«Женщины глупее мужчин»: Что в IT-компаниях России думают о гендерном балансе
Для предпринимателей, инвесторов и журналистов Кремниевой долины тема гендерного баланса в технологических компаниях — одна из самых обсуждаемых в последние месяцы. Uber вводит новую HR-политику, чтобы опровергнуть обвинения в дискриминации женщин, которую раньше приписывали компании. Ведущая популярного подкаста Re/code Decode Кара Свишер спрашивает, почему в IT-индустрии женщин меньше, чем мужчин, у каждого героя еженедельных программ. Бывший топ-менеджер Reddit и KPCB Эллен Пао обвиняет компании в гендерной дискриминации.
«Секрет» узнал, какова роль женщин в российских технологических компаниях, и постарался понять, как можно достичь гендерного равенства в IT.
«У меня в целом есть мнение, что все бабы — дуры. Это может быть какая-то ирония, но я абсолютно точно уверена, что женщины глупее мужчин. Точка. Это не поддаётся никакому оспариванию, я никогда не скажу, что женщины умнее мужчин», — признаётся в интервью «Секрету» Мария Подлеснова, основательница интернет-издания о бизнесе и технологиях Rusbase.
Тем не менее с позицией Подлесновой легко поспорить. В ходе научных исследований было не раз доказано, что интеллект мужчин и женщин в среднем равен. Одна из самых важных работ по этой теме написана Американской ассоциацией психологов ещё в 1994 году. С тех пор иногда разницу интеллектов всё-таки находят, но она не превышает трех-пяти баллов в IQ-тестах. Причём счёт меняется — как в пользу мужчин, так и в пользу женщин. Новозеландский учёный Джеймс Флинн проводил исследования о взаимосвязи пола и интеллекта с 80-х годов. Его последние исследование показало, что сегодня уровень IQ у женщин в среднем на пять баллов выше, чем у мужчин. Также наукой не подвергаются сомнению аналитические способности женщин. Но почему тогда их так мало в IT?
Образование
Первая ступень на пути к карьере в IT — специализированный вуз. В технических вузах России девушек обычно в несколько раз меньше, чем парней: например, на факультете вычислительной математики и кибернетики в МГУ они составляют примерно четверть всех студентов, во всём МГТУ им. Баумана — 20%, а в МФТИ — лишь 12%.
В школе программирования Moscow Coding School дела обстоят немного лучше — по словам основателя школы Вадима Резвого, 30% слушателей — девушки. Правда, там лишь одна женщина-преподаватель — фронт-энд-девелопер Artec 3D Василика Климова.
«Один раз меня вызвали на собеседование, потому что мужчины в компании никогда не видели девушку-программиста и им хотелось на меня посмотреть», — вспоминает Василика. Программистка (кстати, текстовый редактор и Google каждый раз исправляют это слово на «программист») считает, что проблему недостаточного участия женщин в IT-индустрии нужно решать публичностью: «Девушкам, которые уже работают в этой сфере, нужно показывать, что они существуют». Сама Климова регулярно выступает на конференциях MoscowJS — сообщества разработчиков, которое проводит профессиональные мероприятия для программистов.
Инвестиции
Инвестиции в IT — сфера, кажется, закрытая для женщин. Женщины работают в инвестиционных фондах, но редко занимают ключевые позиции. Чтобы показать, что девушки в этой сфере всё-таки работают, компания Rusbase выпустила календарь «Венчурные ноги» — правда, для него сфотографировались в основном пресс-секретари и другие сотрудницы венчурных компаний, которые не принимают ключевых решений. Компания также организовывает ежегодную премию Venture Awards Russia. Мария Подлеснова признаётся, что определить победителя в номинации Venture Lady бывает непросто — не хватает номинантов. Предпринимательница объясняет это природными склонностями женщин: «Венчурные инвестиции — это большой риск, а женщина — это порядок, надёжность последовательность».
Но проблема не только в том, что женщины почти не встречаются среди инвесторов, но и в том, что их мало среди получивших инвестиции. В Кремниевой долине это связывают с психологическим фактором — инвесторы с большей вероятностью вкладываются в проекты, принадлежащие тем, кто похож на них самих. Типичный инвестор Долины — белый мужчина средних лет. Не у дел остаются представители других рас и женщины.
Но всё же объяснить этим все трудности при привлечении финансирования нельзя. «Женщине-предпринимательнице так же сложно привлечь инвестиции, как и предпринимателю-мужчине. Дело не в гендерной принадлежности, а в качестве проекта и команды», — утверждает управляющий директор фонда «ВЭБ-Инновации» Андрей Зюзин.
Стартапы
Среди основателей стартапов, как и среди студентов технических вузов, доля женщин совсем небольшая. Например, из 374 проектов, набранных в заочный акселератор Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), только 30 (или 8%) возглавляют девушки. В очном акселераторе ФРИИ эта цифра не намного больше — всего 10% проектов с женским руководством. В одном из самых известных акселераторов Кремниевой долины Y Combinator число «женских» стартапов составляет уже 23%, хотя в 2012 году их было всего 9%.
По словам руководителя трекинга стартапов во ФРИИ Артёма Азевича, фонд планировал открыть отдельный акселератор для женщин. Правда, вовсе не для борьбы с дискриминацией, а для того, чтобы было «приятней работать». «Во-первых, где девушки, туда и мужчины подтянутся; во-вторых, всегда приятней работать, когда в коллективе работают девушки; в-третьих, женские команды — это всегда отличный мотиватор для мужчин», — перечисляет Азевич поводы открыть женский акселератор. Правда, за реализацию этой идеи фонд ещё не принялся.
Одна из немногих российских организаций, работающих только с женщинами-предпринимательницами, — сообщество Startup Women. Правда, по словам CEO компании Марии Косенковой, IT-проектов в базе Startup Women не так много. Большинство участниц занимаются бизнесом, связанным с модой, красотой, едой или детьми.
Сервис для организации информации в интернете Channelkit основали три девушки. СFО и информационный архитектор проекта Лара Симонова говорит, что в таком составе даже есть свои преимущества: Channelkit часто выделяют на событиях и конкурсах, потому что стартап, полностью сделанный девушками, — большая редкость.
Большие компании
Чтобы побороть гендерный дисбаланс, многие западные крупные компании запустили программы поддержки женщин в индустрии: у Salesforce есть программа поддержки Women Surge, в Airbnb работает команда разработчиц, которые называют себя Nerdettes и преподают в школе для женщин Hackbright Academy, Palantir ежегодно вручает грант девушкам-разработчицам.
В крупных российских компаниях, которые опросил «Секрет» (Parallels, Kaspersky, «Яндекс»), нет специальных программ поддержки женщин. В уставах компаний также не прописаны правила, регулирующие отношения между сотрудниками в случае домогательств или психологического давления. Единственное исключение — американское подразделение компании Kaspersky, где соответствующие пункты включены в устав. Но и в Штатах не всё так безоблачно.
Технологические компании (Netflix, Adobe, Microsoft) ввели оплачиваемый декретный отпуск (и для матерей, и для отцов) совсем недавно. Условия зависят от штата, но обычно он продолжается 12 недель (в России он составляет 18 недель). В сентябре CEO компании Yahoo! Марисса Майер вызвала гнев многих коллег, заявив, что уйдёт в декрет только на две недели, чтобы родить близнецов, — критики посчитали, что директор подаёт нездоровый пример другим женщинам в Yahoo!.
Как соблюдать баланс
Один из важнейших аргументов в борьбе с гендерной дискриминацией — необходимость многообразия точек зрения. Для технологических компаний это особенно важно, ведь это позволит делать более продуманные продукты, которые будут полезны большему количеству людей. «Продукты выигрывают от того, что над ними работают как мужчины, так и женщины. Одно дело — смотреть на проблему только справа, а другое — справа, слева, сверху, снизу и изнутри. Чем больше разнообразие взглядов, тем более гибкие можно придумывать решения», — считает руководитель службы дизайна коммерческих продуктов «Яндекса» Настя Ларкина.
Почти все собеседницы «Секрета» уверены, что многие женщины смогут построить успешную карьеру в IT, но как менять сложившуюся ситуацию — ещё вопрос. Многие соглашаются, что разделение на технарей-мальчиков и гуманитариев-девочек начинается в раннем возрасте, поэтому изменения должны происходить уже на этом уровне. «На мой взгляд, сотрудники IT-сферы должны уметь системно, последовательно думать, строить логические связи и уметь доносить их до окружающих, — рассуждает CFO Channelkit Лара Симонова. — Лучше обучать этому с раннего детства, но в среднестатистической семье считается, что собственное мнение у девочки — это что-то лишнее. Гораздо ценнее послушание, красота и прочий "девочковый" набор качеств».
Привлечь больше женщин в индустрию могут истории успеха IT-руководителей и предпринимательниц. Увеличивать их количество можно с помощью специальных программ внутри и вне компаний и стартап-акселераторов. Осталось дождаться, когда общество и бизнес будут к этому готовы.
Фотография на обложке: David Trood / Getty Images