Оценка Slack выросла до $5,1 млрд. За что его любят инвесторы и пользователи
В последнем раунде компания Slack Technologies привлекла $250 млн от инвесторов во главе с японским SoftBank. В ходе сделки стоимость компании выросла до $5,1 млрд, то есть на $1,3 млрд с 2016 года и на $3,9 млрд — с 2014-то.
«Секрет» рассказывает, почему стоимость Slack каждый год растёт на миллиард долларов.
Быстрый рост
В 2013 году один из основателей фотохостинга Flickr Стюарт Баттерфилд сделал мессенджер, который СМИ вскоре окрестили «убийцей Skype и внутрикорпоративной электронной почты». В первый же день запуска, ещё в бета-версии, в новом сервисе зарегистрировались 8000 компаний. В 2015 году количество активных пользователей выросло до 1,1 млн, а в 2017 году их стало уже 5 млн. Платные аккаунты сейчас используют 1,5 млн человек, а всего в Slack зарегистрировано более 70 000 компаний.
Бизнес-модель
Через два года после запуска сервиса основатели заявили о годовой выручке в $64 млн. Recode, ссылаясь на слова анонимного источника, сообщил, что в 2016 году выручка Slack составила $1 млрд при отсутствии прибыли. Баттерфилд заявил о годовой выручке в $200 млн.
У Slack две версии. У бесплатной ограниченная функциональность. Например, в каждом чате пользователь может найти только 10 000 последних сообщений, ему доступны только десять сторонних сервисов и он может пользоваться только 5 ГБ хранилища. За $8 в месяц на каждого пользователя компания может подключить общие каналы, двухфакторную аутентификацию, кастомизированные чаты для отдельных департаментов и 10 ГБ памяти для файлов. За $15 в месяц можно добавить экспорт сообщений и технологию единого входа.
Продуктовые особенности
Slack в одном окне показывает все чаты, приватные каналы, в которых общается пользователь, а также личные сообщения. Каждому каналу команда даёт своё название. В первый же год мессенджер интегрировался с сотней сторонних сервисов типа Dropbox, Google Docs, Trello, Google Hangouts, чтобы компании могли легко делиться информацией из разных источников внутри Slack. Это значительно упростило корпоративное общение.
Когда мессенджер выходил на рынок, облачные сервисы и сервисы удалённого доступа уже давно и активно использовали многие компании, и сотрудникам постоянно приходилось переключаться между разными программами и синхронизировать данные в Skype, календарях, онлайн-досках, таск-менеджерах и файлообменниках. Корпоративные сети в виде полноценных сайтов с разделами выглядели слишком громоздко.
Slack удалось сделать удобный продукт усилиями дизайнерского агентства Metalab, которое сконцентрировалось на идее мессенджера и объединило вокруг него всё остальное.
Обратная связь
В статье основателя Slack об успехе сервиса он говорит о том, что у компании никогда не было огромных маркетинговых бюджетов, традиционной рекламы и даже маркетолога в штате. Как тогда о сервисе за сутки узнали тысячи команд? Баттерфилд вспоминает, что первых пользователей он лично умолял зарегистрироваться, и, благодаря его связям, в числе первых проектов появился, например, музыкальный стриминговый сервис Rdio (обанкротился в 2015 году).
Баттерфилд просил пользователей оставлять обратную связь и рассказывать о проблемах в работе сервиса. В Rdio ещё в 2013 году ему сообщили, что хотят внедрить Slack не только для команды фронт-энд-разработчиков, но и для всей компании. Для этого нужно было изменить функционал, которого не хватало для работы больших команд. Основатель прислушался, изменил интерфейс и добавил новые опции.
В Slack гордятся тем, что мессенджер используют 29 компаний из списка Fortune.
Работа с аудиторией
Баттерфилд ещё в самом начале подготовил почву для громких публикаций о своём проекте. Он рекомендует другим стартапам в целях паблисити пользоваться любыми средствами — от известных имён основателей до инвесторов. Ещё важнее, по его словам, везде трубить о своём уникальном торговом предложении, отличиях от других подобных сервисов и разъяснять, чем хорош продукт.
Самая большая трудность для Slack в самом начале состояла в том, что продавать сервис нужно было целым командам, а не отдельным пользователям. Если какой-то сотрудник чего-то не понимал о работе сервиса, от него отказывалась вся компания. Поэтому Баттерфилд и его сотрудники подробно рассказывали на отраслевых ресурсах о том, как использовать Slack, как он работает и какие у него преимущества.
Позиционирование
Спустя какое-то время после запуска в Slack провели исследование и выяснили, что только 20–30% из тех команд, которые начинали пользоваться мессенджером, имели опыт работы в других корпоративных сервисах: HipChat, Campfire или IRC. Остальные уверяли, что ничем не пользовались, но Баттерфилд им не поверил. Он счёл, что 70% коллективов, поучаствовавших в исследовании, тоже что-то использовали (например, Skype и чат в Facebook), просто не относились к этому как к специализированным сервисам.
«Если вы делаете нечто инновационное на зарождающемся рынке, вы должны добиться признания вашей категории продукта и это должно быть главным элементом вашей стратегии выхода на рынок», — рассказал основатель, когда говорил о позиционировании мессенджера. То есть сначала ему пришлось объяснять, что подобные сервисы в принципе существуют, и рассказывать, как они упрощают коммуникацию в команде.
Поскольку мессенджеры в соцсетях и Skype использовали в основном небольшие команды, Барттерфилд решил сфокусироваться на них, а не на больших компаниях. Тем более что в рамках небольшого департамента всегда легче внедрить что-то новое. Затем с помощью сарафанного радио этот опыт переносился в другие отделы и достигал управляющего состава.
Нереально высокая оценка Slack во время очередного раунда, равная 25 выручкам сервиса, не должна никого удивлять. Рынок корпоративных коммуникаций, в отличие от личных, ещё живёт в прошлом веке электронной почты. При этом, как показывает опыт того же Slack, эта сфера гораздо лучше монетизируется.
Когда стало понятно, что консьюмерские сервисы коммуникации не отвечают требованиям корпораций ни с точки зрения безопасности, ни с точки зрения правообладания информацией, инвесторы ищут the next big thing на рынке корпоративных коммуникаций и совместной работы.
Феноменально высокая капитализация Atlassian на бирже, их же покупка сервиса Trello по оценке в 100 выручек, большие раунды Wrike и прочих претендентов — это всё про внутрикорпоративные коммуникации. А к проблеме межкорпоративных коммуникаций пока даже не подступались — там вопрос прав и идентификаторов ещё сложнее. Slack — объективно лидер начинающегося хайпа на этом рынке, поэтому он привлекает самые богатые фонды, которым кровь из носу надо застолбить за собой лидерство в самых перспективных сегментах. А у самого богатого фонда в мире Softbank проблема ещё глобальнее — разместить фонд размером в $100 млрд очень и очень сложно. Поэтому они соглашаются на всё более высокие оценки, и мы слышим комментарии вроде: «Они хотели инвестировать ещё больше, но проект отказался».
Фотография на обложке: Bloomberg / Getty Images