Что такое дизрапшн. Объясняем простыми словами
Дизрапшн (от англ. disruption — «крах, разрушение, сбой») — радикальное изменение правил и норм на консервативном рынке в результате появления на нём инновационного продукта или бизнес-модели.
Как правило, дизрапшн приводит к тому, что продукт становится доступным значительно большему числу людей, чем прежде. Сложившийся рынок разрушается.
Так произошло с компанией Kodak, фактически создавшей рынок любительских фотокамер в 1880-х и потерявшей его в 1990-х в гонке цифровых фотоаппаратов с Sony, Canon и Olympus.
Uber дизрапнул рынок такси: сократилось время ожидания, снизилась стоимость услуги и порог входа для водителей. Аналогичным образом агрегаторы Booking и Airbnb «разрушили» рынок отелей — хостелы и гостиницы перестали диктовать условия рынку путешествий.
Ещё одним из известных дизрапторов рынка стал Netflix. Если раньше все премьеры фильмов проходили в кинотеатре, то с приходом сервиса всё перешло в онлайн. Netflix упростил и удешевил рынок: достаточно заплатить за подписку на месяц — и целая библиотека фильмов и сериалов у вас под рукой, на десктопе или в смартфоне.
Примеры употребления на «Секрете»
«Это сервис, при котором не нужно никуда ходить и искать администраторов: хочешь оплатить с корпоративной карточки — плати, хочешь переговорку — бронируй, здесь всё прозрачно и видно. <...> Всё это в сумме позволяет увеличивать конечную стоимость за квадратный метр. Конкретно в нашем случае это дизрапшн в чистом виде, как Airbnb или Uber».
(CEO сети рабочих пространств «Ключ» Георгий Голенев — об экономике операторов недвижимости.)
_«Молодая (Холмс сейчас всего 32 года) обаятельная женщина, благодаря своему таланту делающая «дизрапшн» индустрии клинической диагностики с оборотом $75 млрд в год, основной владелец компании-"единорога", — да это же живая мечта Кремниевой долины! Неудивительно, что красавице и умнице Холмс начали посвящать обложки ведущие деловые издания: Fortune, Forbes, Wired, Inc». _
(Из материала о скандале вокруг стартапа Theranos.)
Ошибки употребления
Встречается написание этого термина как «дисрапшн». Однако написание через букву «з» более приемлемо с точки зрения буквального заимствования из английского языка.
Иногда дизрапшном называют любое кризисное положение на каком-либо рынке — это также неверно.
Нюансы
С понятием «дизрапшн» связывают экономическую теорию «подрывных инноваций». В 1997 году её опубликовал американский теоретик менеджмента Клейтон Кристенс. Суть теории подробно описана в его книге «Дилемма инноватора: Как из-за новых технологий погибают сильные компании». В частности, исследователь выяснил, что переломный момент на рынке наступает тогда, когда находится покупатель, готовый мириться с недостатками нового товара и которому необходимы новые свойства этого товара. Получив такого покупателя, новая технология начинает развиваться, вырастают объёмы производства и наступает момент, когда новая технология начинает оправдывать своё название «подрывная технология».
Любопытно, что в своё время Кристенс не распознал инновации в iPhone, посчитав, что Apple слишком поздно зашла на рынок мобильных устройств. На самом деле это был первый шаг на пути перемещения персонального компьютера в карман, признавал исследователь позже.
Статью проверила:
Анна Радзиевская, основательница школы по созданию диджитал-продуктов и стартапов без кода Code Breakers