secretmag.ru
Жизнь9 мин.

«Представь, что мы вообще сделали». Как пассажиры и экипаж принимали роды на борту самолёта — 6 историй

Вы летите в самолёте, а ваша соседка по ряду начинает рожать. Ваши действия? Велика вероятность, что на борту не окажется ни одного врача. Возможно, именно вам придётся помогать стюардам в этой сложной ситуации. «Секрет фирмы» узнал, как действовали случайные свидетели родов в самолёте, как справлялся с этим экипаж и что, кроме истории для внуков, с этого получают новорождённые.

Роды в самолёте глазами пассажиров

Николай Данилов
пассажир, помогал принимать роды на рейсе Москва — Пунта-Кана в феврале 2022 года

Я летел к жене в Доминикану из Москвы. Борт был полупустой, поэтому я устроился на заднем ряду, чтобы поспать. В какой-то момент меня начали будить бортпроводники: оказалось, пассажирка рожает, нужно освободить задний ряд, чтобы разместить её.

Меня попросили быть «подручным» — что-то унести, принести, подержать. А сами роды принимали только бортпроводники — никакого отдельного медперсонала не было.

Они действовали слаженно и спокойно, словно каждый день только этим и занимались.

О том, что происходит, никто в салоне не подозревал: было очень тихо, люди потом сильно удивлялись случившемуся. Обычно же роды ассоциируются с криками, суматохой и плачем, а тут всё спокойно, да ещё и быстро.

Появившийся на свет мальчик плакал не громче котёнка. Поскольку в момент рождения ребёнка мы летели над Атлантикой, сесть где-то было невозможно. Так что самолёт ещё около пяти часов находился в воздухе и сел, как и должен был, в Доминикане.

Моя жена после этого смеялась, что теперь точно пойдём вместе на партнёрские роды, хотя я туда не собирался.

Кристина Заморочко
медик, приняла роды на рейсе Хабаровск — Пхукет в июле 2016 года

Мы с моей подругой Светой учились на 5-м курсе Дальневосточного медуниверситета и полетели отдыхать в Таиланд. Через четыре часа после взлёта у пассажирки начались схватки, и мы со Светой на автомате предложили помощь.

Других врачей в самолёте не оказалось, так что мы вдвоём взяли на себя основное: Света принимала роды, а я помогала со схватками и потугами. Бортпроводники дали нам стерильные халаты и перчатки. Но инструментов и медикаментов не было: стерилизовать всё пришлось водкой, пуповину затягивать — марлей.

Роды прошли стремительно, буквально спустя 20 минут малышка оказалась у нас в руках.

Во время самих родов мы со Светой не понимали, что происходит: просто знали, что что-то надо делать, надо помочь. А когда уже самолёт сел, начало накрывать пониманием, и я говорю: «Представь, что мы вообще сделали!»

Гульсара Ешимбетова
акушер-гинеколог, доктор медицинских наук, принимала роды на рейсе Пекин — Ташкент в ноябре 2018 года

© Коллаж: «Секрет фирмы», unsplash.com/Bailey Alexander

Мы с коллегой летали в Китай для повышения квалификации, а на обратном пути в Ташкент приняли роды. Прошло полчаса с момента взлёта, и тут по громкой связи на английском объявляют чрезвычайную ситуацию и спрашивают, есть ли врачи в салоне. Мы встали и пошли к экипажу.

Нам сообщили, что в салоне пассажирка рожает. Её пересадили на задние ряды, и экипаж решал, что с ней делать, — полёт-то предстоял очень долгий. Пообщавшись с женщиной, мы узнали, что это её 5-е роды. Встревожились из-за её пульса и рисков кровотечения.

В итоге коллега принимала роды, а я потом занималась ребёнком. Делать всё пришлось без нужных инструментов — мы обходились скудным набором бортовой аптечки — и вдобавок успокаивать взволнованных бортпроводников.

К счастью, всё закончилось удачно. А самолёт развернули, чтобы не рисковать: он сел в Пекине, маму с новорождённым увезли в больницу.

Роды в самолете глазами экипажа

Татьяна Юрьева
бортпроводница «Уральских авиалиний», приняла роды на рейсе Ош — Екатеринбург

В 2018 году я впервые принимала роды на борту самолёта, но не впервые. В прошлом я была медсестрой скорой помощи. Ещё незадолго до этих родов так проходил мой обычный рабочий день, поэтому морально я готова ко всему. К тому же всех бортпроводников обучают принимать роды, хотя на практике с ними приходится сталкиваться очень редко. И всё же каждые 2 года мы освежаем эти знания.

Самолёт летел из Оша в Екатеринбург, мы только-только набрали высоту, и беременная пассажирка начала жаловаться на боли в пояснице и в животе. Мы её осмотрели и поняли, что отошли воды.

Чтобы не смущать ни саму женщину, ни остальных пассажиров, мы устроили её на задних сиденьях и прикрыли ширмами, и коллеги доверили мне принимать роды.

О протекании беременности пришлось спрашивать саму женщину — её обменная карта осталась в багаже.

Мальчик появился через 15 минут после отхода вод, родился преждевременно, на 29-й неделе.

Потом экипаж принял решение вернуться в аэропорт вылета, в Ош, и мы передали роженицу медработникам. А через несколько месяцев мы снова встретились с мамой и малышом на борту, у них всё было хорошо.

Ада Ибрагимова
бортпроводница авиакомпании «Таймыр»( сейчас — «Нордстар»), приняла роды на рейсе Краснодар — Норильск

В мае 2015 года мы с командой принимали неожиданные роды. Женщина получила от врача разрешение на полёт (в последнем триместре летать можно только со справкой, но об этом расскажем ниже. — Прим. «Секрета»), ничто не предвещало начало родов, но схватки начались буквально через 10 минут после взлёта.

Врачей среди пассажиров не оказалось, поэтому я и трое моих коллег впервые в жизни приняли роды. Мы сильно волновались, но всё прошло быстро и без осложнений.

Чувства и эмоции были нереальные, адреналин захлёстывал. Более опытная коллега Юля подсказывала, что дальше делать, шаг за шагом.

Было страшно трогать младенца — вдруг что-то не так сделаю: такой маленький, мягкий. Перевернула его на спину, похлопала по спине, он закричал, и мы все выдохнули.

Кристина Кондратьева
бортпроводница авиакомпании «Полярные авиалинии», приняла роды на рейсе «Зырянка — Якутск»

С родами в самолёте я лично впервые столкнулась в мае 2014 года. Женщина, у которой мы принимали роды, Ирина, летела в Якутск, как раз чтобы родить. Она была на 7-м месяце, но с довольно крупным животом — как оказалось, двойня. Ирину сопровождали акушер-гинеколог Елена и знакомая, и это нам сильно помогло в итоге. Не пустить в самолёт на таком сроке мы не имеем права, тем более время в пути — 3 часа, это немного. Хотя, мне кажется, акушерка предполагала, что Ирина может родить в полёте.

Я увидела, как в какой-то момент Ирина вместе с акушеркой вышли вместе в туалет, а когда вернулись, отклонили сиденье, чтобы Ирина легла, и акушерка мне сказала, что воды отошли, начались схватки.

Акушерка со знакомой растирали Ирине спину и на мой вопрос «Рожаем или терпим?» акушерка сказала, что они постараются потерпеть. Но в итоге пришлось принимать роды на борту где-то через 2 часа от начала полёта.

Я пересадила Ирину с её «командой» на передние сиденья, там больше пространства, сделала ширму, принесла перчатки акушерке.

Двойняшки родились уже в самом конце полёта. Первая в 18:35, когда мы снижались, вторая — в 18:45, на приземлении. Ирина себя вела очень спокойно — не кричала, не суетилась. У неё это вторые роды, как выяснилось. И малышки родившиеся тоже были спокойные.

Пассажиры очень интересовались происходящим, спрашивали, кто там родился, аплодировали, радовались.

У меня это был первый опыт. 3 месяца в авиации — и такое боевое крещение. Но удивительно, что паники не было: в процессе я была спокойна как солдат — адреналин захлестнул потом, трясло сильно от осознания пережитого стресса. Не знаю, как бы справилась со всем, если бы была одна, без акушерки.

Нас обучают, конечно, принимать роды, я с собой всегда тетрадку с записями вожу, но всё равно страшно.

© Коллаж: «Секрет фирмы», kinopoisk.ru, unsplash.com/ Alexander Schimmeck, unsplash.com/Christian Bowen

Как к родам на борту относятся авиакомпании

Официальной статистики о том, как часто женщины рожают на борту самолёта, нет. Члены экипажа говорят, что можно много лет летать и ни разу не столкнуться с родами. Даже в практике самих авиакомпаний это редкость: например, у Finnair первые роды на борту были в 2008 году, а компания возит пассажиров с 1923 года. Есть зарубежное исследование, в котором указано, что с 1929 по 2018 год в мире роды случились на 73 коммерческих рейсах.

Бортпроводников обучают принимать роды. Они не только штудируют теорию, но и отрабатывают практику на тренажёрах. Иногда применять знания в реальной жизни не приходится — в 50% случаев на борту среди пассажиров обнаруживается и врач.

Большинство авиакомпаний, чтобы снизить риски, следуют рекомендациям врачей и не пускают на борт беременных с 37-й недели. А с 28-й недели просят показать справку от гинеколога, что нет осложнений и рисков родить раньше срока и что перелёт разрешён. Но лучше перед покупкой билета проверять правила конкретного перевозчика.

Авиакомпании по-разному относятся к беременным в последнем триместре на борту самолёта. «Уральские авиалинии» перевозят беременных на любом сроке, но со свежей (не больше 24 часов до времени вылета) справкой от гинеколога. «Россия» справку просит только на последних 4-8 неделях. У зарубежных перевозчиков условия строже: Turkish Arlines не принимает на борт беременных на сроке свыше 36 недель, а с двойней — на сроке не более 32 недель.

Что будет за роды в небе

Если же вышло так, что лететь нужно обязательно, или до 36-й недели ещё далеко, но ребёнок всё-таки решил появиться в небе, кроме уникального опыта мама и малыш могут получить дополнительные бонусы. Например, подарки от авиакомпании.

Перевозчик «Полярные авиалинии» подарил двойняшкам, которые родились на рейсе «Зырянка — Якутск», бесплатные перелёты по этому маршруту. Правда, только до совершеннолетия. А вот малыш, появившийся на борту AirAsia, будет пожизненно бесплатно летать рейсами авиакомпании. В 2021 году новоиспечённый пассажир «Аэрофлота» получил бессрочную золотую карту авиакомпании.

Правда, бесплатные перелёты получают не все — это не прописано в стандартах авиакомпаний, всё будет на усмотрение руководства.

Если рейс международный, есть шанс на более интересный бонус — иностранное гражданство для новорождённого. Обычно дети получают гражданство по родителям: это называется «правом крови». Такого принципа придерживаются многие страны, Россию. Малыш родителей-россиян автоматически получит российское гражданство, где бы ни появился на свет.

Но ещё он может претендовать на гражданство другой страны — по месту рождения. Это называется «право почвы».

На борту самолёта действует право страны, в которой он зарегистрирован. Потому самая частая практика в «праве почвы» — когда новорождённому дают гражданство страны регистрации борта. Но бывает, что гражданство ребёнку дают по стране, над которой самолёт пролетал во время родов или в которую направлялся. Всё зависит от законов конкретного государства.

Антон Палюлин
управляющий партнёр юридического бюро «Палюлин и партнёры», судебный эксперт

Как поясняет Кирилл Грибов, юрист компании «Варшавский и партнёры», «право почвы» работает в основном на Западе: в США и Канаде. В США это правило действует с оговоркой. «Гражданами США становятся все, кто родился в этой стране. Но США не признала Конвенцию о сокращении безгражданства. Так что американцем становится ребёнок, который не просто родился в самолёте, зарегистрированном в США, но и который сел в США», — говорит эксперт.

Если два права сталкиваются, ребёнок получает двойное гражданство. Например, родители — граждане страны, в которой применяется «право крови»: той же России. А малыш появился на борту самолёта, принадлежащего стране, в которой действует «право почвы». «Если у российских родителей появится ребёнок на борту American Airlines или Azul Brazilian Airlines, у него будет двойное гражданство России и США или России и Бразилии», — рассказывает Антон Палюлин.

Коллаж: «Секрет фирмы», kinopoisk.ru, Unsplash/Alex wong, Garrett Jackson, zelle duda, кадр фильма «Аэроплан» (1980)