secretmag.ru
Опубликовано 01 сентября 2017, 16:02

Кнут-менеджмент: Чему бизнесменов может научить «Педагогическая поэма»

«План не только в том, сколько сделать столов и стульев. План — тонкое кружево норм и отношений»

«Секрет» рассказывает, почему вам тоже стоит прочитать «Поэму».

Кнут-менеджмент: Чему бизнесменов может научить «Педагогическая поэма»

Антона Макаренко знают даже люди, далёкие от педагогики. Что-то о его уникальной методике воспитания трудных подростков слышал каждый житель бывшего СССР.

Всё началось в 1920 году, когда полтавский Губнаробраз (Губернский отдел народного образования) предложил 32-летнему дипломированному учителю Макаренко (тема диплома — «Кризис современной педагогики») создать трудовую колонию для «морально дефективных» подростков.

Свой опыт Макаренко описал в «Педагогической поэме». Это не теоретическая работа и не практическое пособие — скорее ироничный рассказ о буднях Трудовой колонии для несовершеннолетних правонарушителей им. Максима Горького.

Книга адресована широкому кругу читателей и может быть полезна не только педагогам, но и вообще любым руководителям или организаторам, в том числе бизнесменам. Известный фанат Макаренко — основатель «Юлмарта» Дмитрий Костыгин.

«Секрет» рассказывает, почему вам тоже стоит прочитать «Поэму».

Идеальное время для начала бизнеса не наступит никогда: решились — не откладывайте

Макаренко пришлось создавать колонию на месте заброшенных казарм посреди леса в селе Ковалёвка в 6 км от Полтавы. За два месяца с деревенскими специалистами ему удалось привести в порядок одну казарму: вставить стёкла, починить печи, навесить двери.

Отказаться от риска — значит отказаться от творчества

«Сравнив всё это с моими идеалами в области материальной культуры, я увидел: если бы у меня было во сто раз больше, то до идеала оставалось бы столько же, сколько и теперь. Вследствие этого я принуждён был объявить организационный период законченным», — пишет педагог.

Падение рынков и доходов делают идеалы материальной культуры трудно достижимыми и в России 2017 года. Макаренко был уверен, что неопределённость — это ещё не повод ничего не делать.

Идеального времени и условий не будет никогда. Хотите преуспеть здесь и сейчас, делайте продукты или услуги, востребованные на падающем рынке.

Как отучить сотрудников воровать

До основания колонии Макаренко 15 лет работал обычным школьным учителем. Поначалу ему было сложно справляться даже с пятью малолетними грабителями. Он так боялся своих воспитанников, что даже раздобыл наган.

Через неделю после приезда в колонию один из подростков устроил поножовщину, а кражи продовольствия и разных мелочей происходили постоянно: то серебряная ложечка у экономки пропадёт, то цветы с клумбы у железнодорожной станции исчезнут. Однажды у Макаренко украли жалованье за шесть месяцев (потом, правда, подросток деньги вернул).

Антон Макаренко

Антон Макаренко

© © РИА Новости

И всё же Макаренко придерживался принципиальной позиции не нанимать в колонию сторожа. Когда вора ловили с поличным, педагог собирал товарищеский суд. «У себя воруете», — поучал он воспитанников.

После очередной кражи, жертвой которой стала пожилая экономка, на товарищеском суде Макаренко произнёс речь: «Ограбить старуху, у которой только и счастья, что в этих несчастных тряпках, ограбить несмотря на то, что никто в колонии так любовно не относится к ребятам, как она, ограбить в то время, когда она просила помощи, — это значит действительно ничего человеческого в себе не иметь, это значит быть даже не гадом, а гадиком». После этой тирады подростки сами обрушились на вора с критикой.

Сплочённая команда — основа успеха

Жизнь в колонии — мощный тимбилдинг, как бы странно это ни звучало. «По воскресеньям почти вся колония отправлялась купаться к Коломаку — колонисты, воспитатели, а за ними как-то понемногу приучились собираться на берегу уютной, весёлой речушки соседние парубки и девчата», — вспоминает Макаренко.

Кадр из фильма «Педагогическая поэма»

Кадр из фильма «Педагогическая поэма»

© © РИА Новости

Воскресные купания, игры в фанты, занятия в театральном кружке объединяли педагогов колонии Макаренко и их воспитанников. В результате эффективность работы команды, то есть воспитанников трудовой колонии, повышалась.

Сначала детей невозможно было заставить даже просто расчистить дорогу от снега или наколоть дров. Через некоторое время подростки справлялись с гораздо более трудными задачами: и с ремонтом, и даже с ведением подсобного хозяйства.

Сотрудники должны ощущать причастность к победам и поражениям компании

«И старые, и новые колонисты всегда демонстрировали уверенность, что воспитательский персонал не является силой, враждебной по отношению к ним, — уверяет Макаренко. — Главная причина такого настроения, безусловно, лежала в работе наших воспитателей, настолько самоотверженной и, очевидно, трудной, что она, естественно, вызывала к себе уважение. Поэтому колонисты за очень редким исключением всегда были в хороших отношениях с нами, признавали необходимость работать и заниматься в школе, в сильной мере понимали, что это вытекает из общих наших интересов».

Кадр из фильма «Педагогическая поэма»

Кадр из фильма «Педагогическая поэма»

© © РИА Новости

Макаренко вспоминает, что его колонисты даже критиковали ребят из другой колонии за то, что те ничего не делают сами, ждут приказаний и потому живут в ужасных бытовых условиях. Это универсальный принцип. Подчинённые, которые осознают, что их действия влияют на финансовые показатели бизнеса, мотивированы сами предлагать идеи для его развития.

Осторожнее с советами гуру: инфобизнесмены редко учат хорошему

В советское время Макаренко называли основателем современной педагогики. «Основателем» ему пришлось стать потому, что все существовавшие на тот момент практики казались ему или устаревшими, или изначально бессмысленными.

Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого

«Сколько тысяч лет педагогика — существует! Какие имена, какие блестящие мысли: Песталоцци, Руссо, Наторп, Блонский! Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время пусто место, ничего нет, с одним хулиганом нельзя управиться, нет ни метода, ни инструмента, ни логики, просто ничего нет. Какое-то шарлатанство», — возмущается автор «Поэмы».

Замените в этой фразе Песталоцци и Руссо популярными инфобизнесменами — получите вполне точную оценку качества современной деловой литературы. Большинство книг неотличимы друг от друга, содержат повторяющиеся и банальные советы. А истории успеха известных предпринимателей и компаний, хоть и бывают интересными, не способны принести практическую пользу.