Чем отличаются восточные и западные методы управления. Рассказывает российский топ-менеджер, поработавший в Samsung и Microsoft
Три характерных черты корейской модели управления
Корейская корпоративная культура тесно переплетена с традициями и особенностями самой страны. В центре корейской системы координат — конфуцианство, которое и определяет подход к управлению персоналом и работы внутри компании. При этом, как это ни странно, большинство корейцев вовсе не верят в бога либо являются христианами.
Первая и, наверное, самая яркая отличительная черта азиатской компании — это строгая иерархичная система управления. Авторитет и компетенции начальника ни в коем случае нельзя ставить под сомнение.
Как и в России, места наверху чаще всего распределяются по знакомству и связям, при этом способности и талант играют не первоочередную роль.
Это касается только руководящего состава. За 8 лет работы я видел как гениальных корейских руководителей российского представительства, так и сонных дедушек, которые, видимо, просто просиживали свои штаны и вообще ничего не понимали в бизнесе.
Вторая не менее интересная черта — невероятная гибкость и непостоянство корейского менеджмента. В зависимости от ситуации корейцы могут легко менять ранее согласованные решения. Даже если у вас есть письменное подтверждение, кореец может просто сказать, что он передумал и такие условия дать не сможет.
Такие действия не подчиняются общепринятой логике западного человека. Корейцы же считают, что гибкость в отношении непредсказуемых действий судьбы — это достойная характеристика, которой нужно обладать.
Третья отличительная черта — полная монохромность или отсутствие индивидуального мнения. Корейский руководитель живет в своём виртуальном мире, и если кто-то из сотрудников пытается его приблизить к реальности, это вызывает дикое возмущение. Чем выше ранг начальника, тем более оторвана от настоящих событий его виртуальная картина мира.
Одиночкам-правдорубам сложно прижиться в корейской компании.
Несмотря на все эти нюансы, есть и огромные плюсы работы в крупной корейской компании. Прежде всего — это отличная школа для начинающих специалистов, где год идёт за три. Сумасшедший ритм работы, море презентаций и табличек, я уже не говорю о бесконечных митингах, ночных внеплановых работах за очередным отчётом или презентацией к визиту важного человека из штаб-квартиры.
Ещё один важный плюс работы в подобной корпорации — это довольно быстрый карьерный рост, однако наши люди зачастую просто не выдерживают ритма работы и чрезмерной гибкости корейского ума.
Три характерных черты американской модели управления
Первая — слабо выраженная иерархическая структура. В отличие от корейской системы, где слово корейца — это закон и приказ, в американской компании руководитель будет объяснять, для чего выполняется задание и какая польза будет не только вам лично, но и всей компании.
Как следствие — развита система индивидуальной мотивации. Часто руководитель проводит встречи «один на один», где обсуждается карьерный план сотрудника, его цели и амбиции. Также очень часто собирают обратную связь о руководителе, насколько он хорошо мотивирует сотрудников и как с ним обращается.
В итоге, в отличие от корейской практики, процесс управления людьми немного более сложный, но, на мой взгляд, более лояльный к сотруднику. В том числе это касается зарплаты: хороший продавец, с учётом выполнения плана и различных мультипликаторов, может получать на уровне своего руководителя (речь идёт о старших менеджерах, конечно, не о топах).
Вторая особенность — супер-«инструктурированность». Почти на каждый случай и действие есть отдельная инструкция. Каждый шаг и каждое действие отточено, есть большое количество готовых скриптов и рекомендаций. Это, с одной стороны, удобно, но с другой — иногда слишком усложняет самые простые процессы и действия.
И всё же это скорее большой плюс. К примеру, если вы новый сотрудник, вы получаете доступ к OneNote (программа для создания заметок и систематизации информации, входит в пакет Microsoft Office), в котором есть подробное описание того, что от тебя требуется, какие процессы по твоей специализации проходят в компании, календарь важных событий и всевозможные полезные ссылки на внутренние ресурсы.
Если говорить о темпе работы, то здесь он значительно медленнее, чем, например, в Samsung. Отличие присутствует даже в планировании: в Samsung оно еженедельное, в Microsoft — ежемесячное. Презентации готовятся сильно заранее и по утверждённому на год плану. В Samsung же количество презентаций за месяц точно перекроет годовую потребность Microsoft.
Третья отличительная черта — нацеленность на результат, а вернее, на прибыль. Если бизнес начинает проседать, то в американской компании чётко будут следить за показателями и считать, сколько прибыли приносит каждая голова. Если по инструкции показатели в красной зоне, то людей начинают сокращать. Никто не ждёт, что вот-вот ситуация станет лучше и не нужно никого будет убирать, как это часто бывает в корейской компании.
Если в Samsung при отсутствии личного вклада/результата внутри отдела или компании (что вообще-то тяжело бывает проследить) вы вкладываете душу в работу, часто задерживаетесь и не спорите с руководителями, то шансы усидеть на своём месте очень высоки. Отчасти другой подход Microsoft может быть ещё обусловлен большим спросом со стороны соискателей.
Что в итоге
Если провести аналогию с учебными заведениями, то азиатский стиль — это точная реплика обычной общеобразовательной школы, со строгими учителями, жёстким графиком посещения и безумным количеством классной и домашней работы. При этом домашнюю работу проверяют каждый раз и пропустить её невозможно.
Что же касается американского подхода, то это скорее хороший университет, где студент волен избирательно посещать пары (работать из дома, проводить собрания онлайн), самостоятельно готовиться к экзаменам и выполнять или не выполнять домашку.
Но есть один небольшой нюанс: если ты завалил экзамен (не выполнил план), то, в отличие от доброго школьного учителя, который мог бы тебя просто пожурить, университетский преподаватель может вас легко отчислить со словами «ничего личного, только бизнес».
Коллаж: «Секрет фирмы», Unsplash/Robert Bye, Gregory Hayes