24 июля 2018 года в 17:07

Фредерик Маззелла (BlaBlaCar): «Россия — рынок №1. Но бизнес-модели для него нет»

Интервью основателя самого известного стартапа в области sharing economy

Фредерик Маззелла (BlaBlaCar): «Россия — рынок №1. Но бизнес-модели для него нет»

Каждый десятый житель России ищет попутчиков с помощью сервиса BlaBlaCar. Такой аудитории у этого сервиса нет больше ни в одной стране. Год назад он её чуть не потерял — прокуратура обвинила стартап в организации нелегальных коммерческих перевозок. Обошлось. А на прошлой неделе стало известно, что в России появятся правила для совместных поездок — по просьбе BlaBlaCar над ними работает Минтранс. «Секрет» узнал у основателя компании Фредерика Маззеллы, что в них будет.

— Правительство России по вашей просьбе работает над правилами для совместных поездок. Зачем они нужны?

— Мы используем термин «карпулинг» — совместная поездка на автомобиле, в которой пассажир разделяет расходы с водителем. Наш опыт показывает, что в странах, где это определение чётко прописано в законодательстве (как, например, в Германии и Италии), к нам ни у кого не возникает вопросов.

Там, где этого нет, к нам могут начать относиться как к сервису такси, хотя мы им вообще не являемся. Не знаю, пользовались ли вы или ваши друзья BlaBlaCar в России, но вот в чём смысл: человек собирается куда-то поехать и предлагает свободные места в машине всем желающим. Куда ехать, выбирает водитель, а не пассажир, — это главное отличие карпулинга от такси.

— В 2017 году BlaBlaCar в России чуть не запретили. В Краснодарском крае вас обвинили в организации нелегальных коммерческих перевозок...

— Да, люди не понимают, что такое карпулинг. BlaBlaCar используют 15 млн россиян, и это 15 млн обычных людей, а не 15 млн профессиональных перевозчиков. Мы не превращаем Россию в страну нелегальных предпринимателей.

— Россия — самый большой рынок BlaBlaCar, если считать по количеству поездок в месяц. Даже больше, чем Франция, где сервис появился. Как так вышло?

— Ну, во-первых, вы должны гордиться! (Смеётся.) Мы во Франции работаем 12 лет, а в России всего четыре года. Это потрясающе!

Всегда сложно объяснить, почему что-то сработало, а что-то нет. В России много молодых людей, которые очень быстро адаптируются к новым вещам, новым сервисам. По сравнению с другими странами в России вообще всё происходит быстро. Думаю, это одно из объяснений.

Также в России много крупных городов, разделённых несколькими сотнями километров. Это отличный задел для карпулинга. Среднее расстояние поездки в России — 296 км.

Ещё одна причина — недостаточно развитый общественный транспорт. Иногда автомобиль — это единственный способ куда-то добраться, потому что между некоторыми городами нет ни поездов, ни электричек, ни автобусов. Есть вариант поехать на своей машине, но если её нет или она сломалась — только карпулинг.

© Philippe Wojazer / Reuters

— В России ни водители, ни пассажиры не платят BlaBlaCar. А, например, во Франции и даже в Польше — платят. Когда это изменится?

— А вы что, недовольны? (Смеётся.)

— Нет, это здорово, конечно. Но всё равно хочется знать, что вы планируете.

– Да... BlaBlaCar до сих пор бесплатен в России, хотя мы инвестировали €10 млн. У нас есть несколько разных бизнес-моделей, которые мы применяем в других странах. Так что получается, что другие страны платят за Россию. Мы планируем, что это когда-то изменится, но определённую бизнес-модель ещё не выбрали — пока можете наслаждаться бесплатным сервисом.

Бизнес-модель BlaBlaCar в Польше отличается от бизнес-моделей в Испании и Франции, и они все отличаются от бизнес-моделей в Германии и Италии (о том, как они устроены, читайте здесь). Обычно мы приспосабливаемся к привычкам населения. Что и когда мы решим внедрять в России, я пока вам не могу сказать. Но рано или поздно, конечно, это произойдёт.

— Этой зимой «Яндекс» запустил бета-версию своего карпулингового сервиса, который называется «Яндекс.Попутка». Вы что-то слышали нем?

— Я помню, что был запуск, но никто ничего не слышал об этом сервисе с февраля. Он может стать, а может и не стать конкурентом для нас. У нас очень мало информации об этом сервисе. А у вас?

— И у нас. Я подумала, вдруг вы что-то знаете.

— Нет, мы, как и вы, не знаем.

© Bloomberg / Getty Images

— Если вы на русском языке загуглите BlaBlaCar, найдёте много не самых позитивных новостей о людях, использовавших ваш сервис. Были смертельные аварии, были случаи, когда люди пропадали без вести. Сервис несёт ответственность за такие случаи?

— Мы создаём комьюнити, в котором люди зарабатывают репутацию, отражающуюся в рейтинге. Рейтинг и отзывы — наш основной способ контроля. У нас работают люди, которые мониторят рейтинги и отзывы. В случае чего они отправляют водителям предупреждения или блокируют их. Это происходит каждый день.

Мы проводили исследования, и у нас есть доказательства, что карпулинг на самом деле делает дороги безопаснее. Как вы, наверное, знаете, одна из главных причин аварий на трассах по всему миру — заснувшие водители. 83% российских водителей сказали нам, что с попутчиками они чувствуют себя бодрее, им меньше хочется спать.

82% водителей сказали, что ездят более аккуратно и аккуратнее соблюдают правила дорожного движения, когда едут с кем-то. Они знают, что нарушение правил повлияет на их рейтинг в сервисе.

Благодаря рейтингу мы достигли высокого уровня безопасности. Но вы правы, нам есть к чему стремиться.

— С момента основания BlaBlaCar был сфокусирован на экспансии, но сам продукт долгое время не менялся. Какие сейчас у вашей компании основные цели и задачи?

— Мы растим сообщество. Чем больше людей используют наш сервис, тем удобнее он становится. Так работает любой маркетплейс. Чтобы пассажирам и водителям было удобнее найти друг друга, мы улучшаем алгоритмы поиска. Рост сообщества и улучшение поисковых алгоритмов — наши приоритеты.

У «Секрета фирмы» появился канал в «Яндекс.Дзене». Подписывайтесь!

Фотография на обложке: BlaBlaCar

Обсудить ()