Пёс с ними. Зачем российский бизнес держит в офисах животных
Истории бизнеса
Для нас культура pet-friendly — это не просто слова. В бэк-офисах компании живут рыбки, попугаи и другие питомцы. Сотрудники часто сами предлагают завести животное. Например, у коллеги в кабинете плавает аквариумная рыбка. Бывают случаи, когда люди привозят небольших питомцев в офис на время отпуска. Некоторые питомцы остаются там жить. Так было с попугаем в одном из отделов: привозили на время, а получилось — навсегда.
Животные небольшого размера обычно не доставляют много хлопот. Конечно, приходится решать вопрос об уходе за питомцами во время отпусков или отсутствия коллег в выходные и праздничные дни. Наших животных согласились подкармливать сотрудники дилерских центров, работающие в это время (специалисты отдела продаж, административно-хозяйственный отдел локации).
Питомец в офисе положительно влияет на атмосферу в коллективе, поскольку помогает снять напряжение. Животные поднимают сотрудникам настроение и создают на работе общий позитивный фон.
Сначала я осторожно, чтобы не шокировать сотрудников, принёс двух маленьких декоративных мышек в клетке из прутьев размерами 35х12 см — с поилкой, каруселью и домиком внутри. Специально выбирал самых красивых особей. Они такие милые, что их в офисе сразу все полюбили.
У меня были сомнения по поводу возможного негативного отношения сотрудников к декоративным мышкам, поэтому навязывать живое общение совершенно не хотелось. Однако всё получилось.
Клетку с мышатами установили в углу моего составного большого рабочего стола. Они забавно крутят карусель, когда не заняты едой или сном. Отрицательный момент тоже есть. Приходится часто мыть клетку, чтобы не было запаха.
Общая забота и активное участие в судьбе братьев наших меньших объединяют людей, ещё вчера общавшихся друг с другом только по деловым вопросам. Ещё декоративные мышки помогают снять накопившееся напряжение.
Если позволяет площадь офиса, всем рекомендую сделать комнату отдыха и психологической разгрузки, только вместо традиционных рыбок в аквариумы по 200–300 литров запустите мышат.
Королевский питон поселился в офисе со дня основания агентства — в 2015 году. Во время собеседований, переговоров и деловых встреч мы иногда упоминаем нашего директора по развитию — Евгения Владленовича Питона.
Реакция на змею в офисе бывает двух типов: «я его боюсь, ни в коем случае не доставайте эту гадость» и «ой, давайте покормим милашку и возьмём на ручки». Постепенно даже те, кто раньше реагировал с неприязнью, начали менять отношение на противоположное.
Для людей из медиасферы животные в офисе — это нормально. Например, у одного крупного менеджера в офисе живёт енот.
Питона особенно любит отдел дизайна. Наша коллега Лана иногда берёт его к себе, и он обвивается вокруг шеи. Так они вместе и работают. Наверное, Евгений Владленович её как-то консультирует, когда она творит, потому что презентации получаются замечательные.
А уж посмотреть на кормление питона сбегается весь офис. За его жизнью всегда интересно наблюдать.
Хомяк живёт в специальной клетке. Она довольно большая, с колесом и горками, чтобы нашему другу не было скучно. Внутри клетки у хомяка находится домик, где он обычно спит и хранит запасы еды, а также миска и поилка.
Когда мы приходим на работу, он обязательно выходит посмотреть и «поздороваться». Потом хомяк ложится спать до 17 часов вечера, просыпается и идёт работать — крутить колесо. Он очень добрый и общительный. Да и попыток побега пока не предпринимал.
Уборщица чистит клетку раз в месяц. На выходные мы оставляем хомяку корм в миске и большую поилку. Грызуны не едят больше, чем им нужно, а делают запасы в домике или норке, что очень удобно.
Основная проблема — не пересыпать корма, чтобы зверёк жил всё-таки в опилках, а не в еде. Каждый сотрудник считает своим долгом накормить хомяка сразу, как приходит на работу, но обычно это уже с утра успел сделать кто-то другой. Пришлось составлять расписание и устанавливать очерёдность кормлений.
Плюсы содержания хомяка в том, что это всё-таки ночное животное. Утром грызун мирно спит в домике и не мешает рабочему процессу. Ближе к вечеру он выползает и начинает заниматься любимым делом — бегать в колесе. Глядя на него, у всех открывается второе дыхание и поднимается настроение.
Нашим коллегам (супружеской паре) было не с кем оставить собаку. Она так скучала по своим хозяевам, что разносила всю квартиру — то ли от тоски, то ли из мести. Ей даже покупали специальный манеж, чтобы хоть как-то ограничить её перемещение и спасти вещи от погрома, но это не помогло. Тогда коллеги купили камеру, с помощью которой вели наблюдение за собакой и разговаривали с ней из офиса. Собака испугалась ещё сильнее, когда услышала знакомый голос, но в комнате никого не было. Тогда её решили приводить в офис.
Каких-то особых проблем с животным в офисе не было. Почти у всех дома были кошки и собаки, поэтому очень обрадовались, когда коллеги привели в офис питомца. Иногда собака могла сделать лужу, но за ней сразу убирали. Хорошо, что у нашего департамента был отдельный кабинет, а не опенспейс.
Наши животные никогда никому не мешали. Правда, коллеги из других департаментов, приходившие к нам по рабочим вопросам, не всегда были рады этой затее.
Животные в офисе — это всегда позитивная обстановка. Собаки легко идут на контакт, их приятно гладить и держать на руках. Это настраивает на продуктивную работу.
У меня есть чёрный померанский шпиц Гуччи. Когда я уходила на работу, а она начинала лаять и скулить под дверью, то всегда очень расстраивалась. Когда я уволилась со службы и открыла собственную компанию, решила, что Гуччи будет ходить со мной на работу. Это даже не обсуждалось.
Она настолько красивая и ласковая, что никого не оставляет безразличным. При этом она подпускает к себе далеко не всех: каждого посетителя сначала долго обнюхивает. Бывает, что даже самые серьёзно настроенные люди тают, увидев её на пороге. После этого деловая беседа плавно перетекает в дружеское русло.
История animal-friendly-офиса началась с померанского шпица Семёна. Он настоящий талисман, его знает каждый сотрудник. Сергей, наш креативный директор и сооснователь компании, сначала приводил Семёна в офис на общие мероприятия.
Реакция коллектива на бодрого и весёлого шпица была доброжелательной. Собака создавала неформальную атмосферу и вносила домашний уют. С того момента каждому сотруднику разрешается приходить в офис с домашним питомцем.
Единственная сложность с животными в офисе — это всеобщее внимание. Невозможно пройти мимо, каждый хочет погладить и поиграть. Во всём остальном наши зоодрузья не причиняют никакого дискомфорта.
Когда сотрудники приходят с домашними животными, это похоже на знакомство с семьёй. Стираются границы формальных отношений, увеличивается степень доверия к коллегам. Общая атмосфера в офисе становится более спокойной.
Зачем нужны животные в офисе
Работа — это не только деньги, встречи с новыми людьми и прокачка скиллов, но также постоянный стресс, профдеформация и апатия. Из года в год работодатели ищут варианты, как сохранить продуктивность и здоровье сотрудников. Среди популярных способов – улучшить офисный интерьер: хороший климат, правильное освещение, социальные зоны, «тихие» места и так далее. Животные в офисе тоже помогают держать продуктивность сотрудников в тонусе.
Как показало исследование учёных и Университета Содружества Вирджинии, у сотрудников, которые брали с собой на работу собак, был самый низкий уровень стресса и напряжения, росла производительность. Кроме того, во время этого эксперимента улучшалось взаимодействие между коллегами. Другие исследователи указывают на то, что собаки на рабочем месте — это элемент социальной поддержки. Когда человек находится рядом с собакой, его организм легче реагирует на стресс: у него не так сильно растут пульс и давление.
Но, несмотря на то, что животные способны сплотить команду и повысить её эффективность, не стоит забывать об ответственности и возможных проблемах. За питомцами необходимо ухаживать и с ними нужно играть. Перед появлением животного в офисе придётся учесть все плюсы и минусы.
Появление pet-friendly офисов и развитие необходимой инфраструктуры в них — это глобальная тенденция. Она позволяет поддерживать хорошее настроение и высокую продуктивность у сотрудников в течение дня, а для животных — это шанс весело провести день и не маяться в четырёх стенах.
Прежде чем брать питомца с собой на работу, оцените его самочувствие и особенности характера, насколько он социализирован и не станет ли такая прогулка для него стрессом. Также стоит уточнить у коллег, согласны ли они работать рядом с животными. Возможно, у кого-то аллергия.
Рабочее пространство со статусом «pet-friendly» подразумевает, то в офисе обеспечиваются все условия для размещения животного. Если их нет, то важно обратить внимание на этот момент и позаботиться о том, чтобы питомцу было комфортно.
Если животные находятся в офисе постоянно, например, рыбки, хомяк или кролик, то важно организовать за ними уход. Сотрудники, которые приводят своих животных на работу, делают это не ради забавы. Они проявляют ответственность за питомца и демонстрируют важность его общения с внешним миром.
На мой взгляд, руководителям стоит разрешать сотрудникам брать с собой на работу питомцев, потому что такая возможность избавляет их от чувства вины из-за оставленного дома друга.
Совместное пребывание животного с хозяином положительно сказывается на работе сотрудников, их вовлечённости и лояльности. Также питомцы выступают мощным антистрессом, с ними атмосфера в офисе становится более расслабленной и доброжелательной, улучшается настроение внутри коллектива.
Несколько лет в нашем офисе жил кот Тихон. Причём это не животное кого-то из сотрудников, а «корпоративный» питомец компании «Кнопка». Скидывались на еду и убирали за ним тоже все вместе.
Было много курьёзных случаев, связанных с содержанием кота в офисе и с отсутствием хозяина. Например, случайно заперли его на все выходные на балконе. Однажды сотрудник был вынужден отдыхать, потому что кот сладко спал на ноутбуке. Провода Тихона не интересовали, а вот ковриков он испортил немало. Долго привыкал жить в офисе с 100+ сотрудниками. Возможно, испытывал стресс, хотя по нему этого не было заметно.
Основная проблема была в том, что многие сотрудники старались его накормить и не осознавали важности правильного и сбалансированного питания питомца. Со временем у Тихона появились проблемы с пищеварением. Конечно, осознанность пришла, Тихона перестали подкармливать, но было уже поздно.
Кота долго лечили, и он отправился жить домой к одному из сотрудников «Кнопки». Возможно, заведи мы дворового беспородного кота, такой проблемы удалось бы избежать.
Плюсы от содержания животного в офисе очевидны:
- Питомец положительно влияет на эмоциональное состояние коллектива и настроение в команде. Сразу появляется много внутренних шуток, примет и обсуждений.
- Офис с котом и без него — это два разных рабочих пространства. Посетители, увидев кота, быстро проникались атмосферой и настраивались на позитивную коммуникацию.
- Из этого получился неплохой инфоповод. В 2014 году практика содержания питомца в офисе была мало распространена.
Наши сотрудники также держат на столах аквариумы с улитками и приводят на работу собак некрупных пород. Воспринимаем это как антистрессовую терапию. В разгар рабочего дня в офисе можно увидеть директора по маркетингу, тискающего французского бульдога.
В декабре 2019 года арт-директор компании принёс в брянский офис маленького щенка. Собаку нашли на улице. Ей нужен был дом, но ещё больше забота, потому что на улице она бы не выжила. Наш офис находится в частном секторе, есть задний двор и много места, поэтому собаку оставили на передержку. Если бы наш офис находился в бизнес-центре, мы не смогли бы содержать собаку в помещении. Придумали ей временное имя — Айми или Айма.
Мы заботились о ней: выгуливали, играли, воспитывали. Наш арт-директор работал тогда во «вторую смену», поэтому Айма практически не оставалась одна. Мы привязались к собаке, и она осталась с нами.
Большая часть проблем возникала до года. Несколько раз погрызла обувь, дверной косяк, диван. Шерсть в офисе. Сложно было приучить к режиму и правилам.
Айма постоянно получает внимание от команды. При этом у неё нет конкретного хозяина, которого бы она слушалась, поэтому собака часто хулиганит. Ещё она научилась открывать двери и полюбила самостоятельные прогулки. Только и приходится следить, чтобы не убегала.
Одна из сложностей — возможная аллергия у сотрудников. За 2,5 года у нас в брянском офисе не было ребят-аллергиков. Перед тем, как оставить Айму, мы промониторили вопрос здоровья ребят, всех кандидатов держим в курсе того, что в офисе живёт собака. Большая часть команды у нас находится по всей России, поэтому риски минимальны.
Айма — источник положительных эмоций, хорошего настроения и помощник по снятию стресса. Каждое утро радостно встречает всех в офисе. Она стала нашим маскотом и частью команды. Мы даже придумали ей должность — менеджер подушки. У нас сидячая работа: мы занимаемся разработкой цифровых продуктов и сервисов. Собака мотивирует к физической активности на перерывах. Например, выгуливать её в течение дня или поиграть с ней.
Ещё один плюс — возможность оценить свои силы перед тем, как взять питомца домой.
Коллаж: «Секрет фирмы», Unsplash, Unsplash License