Что такое дарккитчен. Объясняем простыми словами
Дарккитчен (от англ. dark — «тёмный» и kitchen — «кухня») — заведение, которое готовит еду только на доставку.
Здесь нет вывесок, залов для посетителей, официантов и т. п. Заказы принимаются онлайн и доставляются курьерами. Возможности самовывоза тоже нет.
Основное преимущество дарккитчен для клиентов — быстрая доставка. Кухни могут располагаться по всему городу, в том числе в спальных районах, где мало обычных ресторанов, кафе и т. п. Акцент сделан и на скорость готовки: в «тёмных кухнях» нет дилеммы, кого обслужить первым — реального посетителя или заказавшего доставку, при этом большинство ингредиентов (а иногда и блюд) уже готовы.
Для владельцев такой формат выгоден за счёт экономии на аренде (требуется меньше квадратных метров, помещение не обязательно должно находиться в проходимом месте и т. п.) и численности персонала (не нужны официанты, бармены, кассиры и др.).
Примеры употребления на «Секрете»
«Наступает время онлайн-бизнеса: маркетплейсов, интернет-сервисов и компаний по доставке, где работают дарксторы (торговые залы, где собирают онлайн-заказы) и дарккитчены (кухни “навынос”)».
(Из материала о том, как изменится российский бизнес после коронавирусного кризиса.)
«Розничная сеть “Вкусвилл” открыла производство и доставку горячих блюд по модели dark kitchen — то есть все приготовления проходят на собственной кухне без вывески, зала и самовывоза. Торговая сеть уже запустила 11 точек в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде и Чебоксарах. Ассортимент насчитывает около 60 блюд стоимостью от 140 до 600 рублей. Заказать доставку можно через мобильное приложение “Вкусвилл”».
(Из новости 2021 года.)
Нюансы
Есть несколько вариантов использования модели дарккитчен:
- Независимый ресторан — отдельное заведение, специализирующееся исключительно на том, что готовит еду на доставку, открыть его проще, чем обычный ресторан.
- Виртуальный бренд традиционного ресторана — дополнение к физическому ресторану, которое поможет расширить меню и аудиторию, даст возможность создавать разные экспериментальные бренды для разных видов кухонь и безболезненно ликвидировать их, если не будет спроса.
- «Дочка» сервиса доставки, блюда которой можно заказать только на этой платформе.
- Оборудование сети «тёмных кухонь» для сдачи в аренду.
Статью проверил:
Вадим Ковригин, доцент Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова