Россияне перестали давать чаевые. Кто виноват, и что делать официантам
По данным ЦБ на июль 2017 года, российские банки эмитировали почти 260 млн пластиковых карт, кредитных и дебетовых. Каждый год количество карт растёт в среднем на 10 млн. Люди более охотно и смело расплачиваются пластиком, особенно в крупных городах, особенно с тех пор, как технология бесконтактных платежей стала массовой.
По данным крупных банков, одна из самых популярных категорий трат их клиентов — «Рестораны и фастфуд». В банке «Тинькофф» рассказали «Секрету», что за последние три года количество транзакций на каждого клиента в категориях «Рестораны» и «Фастфуд» росло на 20% год к году. В банке ВТБ — похожая картина: «За последние три года оборот в категории «Рестораны» увеличился в 2,5 раза. В сентябре 2015 года — 1,8 млрд рублей, в сентябре 2017 года — 4,6 млрд, и продолжит расти,» — говорит Алексей Киричек, руководитель департамента эквайринга банка ВТБ.
Для ресторанов эти перемены в потребительском поведении — серьёзная встряска. Во-первых, банки берут процент за обслуживание, он может достигать 3%, и это существенно для небольшого бизнеса. Во-вторых, официанты теряют существенную часть дохода, ведь обычно их зарплата наполовину состоит из чаевых, которые оставить картой пока сложно. Некоторые заведения сознательно отказываются от безналичного расчёта. Например, карты не принимают в ресторанах Александра Раппопорта. Обычно в таких местах есть банкомат в фойе.
«Секрет» опросил нескольких рестораторов о том, как вырос процент гостей, расплачивающихся картами, оставляют ли такие посетители на чай, и если да, то как.
Фотография на обложке: Getty Images