«Харизматичный, занимался дзюдо». Знакомьтесь, новый президент Монголии
Новым президентом Монголии стал Халтмаагийн Баттулга, один из крупнейших бизнесменов страны, чемпион мира по самбо 1989 года и художник. Его компания Genco управляет отелями, ресторанами и ночными клубами, перерабатывает мясо, а также создала первую в стране сеть супермаркетов и службу такси.
Главная задача нового лидера — вывести Монголию из экономического кризиса, в который она угодила после 2011 года, когда ВВП вырос на рекордные 17%. В прошлом году его рост составил всего 1% при двузначной инфляции и внешнем долге в 200% ВВП. Причина падения — снижение цен на полезные ископаемые, залежи которых в стране огромны, и популистское изгнание из страны западных инвесторов. «Секрет» подробно рассказывал о ситуации в Монголии два года назад.
О перспективах страны мы поговорили с Дэнзэном Барсболдом, одним из главных интеллектуалов страны, пионером демократического движения, хорошо знакомым со всеми представителями монгольской элиты.
— Вы лично знаете нового президента. Какой он человек?
— Я его знаю с конца 1980-х. Он был тогда скромным приятным парнем. Не пил, не курил, был борцом и даже чемпионом мира. Когда я жил в Будапеште в 1990-е, он приезжал ко мне по торговым делам. Показался мне целеустремлённым и немногословным человеком. Уже тогда в нём была видна лидерская харизма. Сейчас он такой же. Причём, в отличие от большинства наших и ваших политиков, он вырос в лидера не по партийной линии — это легко: сиди себе, попу отращивай. Он стал полевым командиром на поле битвы за бизнес — благодаря собственным усилиям, без следования партийным и узкогрупповым интересам. Это типичный self-made man. Он из бедной семьи, родился никем и добился всего буквально потом и кровью. В Монголии есть ещё несколько подобных бизнесменов — все они довольно крутые парни, но с правильной этикой. Баттулга — как раз такого типа. Это то, что мне в нём нравится.
— А что не нравится?
— Наверно, он бывает более напорист, чем это принято в XXI веке в цивилизованных странах. С другой стороны, с волками жить — по-волчьи выть. Вы же хорошо помните ваши 1990-е?
— Да.
— У нас до сих пор то же самое, только помягче. Страна всё-таки азиатская, буддистская. Русских страстей у нас не бывает. У вас, например, постоянно происходят такие автокатастрофы, что машины просто в клочья сминает. А у нас люди по Улан-Батору ездят со скоростью 40 км/час, что меня иногда бесит. Поэтому автокатастрофы у нас тоже мягкие и монгольская напористость уступает российской.
— Как так получилось, что на парламентских выборах в прошлом году Демократическая партия провалилась, но победила на президентских?
— Идут слухи, что были манипуляции и вбросы. Но их не стоит переоценивать — борьба была действительно непримиримая, кандидаты шли вровень, и никто не знал, кто победит, до объявления результатов. У нас не так стабильно, как у вас.
— Батуллга победил, несмотря на обвинения в коррупции. Почему?
— Да у нас все друг друга обвиняют в коррупции. Если ты политик и тебя не обвинили в коррупции, на тебя даже смотреть странно будут. У нас коррупция сверху донизу: врачихе дай, портнихе дай. Народ сам повязан на мелкой коррупции и считает её не преступлением, а данью уважения.
— Баттулга сможет изменить ситуацию в стране?
— У нас президент во многом представительская фигура. Бывший лидер Цахиагийн Элбегдорж был очень активным и часто выходил за рамки своих полномочий. Будет ли так делать новый президент, пока непонятно. Он очень осторожный человек, много думающий над своими шагами. Он поздно вступил в Демократическую партию, но сделал это со рвением и пассионарностью, как сказал бы Гумилёв. Энергии у него хватит. Чего мы можем ждать от энергичных властных людей, которые сделали себя сами? Вряд ли он будет сидеть сморкаться в платочек. Он никогда не был под кем-то, никогда никому не служил. Он будет чувствовать себя естественным и свободным. А насколько к нему будут прислушиваться Хурал и министерства, надо посмотреть. В любом случае нас ждут интересные годы.
— Энергичный харизматичный человек наверняка захочет забрать себе больше полномочий.
— Возможно. Он действительно как Путин: волевой, выдержанный, немногословный, занимался дзюдо. Просто если Путин вышел из КГБ, то Баттулга — из спорта и бизнеса, а начинал вообще как художник. Я думаю, человек с таким бэкграундом постарается изменить в стране что-то, что кажется ему несправедливым. Удастся ли — посмотрим.
— Какие были его основные предвыборные обещания?
— Те же, что перед любыми выборами, — рай на земле. А потом вдруг неожиданно появятся непредвиденные трудности. Это вам хорошо: у вас то Украина, то Сирия, на них можно всё списать. У нас с внешними врагами сложнее, так что придётся что-то выдумывать.
— Есть ли надежда, что он вернёт в страну западных инвесторов?
— Надежда есть, но она ни на чём не основана. Она просто есть, потому что у нас новый президент. Тут надо вспомнить шаха Резу Пехлеви. При нём Иран шёл бодрым строем в сторону Запада, но иранец при этом получал $500, а сотрудник западной компании — $2500. Возникшая социальная зависть привела к революции. Когда народ недоволен и завидует приезжим, это легко использовать в политических целях. Поэтому из Монголии и прогнали западные компании — чтобы революции не случилось. Народу-то от них что? Ему в 1990-е отдали скот в частную собственность. Сейчас у него более 60 млн голов скота — в несколько раз больше, чем было при издыхании коммунизма. Не продохнёшь от этих яков, верблюдов, лошадей, кобыл и коз. И всё, больше народу ничего не нужно. С голода он не помрёт.
— А как же возвращать внешний долг?
— Великий Китай нам всегда поможет. Мы в эту кабалу давно влезли, и нашим внукам, возможно, придётся это расхлёбывать. Ну и что? У нас все считают это благом.
— Какими будут отношения с Россией, учитывая, что Баттулга занимался дзюдо и у него русская жена?
— Монголы бессознательно относятся к России хорошо и чувствуют, что, пока есть Россия, у Монголии есть тыл. Это важный момент в мироощущении простого монгола. Думаю, что Баттулга тоже бессознательно относится к России хорошо. Мы не хотим потрясений в России. Если у вас будет стабильно, значит, и у нас тоже будет более-менее нормально.
Фотография на обложке: Facebook