Выяснилось, как сделать ребёнка более внимательным
Чаще всего детская невнимательность связана именно со слуховой информацией. Эксперт объяснила, что слуховая система человека устроена очень сложно. Это не только уши, но и огромное количество путей и центров в мозге.
Так что если ребёнок что-то не слышит — это не потому, что у него нарушен слух. Просто в некоторых случаях часть информации может искажаться или теряться.
Это происходит из-за функциональной незрелости слуховой системы. «Чаще всего это случается с теми детьми, которые перенесли внутриутробную гипоксию. Слуховая система активно развивается еще до рождения ребёнка, и она очень чувствительна к недостатку кислорода. Из-за гипоксии больше всего страдают скоростные характеристики обработки слуховой информации, а также способность воспринимать речь в шуме», — рассказала эксперт.
В дошкольном возрасте таким детям не нравится слушать книги, у них часто бывают логопедические проблемы. А дети школьного возраста могут просто не откликаться, когда к ним обращаются, плохо запоминают инструкции, не могут быстро определить, откуда доносится звук, часто переспрашивают «что?», а потом отвечают, в шуме становятся более рассеянными.
А иногда дело ни в каком не в мозговом слухе — ребёнку просто неинтересно ваше бубнение.
«Иногда трудности с восприятием слуховой информации становятся заметны у ребёнка только с началом обучения в школе. Причём, если ребёнок занимается один на один с логопедом или репетитором, проблемы со слуховым вниманием могут не проявляться», — рассказала она.
Психофизиолог рассказал, что это объясняется «эффектом вечеринки с коктейлем». Даже на самом шумном празднике или концерте мы можем слушать человека, с которым разговариваем, — даже если его голос значительно тише, чем другие звуки. А вот слушать неинтересную информацию сложно. Ради неё мозг не «приглушает» остальные звуки.
«Детям, у которых плохо работает слуховая система мозга — тем самым, которые все пропускают мимо ушей, — надо приложить настоящие волевые усилия, чтобы услышать учителя, сосредоточиться на его голосе», — пояснила она.
И вообще, кричать на такого ребёнка и требовать, чтобы он был повнимательнее, почти бесполезно. «Поверьте, дети и так делают всё, что могут. Просто им приходится тратить на это значительно больше энергии, чем другим ученикам. Они устают — и из-за этого способность к обучению ещё больше снижается», — сказала Ефимова.
Вот что делать, если ваш ребёнок сталкивается с проблемами с вниманием и слухом:
- учите ребёнка опираться на зрительную информацию — ему будет проще читать задание, чем слушать;
- в учебных классах нужно свести к минимуму уровень реверберации — «эхо» ещё больше затрудняет восприятие речи;
- дома во время выполнения уроков не должен фоном работать телевизор;
- в классе ребёнку будет легче воспринимать информацию на слух, если он будет сидеть напротив учителя, а не сбоку;
- читайте ребёнку книги, даже если он не любит слушать;
- отведите его на занятия музыкой и танцами — это помогает развитию слуховой системы;
А ещё есть специальные аппаратные аудиотренинги, которые улучшают работу слуховой системы: метод Альфреда Томатиса, TLP, inTime и другие. Эти тренинги эффективны как для детей, так и для взрослых.
Ранее родителям объяснили, когда ребёнку можно говорить правду про Деда Мороза. Такую информацию ваше чадо точно не пропустит мимо ушей.