Что такое монопсония. Объясняем простыми словами
Монопсония — модель рынка, на котором есть несколько продавцов и только один покупатель.
Проще говоря, это ситуация, обратная монополии.
Если на монополистическом рынке покупателю приходится соглашаться со всеми условиями продавца, то на монопсонистическом идти на уступки приходится производителям. Монопсонист-покупатель полностью контролирует цены, поэтому у явления есть и другое название — монополия покупателя.
Пример употребления на «Секрете»
«Посмотрите на бывшего губернатора Кемерова, нынешнего спикера местного парламента, который первым делом извинился не перед жителями, а перед президентом, своим начальником. Извинился за непорядок на вверенной ему территории, который привёл к массовым протестам. Почему он так поступил? Потому что начальство спрашивает с него в первую очередь за процент «Единой России», а теперь с этим могут быть проблемы. Так же как у любого бизнеса есть потребитель, у губернатора он тоже есть. И этот потребитель — президент. Это монопсония — единственный покупатель».
(Старший научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков — об экономической подоплёке действий кемеровского губернатора после пожара в торговом центре.)
История
Автором термина «монопсония» считают экономиста Джоан Вайолет Робинсон. В 1933 году она написала книгу «Экономическая теория несовершенной конкуренции», в которой рассмотрела различные модели влияния крупных компаний на рынок.
В этой книге учёная привела пример обратной монополии, когда крупные фирмы устанавливали низкую зарплату и пренебрегали улучшением условий труда, так как были единственным местом, где могли работать жители региона. Эту ситуацию — присутствие единственного покупателя на рынке труда — она и назвала монопсонией.
Нюансы
Монопсония встречается реже, чем монополия. Но при этом она точно также отрицательно влияет на рыночные отношения.
Как и монополия, монопсония может быть государственной. Например, производители оружия или создатели компонентов для космической отрасли продают все единственному покупателю — государству.
Также монопсония возникает, когда какой-либо специфический товар используют только для определённого вида производства.
Но самый распространённый случай монопсонии — монопсония на рынке труда. Примером может быть шахтёрский городок, где владелец шахты — единственный полноценный работодатель. При этом высококвалифицированные и узкоспециализированные учёные и инженеры также могут также столкнуться с монопсонией — на рынке слишком мало компаний, которые заинтересуются именно их услугами.
Практика
Одним из ярких примеров монопсонистов можно назвать Amazon. В США компания контролирует 50% рынка электронной коммерции и обладает самой огромной базой клиентов. Для многих производителей это главный (и зачастую единственный) маркетплейс для продажи их товаров. Особенно важен Amazon для книготорговцев. Поэтому он может диктовать свои условия для сторонних продавцов, устанавливать высокую комиссию и принудительно заставлять делать скидки.
Факт
Слово «монопсония» образовано от греческих корней mono — «один, единственный» и opsonia — «покупаю».
Статью проверил:
Антон Тарасов, аналитик УК «Первая»