secretmag.ru
Жизнь11 мин.

8 признаков, что вам никогда не добиться повышения на работе

Корочка о высшем образовании, богатое резюме и портфолио — казалось бы, у вас есть всё для того, чтобы занять должность мечты. Коллеги, с которыми вы начинали работать в компании, уже давно продвинулись вверх по карьерной лестнице, а вы по-прежнему стоите на месте. На то есть несколько объективных причин. «Секрет» пообщался с психологами и экспертами в сфере HR и выяснил, почему не каждого сотрудника ждёт повышение.

Вы боитесь брать на себя ответственность

Если вы постоянно находите оправдание своим неудачам и перекладываете ответственность за результат на других — вам не продвинуться вверх по карьерной лестнице. Добиться желаемой должности вам мешает страх потерпеть неудачу. Каждый руководитель отвечает не только за свою работу, но и работу всего коллектива. Он должен с достоинством принимать как победы, так и поражения.

Работодателю важно быть уверенным, что специалист или менеджер — зрелый человек, который несет ответственность за процесс и результат своей работы, а если совершит ошибку — сможет признать её, проанализировать и сделать выводы для будущих проектов. Неумение или нежелание брать на себя ответственность по мере взросления и получения опыта — признак инфантильности. Никто не готов дать инфантильному человеку больше полномочий и больше влияния на результаты бизнеса.

Ольга Липина
директор по управлению персоналом в Rights Business Standard

Ответственность — одно из ключевых качеств, которое работодатель хочет видеть в своём сотруднике. Уверенность в том, что сотрудник может качественно и профессионально справиться с требуемым объёмом работы и не тормозить общую работу коллектива — это то, что ждёт руководитель от каждого, кто работает в компании. Если такой уверенности нет, работника вряд ли будут рассматривать для повышения. В работе безответственность равна инфантильности и равнодушию к результату.


Выполнение механической работы, не предполагающей серьёзной ответственности, — самый лёгкий путь. Он не приведёт к появлению инициативности, генерации новых идей, оптимизации текущих рабочих процессов. А это, в свою очередь, влечёт стагнацию в профессиональном развитии и соответствующую фиксированную зарплату.
Евгения Шепелева
бизнес-психолог

Если понимаете, что у вас нет необходимого опыта, но нужно демонстрировать готовность принять на себя ответственность, понаблюдайте за людьми из вашего профессионального окружения, которые, с вашей точки зрения, в этом хороши. Посмотрите, что они делают, поговорите с ними об этом. Понаблюдайте за руководителем, если считаете, что это тоже пример, на который можно опираться. Вы можете поговорить с ним о том, что хотите попробовать себя в каких-то задачах, где можете взять больше ответственности. Руководитель даст вам ценные алгоритмы и инструкции, сориентирует, в каких задачах вы могли бы проявить большую автономность. И для вас это будут более экологичные условия с точки зрения рисков.

Галина Говорун
эксперт по менеджменту и управленческой коммуникации, ведущий методолог компании Business Speech

Решайте проблему поступательно. Не пытайтесь взвалить на себя слишком много за раз, принимайте ответственность за решения постепенно. Если вам предлагают взять на себя реализацию совершенно нового продукта и вы будете отвечать за финансовые показатели успеха этого проекта, предложите руководству начать с меньшего. Скажите, что можете запустить проект, но для начала готовы взять на себя анализ рынка конкурентов. Вы становитесь ответственным за результат, но цена ошибки не так уж велика. Или вы можете сказать: «Хорошо, но для начала я соберу команду под этот проект». Допустим, вы прекрасно взаимодействуете с людьми, здесь вам нет равных, и в таком случае степень тревоги снижается вместе со степенью риска. Разделите то, что вас пугает, на более мелкие действия, которые вам легче совершить. Решение за решением, успех за успехом — и дальше вы будете чувствовать себя спокойнее и увереннее.

Анна Запенина
психолог и руководитель отдела проектов компании TheSales

Вы не заинтересованы в этой работе (и работодатель это видит)

Вы вальяжно заходите в офис, наливаете кофе и с надеждой поглядываете на часы, когда же ваш рабочий день подойдёт к концу. Вы специально растягиваете задачи, которые можно выполнить в течение нескольких часов, на дни, а порой и недели. Ваша работа мечты — сидеть в кожаном кресле и свайпать весёлые видео в социальных сетях. Но с таким отношением к своим должностным обязанностям вы вряд ли добьётесь повышения.

Индифферентное отношение к работе всегда считывается окружающими вас людьми, как и противоположные настроения: энтузиазм, активность, интерес к делу, которым ты занимаешься. При трудоустройстве на работу даже на начальные позиции наша компания смотрит на то, насколько кандидат заинтересован в вакансии и в предлагаемой работе. Если нужно будет сделать выбор между опытным специалистом, но с потухшим взглядом, который часто меняет работодателей, и энергичным новичком, то рекрутеры отдадут предпочтение второму кандидату.

Антон Максименко
директор по HR в Fix Price

Сотрудник без мотивации к работе — бомба замедленного действия для руководителя. На него сложно положиться, он может «отравлять» окружающих своей апатией к задачам и общему делу. Если вы не демонстрируете мотивацию к конкретной работе или проекту, то руководителю сложно понять, зачем вообще вам это повышение. Для него это лишние риски.


Мотивацию невозможно демонстрировать, если её на самом деле нет. Подумайте, что вам действительно интересно и нравится в этой работе, какие перспективы она может вам дать. Получилось? Тогда вперёд!
Ольга Липина
директор по управлению персоналом, Rights Business Standard

Вы себя переоцениваете

Вам море по колено. Вы необоснованно считаете себя лучше других и берётесь за амбициозные проекты, но по факту не умеете соизмерять свои возможности с задачами, которые предстоит выполнить. К сожалению, такая сверхуверенность не приведёт вас к успеху, если она не будет подкреплена реальными результатами.

Объективный взгляд на себя — одно из важных условий построения успешной карьеры. Люди, страдающие заниженной самооценкой, которые боятся совершать ошибки и постоянно в себе сомневаются, не смогут возглавить коллектив или даже просто попробовать себя в новой роли. Однако другая крайность — переоценивать свои силы и считать, что вы самый умный человек в компании. Чтобы избежать таких перекосов самовосприятия, во многих компаниях существуют программы оценки сотрудников. Относитесь внимательно к своим «зонам роста», на которые обращает внимание ваш руководитель и опирайтесь на свои сильные стороны. Тогда обязательно всё получится.

Антон Максименко
директор по HR в Fix Price

Часто у специалистов в узкопрофессиональной деятельности недостаточно развиты другие навыки: стратегическое мышление, понимание контекста бизнеса, кросс-функциональное взаимодействие, коммуникация. Карьерное развитие предполагает расширение функционала и готовность взять на себя больше ответственности.

Галина Говорун
эксперт по менеджменту и управленческой коммуникации, ведущий методолог компании Business Speech

Иногда нам бывает обидно, что коллегу, как нам кажется, незаслуженно повысили, и возникают мысли: почему он, а не я?


Попробуйте посмотреть на ситуацию со стороны. Возможно, объективно вы пока не «доросли» до этой должности с точки зрения навыков, знаний, опыта, менеджерских качеств, знания иностранных языков или других аспектов. Это хороший шанс задать вопрос руководству: чего мне не хватило для получения этой должности? Получив развёрнутый ответ, можно составить чёткий план по развитию необходимых навыков и в следующий раз получить желаемую позицию.
Ольга Липина
директор по управлению персоналом в Rights Business Standard

Вы не умеете контролировать эмоции

В порыве гнева и обиды вы не можете контролировать эмоции. Любую критику и советы от руководителя вы воспринимаете как акт агрессии и отвечаете бесцеремонно — с нецензурной бранью и оскорблениями. Ещё несколько минут, и в «обидчика» полетит клавиатура. В итоге коллеги стараются не лезть лишний раз на рожон и дистанцируются от вас.

Прежде чем думать о повышении, стоит поработать с эмоциями. Лучшим решением станет поход к психотерапевту, но и самому можно над собой поработать: избегайте эмоциональных перегрузок, постарайтесь ловить моменты, когда переполняют эмоции, делайте паузу, обдумывайте решение, а не проблему, практикуйте глубокое дыхание.

Эмилия Меликова
HR-директор в Lia.chat

Как научиться контролировать эмоции? Во-первых, начните изучать этот вопрос. Прочтите книгу Пола Экмана «Психология эмоций», чтобы лучше понять себя. Автор простым языком на реальных ситуациях объясняет, как формируются эмоции, как мы их проживаем и что с ними нужно делать.


Во-вторых, учитесь вовремя останавливаться. Если чувствуете, что в одной ситуации сорвались, во второй сломали карандаш от напряжения, в третьей рявкнули на подчинённого, хотя он ничего плохого не сделал, подумайте, почему вы так поступили, что именно вызвало такую реакцию. Обычно срыв происходит тогда, когда в вас накопились сомнения и тревоги, которые вы не могли выразить. Однажды всё это неизбежно выливается на окружение.


В-третьих, ищите способы разрядки. Это может быть что угодно: спортзал, прогулки на природе, работа с психологом.

Анна Запенина
психолог и руководитель отдела проектов компании TheSales

Вы не обсуждаете свои желания с руководством

Вы трудитесь от зари до зари, берёте на себя больше задач, чем требует руководитель, и надеетесь, что он заметит ваши усилия и предложит повышение. Мы вас расстроим: никто не сможет прочесть ваши мысли и предугадать желания. Если вы не разговариваете со своим руководством, не обсуждаете проблемы и «хотелки», вы, вероятно, так и останетесь при текущей должности.

Не каждый руководитель задумывается о кадровой ротации. Если всё хорошо функционирует, зачем что-то менять? Поэтому важно обсуждать свои желания с руководством, но делать это с умом — оценивая трезво свои способности, правильно объясняя свою позицию руководителю, приводя аргументацию в пользу решения о повышении.

Эмилия Меликова
HR-директор в Lia.chat

Если вы соответствуете всем требованиям, начните открытый диалог. Объясните, что вам нравится работа в команде, но хочется видеть перспективы развития. Послушайте, что вам ответит руководитель, но не с позиции «это откликается, а это нет». Перепроверьте, правильно ли вы поняли, что необходимо для повышения. Критерии могут быть разными в зависимости от должности, контекста бизнеса и личности руководителя.


Не решайте подобные вопросы на корпоративах. Это может быть воспринято как стремление получить преференции за счёт личного расположения. Договоритесь о встрече в комфортное для себя и руководителя время и поговорите конструктивно. Не пытайтесь никого шантажировать в стиле: «Я пять лет здесь работаю. Если вы меня не повысите, я уйду». Руководитель тоже субъективен. Подумайте, что нужно сказать, чтобы быть услышанным.

Галина Говорун
эксперт по менеджменту и управленческой коммуникации, ведущий методолог компании Business Speech

Вы не повышаете свою ценность

Университетские годы вы вспоминаете с содроганием. Бесконечные конспекты, дипломные работы и лекции сводили вас с ума, и вы завязали с «гранитом науки». Но современные реалии требуют постоянного повышения квалификации. Сегодня работодатель ценит не только диплом о высшем образовании, но и сертификаты о прохождении дополнительных курсов. Чем выше ваш «скилл», тем больше шансов на успех.

Концепция life long learning (обучение на протяжении всей жизни) — новая реальность, с которой придётся смириться. Технологии не стоят на месте, знания очень быстро устаревают, и если вы не умеете быстро адаптироваться, не любите учиться, то ваше место займут более быстрые и амбициозные претенденты. Сегодня многие российские компании выделяют большие деньги на обучение сотрудников, начиная от языковых курсов, заканчивая психологией. Не стоит ими пренебрегать.

Антон Максименко
директор по HR в Fix Price

Чтобы двигаться вперёд, нужно бежать в два раза быстрее. Это реальность не только бизнеса, но и современной жизни в целом. Стремительно меняются технологии, появляются новые подходы и новая информация. Знания, полученные даже 3–4 года назад постепенно теряют свою актуальность, и, чтобы развиваться, профессионалу важно интересоваться тем, что происходит в его профессии и смежных, регулярно проходить обучение, получать новые знания или обмениваться опытом с коллегами из смежных или диаметрально противоположных индустрий. Сбор лучших практик и внедрение их в свою работу даёт большой прогресс и новые возможности для роста как сотрудников, так и бизнеса.

Ольга Липина
директор по управлению персоналом в Rights Business Standard

Вы постоянно всем недовольны

В конкурсе на самое угрюмое и недовольное лицо вы бы точно заняли первое место. Вы видите мир в негативном свете, раздражаетесь по мелочам и вступаете в словесные перепалки с коллегами. В вашем подчинении психологически невозможно работать, поэтому босс не рассматривает вас на управленческую должность.

Не секрет, что эмпатия руководителя и вообще любого сотрудника приобретает всё большее значение в карьере. В западных компаниях и ряде российских руководитель команды оценивается в том числе с точки зрения этичности его общения с коллективом, умения создавать благоприятную для работы атмосферу в коллективе, это так называемые soft skills (мягкая сила). Эту оценку путём анонимного опроса ему выставляют его непосредственные подчинённые. Люди с явными проблемами с коммуникацией независимо от их профессиональных качеств никогда не добьются продвижения по службе в компании, которая существует в рыночных условиях. Да, в России до сих пор есть примеры руководителей, которые не умеют сдерживать гнев, но это скорее пережитки прошлого.

Антон Максименко
директор по HR в Fix Price

Человек редко работает изолированно, чаще всего он так или иначе принимает участие в коллективном проекте. Умение работать в команде, а значит, и умение слышать других, принимать их мнение, вырабатывать совместные решения, поддерживать и помогать, усиливая друг друга, — наиважнейшее качество. Именно поэтому тех, кто умеет создать комфортную атмосферу для совместной работы, чаще приглашают в новые проекты, с такими людьми все хотят работать. Каким бы высококлассным профессионалом вы ни были, если с вами невозможно наладить контакт, если вы постоянно ворчите и создаёте деструктивную атмосферу, скорее всего, вы будете вечно отсутствовать в списке кандидатов на повышение.

Ольга Липина
директор по управлению персоналом, Rights Business Standard

Вы частенько говорите об увольнении

Конфликтная ситуация не повод сразу писать заявление на увольнение, но вы при малейших разногласиях с начальником грозитесь покинуть компанию и мониторите вакансии у конкурентов. Вы манипулируете, и работодатель это чувствует. Он не уверен в вас и не будет рассматривать на более высокую должность.

Любой карьерный коуч вам скажет, что шантаж работодателя увольнением иногда может сработать в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной — это стратегическая ошибка. Решать таким способом вопрос повышения зарплаты или пересмотра рабочих обязанностей — не лучший выход, так как это подорвёт вашу репутацию как надёжного и ответственного сотрудника. Даже если вы останетесь на своём месте, второй раз такой фокус может не пройти, и с вами действительно попрощаются. Все проблемы и вопросы лучше сразу обсуждать со своим руководителем, чтобы не доводить ситуацию до критического момента.

Антон Максименко
директор по HR в Fix Price

Уверенность — базовая потребность любого человека. Начиная с детства от любви своих родителей, затем любимого человека, заканчивая на работе. Человек, любящий свою работу, не будет на постоянной основе грозиться, что уйдёт. Если возникают недопонимания по условиям труда, их нужно обсудить; если условия не устраивают, нужно уходить. Руководитель вряд ли будет иметь вас в виду при рассмотрении на новую должность, если вы не внушаете уверенность в стабильности и всё время ищете пути отхода.

Евгения Шепелева
бизнес-психолог

Коллаж: «Секрет фирмы», freepik.com, Unsplash, [Unsplash License] (https://unsplash.com/license)