В России начнут усиленно лечить ПТСР. Как это будет?
Как объяснили в ведомстве, ПТСР может возникнуть вообще у кого угодно, ведь любое событие может оказать негативный эффект на человека. Сейчас помогать избавляться от расстройства будут участникам спецоперации и их семьям, жителям приграничных регионов, беженцам и многим другим.
Как это будет происходить?
Вернувшихся бойцов будут проверять экспресс-тестом, чтобы выявить ранние признаки ПТСР и не доводить до крайности. Но за помощью можно будет обратиться и самостоятельно.
90% пациентов потребуются консультации психолога (он занимается лёгкими расстройствами), треть отправят к психотерапевту (пограничные расстройства, которые можно лечить терапией и медикаментами), а ещё треть — к психиатру (тяжёлые расстройства, которые лечат серьёзными препаратами).
К тому же почти половине обратившихся придётся провести два месяца в медицинском учреждении, чтобы психиатры могли каждый день проводить осмотр.
Чем будут лечить?
Сперва проверят кровь на гормоны, возьмут общий и биохимический анализы крови и общий анализ мочи. Дополнительно сделают транскраниальное сканирование артерий и вен, ЭКГ, электроэнцефалографию и МРТ головного мозга, чтобы исключить дополнительные проблемы. После уже в зависимости от конкретного случая врач назначит антидепрессанты, нейролептики и транквилизаторы.
Есть и немедикаментозное лечение — индивидуальные и групповые сеансы психотерапии, аромаванны и лечебные души, солнцелечение и прочие санаторные способы успокоиться и расслабиться.
Что по этому поводу думают врачи?
Медики выразили радость, что психологическая помощь станет доступнее — узкопрофильным врачам даже предложат пройти курсы переквалификации, которые займут месяцев 5. Зато после них педиатры, терапевты и прочие специалисты смогут помогать пациентам и назначать лечение.
Но насчёт эффективности некоторых способов лечения есть вопросы. Психотерапевт телемедицинского сервиса «Доктис» Елена Бурделова заявила, что физиопроцедуры и ароматические ванны в основном имеют эффект плацебо и не слишком помогают общей клинической картине. А препараты вроде и эффективные, но не очень новые.
К выбору специалистов Минздрава есть вопросы и у доцента кафедры психиатрии РУДН Романа Сулейманова. По его словам, в списке препаратов сплошные транквилизаторы, и большинство из них — бензодиазепиновые, хотя современная психиатрия их избегает. Они не рекомендуются пациентам с расстройствами, которые связаны со злоупотреблением психоактивными веществами. Поэтому медики пожелали, чтобы стандарт скорректировали согласно современным исследованиям и практикам.
Если «ПТСР» звучит как что-то из голливудских фильмов и нереальное, то спешим разубедить — это расстройство встречается очень часто. Не обязательно пройти бой или попасть в аварию, чтобы его получить. Что это за болезнь такая, откуда берётся и что с ней делать — читайте в материале «Секрета».