычных компаний. В этом случае используются универсальные коэффициенты P/E и P/B.
Статью проверила:
Лаура Халитова, старший аналитик «Сбер управление активами»