От песен The Beatles до чужого «Оскара». 5 фактов о деньгах в жизни поп-короля Майкла Джексона
Золотые «жуки»
Эта история началась ещё в 1981 году. Майкл Джексон познакомился с солистом культовой британской группы The Beatles Полом Маккартни и записал с ним песню The Girl is Mine (она вошла в альбом Джексона Thriller, который завоевал бешеную популярность). В 1982 году музыканты вновь решили поработать вместе и записать трек Say, Say, Say. Для этого Джексон прилетел в Англию.
Во время поездки Маккартни рассказал американскому исполнителю, что проще всего заработать большие деньги в музыкальной индустрии — это иметь права на композиции. Он даже похвастался, что заработал на своём каталоге около $40 млн за последний год. Но песни The Beatles в него не входили: по стечению обстоятельств ему они не принадлежали.
В 1963 году участники ещё малоизвестной группы The Beatles Джон Леннон и Пол Маккартни получили от менеджера Брайана Эпштейна предложение — создать компанию для защиты собственных прав на музыку, объединившись с авторитетным издателем, который выступал бы их представителем. Выбор пал на Дика Джеймса — он действительно занялся раскруткой группы и помог им создать компанию Northers Songs. В ней 50% принадлежали Джеймсу и его партнёру Чарльзу Сильверу, 10% — Эпштейну, по 20% — Леннону и Маккартни.
Спустя 2 года Northern Songs вышла на Лондонскую биржу, а у Леннона и Маккартни остались доли по 15%. Джеймс и Сильвер на тот момент контролировали 37,5% компании. В 1967 году Эпштейн умер, и тогда музыканты решили заполучить контроль над собственным каталогом. Джеймсу и Сильверу это не понравилось, и они продали свою долю компании ATV Music Publishing. Фирма предлагала исполнителям выкупить её почти за $15 млн, но Леннон и Маккартни отказались. В 1969 году они уже сами продали свою долю ATV — за почти $6 млн.
В 1981 году компанию ATV купил австралийский магнат Роберт Холмс Корт. Перед продажей Маккартни мог купить каталог The Beatles за $40 млн. Он предложил вдове Леннона Йоко Оно оплатить сумму поровну, но та сочла её завышенной. Сделка не состоялась. Вскоре Корт выставил весь музыкальный бизнес ATV на продажу. Маккартни и Оно вновь получили право сделать первое предложение — и опять отказались.
В 1985 году на продажу выставили каталог песен The Beatles. Тогда Джексон, памятуя о завете Маккартни, поручил своему юристу Джону Бранка сделать всё, чтобы заполучить права на песни легендарной группы. На тот момент за каталог предлагали $40 млн — Джексон и Бранка сделали ставку в $47,5 млн.
Переговоры шли 10 месяцев и обошлись американскому исполнителю более чем в $1 млн (в эту сумму вошли в том числе расходы на юристов). В 1985 году сделку всё же заключили — так Майкл Джексон получил контроль над всеми композициями The Beatles. Отношения Джексона и Маккартни после этого, само собой, испортились.
В 1995 году активом заинтересовалась корпорация Sony. Она предложила Джексону слить ATV Music с их музыкальным бизнесом и создать на их основе новую издательскую компанию, в которой исполнителю принадлежала бы 50-процентная доля. За это Джексон получил $95 млн долларов — вдвое больше, чем заплатил за каталог. К 2021 году стоимость этого актива превысила $1 млрд.
Невероятно дорогое творчество
В жизни Майкла Джексона было немало рекордов. Вот один из них: клип 1995 года на песню исполнителя и его сестры Джанет Джексона Scream стал самым дорогим в истории. Изначально на производство собирались потратить $7 млн, но потом, по разным оценкам, сумма выросла до $10,7 млн.
Вот на что ушли эти деньги:
- 11 декораций космического корабля (вся концепция обошлась в $5 млн);
- спецэффекты, которые обеспечили иллюзию невесомости;
- другие визуальные эффекты (ещё $300 000);
- экстремально короткие сроки — всего пять недель на производство;
- задержка в съёмках на несколько дней;
- гонорары для близких и знакомых, которые просто присутствовали на площадке;
- зарплата для внушительной команды из десятков сотрудников (только четырём хореографам заплатили $40 000);
- невероятно дорогой грим для Майкла и Джанет ($3000 и $8000 соответственно);
- множество разбитых гитар (за них суммарно заплатили $53 000).
В то же время в интернете ходит версия о том, что на самом деле видео стоило куда меньше — якобы данные о $7 млн отрицал режиссёр клипа Марк Романек.
Так или иначе, деньги на клип потратили не зря: Scream признали лучшим танцевальным видео на церемонии MTV Music Awards 1995 года.
Мечта о «Человеке-пауке»
Интересы Майкла Джексона простирались далеко за пределы музыкальной индустрии. В конце 1990-х годов он интересовался покупкой компании Marvel Entertainment — в XXI веке кинокомиксы уже собирали миллиардные сборы, но тогда организация находилась в сложном положении. В 1996 году Marvel объявила о банкротстве, в 1998 году объединилась с ныне не существующей ToyBiz, а в 2009 году вошла в корпорацию Disney — актив обошёлся последней в $4 млрд.
Об интересе Джексона к Marvel рассказывал его племянник Тадж. По словам молодого человека, король поп-музыки хотел купить компанию вместе со Стэном Ли — создателем множества персонажей комиксов и бывшим руководителем издательства Marvel Comics. Однако заключить сделку не удалось. Тадж утверждал, что Джексону и Ли «запретили это делать». Причин племянник артиста не знал.
О подобных переговорах рассказывал и сам Стэн Ли. На фестивале Comic-Con в Сан-Диего в 2009 году он утверждал, что Майкл Джексон очень хотел спродюсировать и, возможно, даже сыграть главную роль в первом фильме «Человек-паук» (её в итоге получил Тоби Магуайр). О желании музыкального исполнителя примерить на себя роль Питера Паркера говорил и Тадж Джексон. Стэн Ли же не был уверен, готов ли был артист сыграть Человека-паука. По его словам, их беседа «так далеко не зашла».
Чужой «Оскар»
А вот что Майклу Джексону всё же удалось купить — это премию «Оскар» за лучший фильм, которую в 1940 году получил продюсер Дэвид Селзник за «Унесенных ветром». Статуэтку певец приобрёл на аукционе Sotheby’s в 1999 году. Выложить за неё пришлось $1,54 млн — это стало рекордной суммой для награды. При этом до аукциона «Оскар» оценивали всего в $300 000.
Уже в XXI веке в США приняли судебное решение, которое запретило продавать «Оскары». По правилу перед сделкой владельцы и раньше должны были сначала предложить награду Американской киноакадемии за $1, однако мало кто с этим правилом считался. В 2015 году эту символическую сумму повысили до $10, а правила распространили ещё и на наследников с ближайшими родственниками.
Скорее всего, Майкл Джексон хранил «Оскар» Селзника в поместье «Неверлэнд» или в своём доме в Лос-Анджелесе. Однако после смерти короля поп-музыки в 2009 году статуэтка исчезла. Её так и не нашли.
Борьба за опеку
Платить Майклу Джексону пришлось и за собственных детей. В 1999 году музыкант развёлся со своей второй супругой (его первой женой была дочь Элвиса Пресли Лиза-Мари) Дебби Роу. В браке родились двое детей — сын Принс Майкл Джексон и дочь Пэрис-Майкл Кэтрин Джексон. После развода стороны решали, кто будет заботиться о детях. Исполнитель хотел, чтобы они остались с ним. Дебби согласилась, но с условием: $8 млн взамен и по $900 000 ежегодно. Джексон деньги выплатил и получил полную опеку.
В 2001 году Роу отказалась от родительских прав, но уже через несколько лет решила опротестовать это решение. Судебный процесс начался в 2004 году, а закончился только в 2006-м. В результате спор урегулировали, а Джексон дал бывшей жене $60 000 на оплату судебных издержек (хотя она просила втрое больше).
После смерти Майкла Джексона в 2009 году дети певца переехали жить к бабушке, Кэтрин Джексон (она фигурировала в завещании певца в качестве их опекуна). Дебби Роу спорить с этим не стала. Ходили слухи, что к такому решению её подтолкнули $4 млн, хотя сама Роу это отрицала.
Коллаж: «Секрет фирмы», соцсети, Unsplash, Unsplash License