secretmag.ru
Жизнь7 мин.

Выгорание новичка: почему у предпринимателя и руководителя опускаются руки и что с этим делать

© Создано при помощи нейросети recraft.ai

Начинаете новое дело или вступаете на высокую должность с энтузиазмом и готовностью свернуть горы, желанием изменить мир и построить самую лучшую, сильную, эффективную компанию, а потом внезапно словно перегораете? До какого-то момента сбивали все препятствия, легко справлялись с неудачами, и вдруг — остановка. Ощущение, что ничего не получается, вы не способны быть руководителем и лидером. Почему так происходит и как справиться с этим выгоранием новичка, «Секрету фирмы» рассказала клинический психолог, карьерный коуч Юлия Харитонова.
Юлия Харитонова
Клинический психолог, карьерный коуч

Почему внезапно опускаются руки

Когда человек входит в новое дело, которым он увлечён, — запускает бизнес, после долгого ожидания становится руководителем — он горит этой идеей. А ещё он часто охвачен желанием всех убедить, что он может сделать на этом месте много классных вещей, заверить окружающих, что он сильный, умный, всемогущий. В этом и кроется причина грядущего выгорания и разочарования в себе.

Бежать быстрее всех и делать лучше всех зачастую заставляет не глубокая вовлечённость в процесс, интерес к делу, желание создать для мира невероятно полезный и важный продукт — а неуверенность в себе.

Перфекционизм, стремление убедить окружающих, что предприниматель или руководитель сильный, умный, всё может, получить признание от как можно большего числа людей — её проявления. Именно на ней и на её преодолении через внешние факторы новичок и летит на реактивной скорости и сносит все проблемы, трудности и вызовы.

Но стоит только физическому и эмоциональному ресурсу закончиться — что естественно после такого стремительного и долгого движения, как неуверенность накатывает с новой силой. И в эпизоде выгорания она становится главенствующей эмоцией.

Как результат — заполняющие голову мысли «Ничего не получается, лучше оставить этот бизнес/должность, это не моё».

Что тормозит в движении вперёд

Чтобы начать двигаться дальше, нужно понять, что вы делаете неправильно. Неуверенность, которая вела вперёд, может формировать несколько барьеров в вашем сознании.

Недооцениваете свою силу

Неуверенность приводит к тому, что человек постоянно сомневается в своих способностях и знаниях. Кажется, что нужно ещё немного поучиться, почитать, подготовиться, прежде чем приступить к делу — решить более сложную задачу, перевести бизнес на другой уровень, запустить новый продукт. Страх перед ошибкой мешает двигаться дальше.

Человек тратит много времени на подготовку и анализ и застревает в состоянии «вечного ученика» и «вечного планировщика». Он может постоянно создавать новые отговорки — «У меня нет времени», «Я слишком устал», «Это не для меня»: оправдывает свои «недооценки» и отказывается искать возможности.

В состоянии этой неуверенности человек ждёт какого-то идеального момента, когда наконец сойдутся внешние факторы и его собственные силы: он станет более компетентным, у него появится больше ресурсов. Но этот момент никогда не наступит.

Избегаете дискомфорта

Мысли вроде «Я не могу», «Я ещё не готов» заставляют избегать сложных задач, разговора, ситуаций с риском неудачи или критики. Для нашего мозга такие ситуации с долей неопределённости — это всегда опасность, поэтому он их избегает.

Но уверенный в себе человек не поддаётся уговорам мозга, выходит из зоны комфорта и благодаря этому растёт, а неуверенный — остаётся на месте.

Неуверенность в себе заставляет выбирать знакомое и безопасное: «Мы уже использовали такую маркетинговую стратегию — повторим её для продукта, она себя хорошо показала. Не будем искать новые ходы — вдруг, провалимся».

Тратите время впустую

Если бизнес или новая руководящая роль были желанными, то в моменте выгорания человек не ставит на них крест. Но в своём подавленном состоянии скорее имитирует деятельность, нежели что-то серьёзное делает.

Например, проходит постоянные обучения, которые никогда ему не понадобятся. Команду надо расширить, а для этого придётся перестроить структуру и процессы. Руководителю объективно не хватает сейчас навыков управления командой, которую надо расширить, а это потребует перестроить структуру и процессы.

Но кроме этого обучения он начинает прокачивать ещё и ораторское мастерство, креативность. Возможно, это не будет лишним, но сейчас оно не нужно и только забирает время и силы.

Ещё один сценарий — когда человек тратит время на побочные занятия, чтобы справиться с эмоциями. У него возникли серьёзные проблемы в бизнесе, он раздражён, испытывает гнев. Продуктивно — потратить его на решение проблем. Непродуктивно — выплескивать на трёхчасовых тренировках.

Всё перечисленное — форматы избегания проблемы, которые не приносят никакой реальной пользы. Человек фокусируется на мелких задачах, а важные, стратегические отодвигает на мифическое «потом».

Что делать дальше

При выгорании, которое затормозило движение, важно восстановить свой жизненный баланс — через сон, движение, мышление.

А также умерить пыл:

  • попробовать работать удалённо хотя бы часть времени;
  • договориться, что будете сами выбирать время начала и окончания рабочего дня;
  • сократить свою рабочую неделю до четырёх дней;
  • дать своим менеджерам больше полномочий — под вашим контролем;
  • говорить «нет» задачам, которые переполнят ваш график;
  • не заниматься микроменеджментом.

Всё это поможет стабилизировать себя, но не решает главную проблему — то, что привело к выгоранию. Если дальше человек попытается снова найти в себе тот же задор и энергию и продолжить бежать вперёд, с высокой вероятностью он скоро опять влетит в «потолок» и опять будет охвачен желанием «уйти в лес».

Что делать?

Понять, для чего вы двигаетесь вперёд

Надо проанализировать, кто вы и чего хотите. Вы начали бизнес или стали руководителем компании — зачем? Для чего вы бежали на сверхскорости, горели делом и сносили все преграды на пути, пока был ресурс?

Если только для того, чтобы всем доказать, что вы сильный, умный и успешный человек, то это путь в никуда. Вы будете постоянно выгорать и тратить ресурсы впустую.

Если за этим бегом была значимая причина — не всё потеряно. Например, вы открыли юридическую компанию, потому что хотите помогать людям — а не доказать всему миру, что вы потрясающий юрист.

У вас есть компетенции, опыт, экспертиза, вы чувствуете потребность использовать это с пользой для окружающих. А начали бизнес вместо ухода в найм — чтобы лучше управлять своими ресурсами.

Эта причина действительно приносит ценность, а не просто истощает ресурсы. Сконцентрируйтесь на ней: подумайте, что нужно для перехода на новый уровень или преодоления тупика в рамках этой цели, составьте список шагов для дальнейшего движения, проанализируйте риски и реализуйте этот план.

Подумать, от кого так важно получить признание

Это особенно важно, если после долгих размышлений вы видите, что целью запущенного бизнеса или причиной так хотеть стать руководителем был не интерес к работе, а поиск восхищения от окружающих. От кого именно вы так сильно хотите получить признание, что стремитесь доказать всему миру свою успешность?

Зачастую попытка выглядеть самым лучшим и замечательным в глазах всего мира идёт от недополученного признания от определённого человека или группы людей. Обычно это родители, как значимые взрослые, влияющие на формирование личности ребёнка, в частности на его самооценку и уверенность в себе.

Также перфекционизм часто возникает как механизм преодоления в ответ на стыд из-за детской травмы. Если он укореняется в страхе неудачи или покинутости, то становится способом избежать критики, отвержения или дальнейшей травмы.

Работать над вопросом недополученного признания и устранять его последствия, скорее всего, придётся со специалистом.

Создать дистанцию со своими мыслями

Отделитесь от своих мыслей, которые провоцируют чувство беспомощности. Создайте дистанцию, которая позволяет осознать, что мысль — это всего лишь мысль: это то, что мы называем «когнитивным разделением». Вы «разделяетесь» с мыслью, просто осознавая, что это мысль, которая у вас есть.

Например: «Я хочу быть самым лучшим руководителем» отличается от «У меня есть мысль (идея), что я хочу быть лучшим руководителем». Переход ко второй формулировке снижает тревогу и перфекционизм.

Мысль — это набор букв, а не истина. И «Всё пропало» не равно «У меня есть мысль, как будто всё пропало»: второй вариант очень помогает не проваливаться в беспомощность.

Начать получать признание от себя

Важно найти в себе опоры и поддержку — чтобы не фиксироваться на поиске их извне. Без этого будет невозможно сформировать уверенность в себе.

Попробуйте простую практику: подойдите к зеркалу и начните хвалить себя. Скажите себе, в чём вы по жизни молодец, что вы замечательного сделали сегодня, в чём можете гордиться собой.

Это необязательно должны быть «серьёзные» достижения вроде «Стал лауреатом премии», «Сделал миллион за неделю», которые общество считает успехом. Даже небольшое дело вроде «Организовал себя утром и съездил в бассейн» — это тоже повод для маленькой гордости собой: вы проявили дисциплину, позаботились о себе.

Эмоциональное выгорание заряженного энтузиазмом новичка может происходить из-за множества причин — это и взваленная на себя двойная работа, и отсутствие поддержки, и нехватка вознаграждений, и отсутствие контроля.

Но зачастую главная проблема — в неустанном стремлении к совершенству из-за попыток доказать всему миру, что человек строит самый лучший бизнес, эффективнее всех руководит компанией. Это приводит к высокому уровню стресса, беспокойства и самокритики и не даёт испытывать подлинное удовлетворение и реализацию. Поэтому нужно работать не только со своим расписанием, но с подходом к делу, с мышлением и с целями.