Россияне стали меньше тратиться на лекарства. Но не потому, что все резко перестали болеть
В июле продажи аптек даже просели. Ситуацию немного «подправила» частичная мобилизация, которая шла с конца сентября по конец октября. Тогда некоторые препараты и медицинские изделия стали покупать чаще. Однако особого эффекта для рынка это не дало.
С одной стороны, дело в коронавирусе. Сезонный рост спроса на лекарства совпал с приходом нового штамма инфекции. Однако ковид уже не тот: пациенты болеют легче, а выздоравливают быстрее. Так что особо навариться на противоковидных препаратах аптеки не успевают.
В октябре и начале ноября «короной» вообще болели не так часто, как раньше, поэтому и оборот аптечного рынка сократился. Пока не ринулись люди в аптеки и за препаратами от простуды. Но это, возможно, потому, что ещё нормальных холодов не было, успокаивают себя представители рынка.
Уходящий 2022 год аптеки, скорее всего, завершат с ростом выручки, но только за счёт хорошего старта. А вот 2023 год может стать для них тяжёлым. И дело не только в том, что россияне будут меньше болеть. Аптеки уже ощутили на себе то, что люди начинают экономить — спрос упал на дорогую лечебную косметику и биологически активные добавки.
Дальше лучше не будет, предполагают опрошенные «Коммерсантом» аналитики. Россияне в непростых экономических условиях перейдут на сберегательную модель поведения. Будут покупать лекарства подешевле (отечественные вместо импортных) и отказываться от приёма витаминов. Сэкономят на здоровье, получается.
Цены на лекарства такие, что лучше не болеть. Причём это далеко не всегда обоснованно. Столичные аптеки увеличили предельную цену на препарат от сахарного диабета «Оземпик» в два-три раза. Лекарство, которое должно стоить 7700 рублей, особо отчаянные продавцы предлагали по 16 000 и даже по 23 000 рублей за упаковку. Их ждут проверки.