Что такое масштабирование бизнеса. Объясняем простыми словами
Масштабирование бизнеса — любое намеренное увеличение и расширение границ деятельности компании ради повышения прибыли.
Проще говоря, масштабирование бизнеса — это когда увеличиваются производственные мощности, площади, число точек, сотрудников, а также продажи и прибыль.
При масштабировании компания растёт, одновременно с этим решая разного рода задачи — нужно справиться с возросшей нагрузкой, привлечь и обучить дополнительный персонал, сократить издержки, оптимизировать систему продаж, укреплять бренд, выходить на новые рынки, увеличивать рентабельности и т. д.
Например, у предпринимателя есть небольшой магазин канцелярских товаров, который начал приносить хорошую прибыль. Возможны различные способы масштабирования такого бизнеса: например, увеличение площади этой торговой точки или открытие нового филиала в этом же или другом населённом пункте, «клонирование» бизнеса через франчайзинг. Также можно расширить ассортимент за счёт сопутствующих товаров, например детских развивающих игр.
Пример употребления на «Секрете»
«При масштабировании бизнеса предприниматели часто отправляют своих людей открывать филиалы. Нередко это приводит к проблемам, поэтому гораздо лучше, когда партнёр сам находит тебя и сам просит быть твоим представителем».
(Из материала с советами от миллиардера Игоря Рыбакова.)
Нюансы
Как правило, бизнесмен осознаёт необходимость масштабирования, когда видит постоянный рост выручки и потока клиентов. Если проигнорировать эти сигналы, можно столкнуться с нехваткой запасов на складе, недостатком сотрудников, задержками поставок и т. д. Это, в свою очередь, приведёт к потере клиентов и денег.
В то же время масштабирование — это немалый риск. Поэтому нужно быть готовым к радикальным изменениям в системе менеджмента и маркетинга. В частности, может потребоваться не только нанять новый персонал — специалистов с опытом работы в более крупных компаниях, которые знают, как выходить из зоны комфорта ради повышения эффективности, — но и уволить старых членов команды, которые не вписываются в новую концепцию.
Статью проверил:
Николай Мрочковский, к. э. н., доцент РЭУ им Г. В. Плеханова