Кнут-менеджмент: Чему бизнесменов может научить «Педагогическая поэма»
«План не только в том, сколько сделать столов и стульев. План — тонкое кружево норм и отношений»«Секрет» рассказывает, почему вам тоже стоит прочитать «Поэму».
Антона Макаренко знают даже люди, далёкие от педагогики. Что-то о его уникальной методике воспитания трудных подростков слышал каждый житель бывшего СССР.
Всё началось в 1920 году, когда полтавский Губнаробраз (Губернский отдел народного образования) предложил 32-летнему дипломированному учителю Макаренко (тема диплома — «Кризис современной педагогики») создать трудовую колонию для «морально дефективных» подростков.
Свой опыт Макаренко описал в «Педагогической поэме». Это не теоретическая работа и не практическое пособие — скорее ироничный рассказ о буднях Трудовой колонии для несовершеннолетних правонарушителей им. Максима Горького.
Книга адресована широкому кругу читателей и может быть полезна не только педагогам, но и вообще любым руководителям или организаторам, в том числе бизнесменам. Известный фанат Макаренко — основатель «Юлмарта» Дмитрий Костыгин.
«Секрет» рассказывает, почему вам тоже стоит прочитать «Поэму».
Идеальное время для начала бизнеса не наступит никогда: решились — не откладывайте
Макаренко пришлось создавать колонию на месте заброшенных казарм посреди леса в селе Ковалёвка в 6 км от Полтавы. За два месяца с деревенскими специалистами ему удалось привести в порядок одну казарму: вставить стёкла, починить печи, навесить двери.
Отказаться от риска — значит отказаться от творчества
«Сравнив всё это с моими идеалами в области материальной культуры, я увидел: если бы у меня было во сто раз больше, то до идеала оставалось бы столько же, сколько и теперь. Вследствие этого я принуждён был объявить организационный период законченным», — пишет педагог.
Падение рынков и доходов делают идеалы материальной культуры трудно достижимыми и в России 2017 года. Макаренко был уверен, что неопределённость — это ещё не повод ничего не делать.
Идеального времени и условий не будет никогда. Хотите преуспеть здесь и сейчас, делайте продукты или услуги, востребованные на падающем рынке.
Как отучить сотрудников воровать
До основания колонии Макаренко 15 лет работал обычным школьным учителем. Поначалу ему было сложно справляться даже с пятью малолетними грабителями. Он так боялся своих воспитанников, что даже раздобыл наган.
Через неделю после приезда в колонию один из подростков устроил поножовщину, а кражи продовольствия и разных мелочей происходили постоянно: то серебряная ложечка у экономки пропадёт, то цветы с клумбы у железнодорожной станции исчезнут. Однажды у Макаренко украли жалованье за шесть месяцев (потом, правда, подросток деньги вернул).
И всё же Макаренко придерживался принципиальной позиции не нанимать в колонию сторожа. Когда вора ловили с поличным, педагог собирал товарищеский суд. «У себя воруете», — поучал он воспитанников.
После очередной кражи, жертвой которой стала пожилая экономка, на товарищеском суде Макаренко произнёс речь: «Ограбить старуху, у которой только и счастья, что в этих несчастных тряпках, ограбить несмотря на то, что никто в колонии так любовно не относится к ребятам, как она, ограбить в то время, когда она просила помощи, — это значит действительно ничего человеческого в себе не иметь, это значит быть даже не гадом, а гадиком». После этой тирады подростки сами обрушились на вора с критикой.
Сплочённая команда — основа успеха
Жизнь в колонии — мощный тимбилдинг, как бы странно это ни звучало. «По воскресеньям почти вся колония отправлялась купаться к Коломаку — колонисты, воспитатели, а за ними как-то понемногу приучились собираться на берегу уютной, весёлой речушки соседние парубки и девчата», — вспоминает Макаренко.
Воскресные купания, игры в фанты, занятия в театральном кружке объединяли педагогов колонии Макаренко и их воспитанников. В результате эффективность работы команды, то есть воспитанников трудовой колонии, повышалась.
Сначала детей невозможно было заставить даже просто расчистить дорогу от снега или наколоть дров. Через некоторое время подростки справлялись с гораздо более трудными задачами: и с ремонтом, и даже с ведением подсобного хозяйства.
Сотрудники должны ощущать причастность к победам и поражениям компании
«И старые, и новые колонисты всегда демонстрировали уверенность, что воспитательский персонал не является силой, враждебной по отношению к ним, — уверяет Макаренко. — Главная причина такого настроения, безусловно, лежала в работе наших воспитателей, настолько самоотверженной и, очевидно, трудной, что она, естественно, вызывала к себе уважение. Поэтому колонисты за очень редким исключением всегда были в хороших отношениях с нами, признавали необходимость работать и заниматься в школе, в сильной мере понимали, что это вытекает из общих наших интересов».
Макаренко вспоминает, что его колонисты даже критиковали ребят из другой колонии за то, что те ничего не делают сами, ждут приказаний и потому живут в ужасных бытовых условиях. Это универсальный принцип. Подчинённые, которые осознают, что их действия влияют на финансовые показатели бизнеса, мотивированы сами предлагать идеи для его развития.
Осторожнее с советами гуру: инфобизнесмены редко учат хорошему
В советское время Макаренко называли основателем современной педагогики. «Основателем» ему пришлось стать потому, что все существовавшие на тот момент практики казались ему или устаревшими, или изначально бессмысленными.
Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого
«Сколько тысяч лет педагогика — существует! Какие имена, какие блестящие мысли: Песталоцци, Руссо, Наторп, Блонский! Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время пусто место, ничего нет, с одним хулиганом нельзя управиться, нет ни метода, ни инструмента, ни логики, просто ничего нет. Какое-то шарлатанство», — возмущается автор «Поэмы».
Замените в этой фразе Песталоцци и Руссо популярными инфобизнесменами — получите вполне точную оценку качества современной деловой литературы. Большинство книг неотличимы друг от друга, содержат повторяющиеся и банальные советы. А истории успеха известных предпринимателей и компаний, хоть и бывают интересными, не способны принести практическую пользу.