secretmag.ru
Технологии

«Что, суки, попались?»: Новые подробности битвы за фабрику «Меньшевик»

Убийство или самооборона
Месяц назад кредиторы основателя «Меньшевика» Ильи Аверьянова вместе с приставами и работниками ЧОПа в очередной раз попытались забрать у него фабрику за долги. Бизнесмен открыл по ним стрельбу из карабина «Сайга-410К». В результате погиб охранник. Стрелка поймали только на следующий день.

Участники кровавого конфликта вокруг московской кондитерской фабрики «Меньшевик» попросили уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова выступить в роли «бизнес-секунданта». Об этом пишет «Коммерсантъ».

Месяц назад кредиторы «Меньшевика» вместе с приставами и работниками ЧОПа в очередной раз попытались забрать фабрику за долги. Основатель «Меньшевика» Илья Аверьянов открыл по ним стрельбу из карабина «Сайга». В результате погиб охранник. Стрелка поймали только на следующий день.

По данным «Коммерсанта», первым к Титову за помощью обратился находящийся в СИЗО Аверьянов. Через несколько дней заявление подали его кредиторы. Суть конфликта теперь окончательно прояснилась. Кроме того, стали известны подробности произошедшего 27 декабря, когда отчаявшийся Аверьянов схватил карабин.

Крепкий орешек

Рано утром 27 декабря 2017 года на «Меньшевик» (25 минут на автобусе от метро «Братиславская») прибыла внушительная делегация: представители компании ДХА, которая пытается забрать фабрику за долги, вооружённые бойцы Федеральной службы судебных приставов и 20 частных охранников.

Гости собирались занять помещения, которые бывший владелец продолжал использовать несмотря на многочисленные судебные решения в пользу кредиторов, и провести опись имущества для его последующей продажи. За время работы на осадном положении фабрика наделала долгов (только за газ — 1,5 млн рублей), платить которые пришлось ДХА.

Потом на «Меньшевик» прибыл Илья Аверьянов в сопровождении сестры Екатерины. Стрельба началась на сразу. Увидев на территории людей в форме, прибывшие вызвали полицию. Приехавший патруль проверил у приставов документы, убедился, что они ничего не нарушают, и уехал. Тогда Аверьянов якобы попытался завязать драку, однако охранники его скрутили и вывели с территории.

«Это и стало роковой ошибкой визитёров — они не учли, что "Меньшевик" представляет собой довольно сложное с инженерно-технической точки зрения сооружение, идеально приспособленное для ведения партизанской войны, — пишет «Коммерсантъ». — Аверьянов, в отличие от новых хозяев, знал на фабрике каждый закоулок и, как выяснилось позже, заранее подготовился к боевым действиям».

Илья Аверьянов

© © Михаил Почуев / ТАСС

Бизнесмен пробрался на фабрику через территорию соседнего учреждения социальной адаптации бездомных. Для этого ему пришлось перемахнуть через забор. Затем он через окно подвала пробрался в складское помещение, оттуда — в административное здание, соединённое со складом переходом на уровне третьего этажа.

По дороге Аверьянов навестил тайник, в котором заранее припрятал карабин «Сайга-410К» и патроны к нему. Вооружившись, бизнесмен устроил засаду в коридоре на пятом этаже, рядом со своим кабинетом.

«Я услышал, как прямо напротив меня клацает оружейный затвор, затем кто-то крикнул из темноты: “Что, суки, попались?!” — и громко засмеялся», — цитирует «Коммерсантъ» слесаря Николая, который в этот момент вскрывал замки в помещениях административного корпуса в сопровождении двух охранников.

Аверьянов, в отличие от новых хозяев, знал на фабрике каждый закоулок и, как выяснилось позже, заранее подготовился к боевым действиям.

Смех, как вспоминает Николай, был «явно нездоровый», поэтому он «шарахнулся в угол возле двери и присел там». Это движение спасло слесарю жизнь. Охранник, дёрнувшийся мгновением позже, получил две пули и погиб. Другой охранник смог скрыться.

Не дожидаясь новых выстрелов, слесарь прыгнул на Аверьянова, обхватил его руками и вцепился в цевьё карабина. Вроде бы ему даже удалось нажать на курок, но выстрела не последовало. Возможно, оружие заклинило. Николай отпустил противника и убежал.

В суматохе слесарь потерял инструменты: профессиональный трёхрежимный шуруповерт Makita, качественные сверла по металлу и новые замочные личинки. Его признали одним из потерпевших по уголовному делу.

Через несколько минут Аверьянову удалось совладать с оружием. Собеседники «Коммерсанта» рассказывают, что он обстрелял представителей ДХА во дворе. Только расстреляв все патроны, бизнесмен скрытно покинул территорию «Меньшевика». Видимо, он был уже далеко, когда на место прибыли полицейские и журналисты.

История конфликта

Аверьянов окончил физфак МГУ им. М.В. Ломоносова в 1993 году. В начале 90-х торговал сладостями известных иностранных брендов. Например, жевательными резинками Turbo, карамелью Chupa Chups, растворимыми напитками Yupi.

«Мой завод до последнего времени производил львиную долю жвачек, продаваемых в стране, — хвастался бизнесмен после задержания. — Все известные вам с детства жвачки делал я и 500 моих сотрудников».

Когда в 1997 году оборот компании, по словам самого Аверьяновна, достиг $170 млн, он решил открыть собственное производство — фабрику «Меньшевик».

На производстве, которое заработало в 1999 году, бизнесмен стал выпускать российские копии кондитерских изделий, которые раньше покупал за границей. Самые известные — карамель на палочке «Лизун-сосун», жвачки «Турбо Надув» и «Life is… Life».

По горячим следам «Секрет» в общих чертах восстановил дальнейшие события.

Фабрика «Меньшевик»

© © Евгения Новоженина / РИА Новости

Выходило, что проблемы с бизнесом начались в 2007-2008 гг. Основатель «Меньшевика» взял кредит, чтобы переоборудовать производство, но кризис спутал планы. Обычная для того времени история.

«Коммерсантъ» пишет, что Аверьянов действительно одолжил $2 млн, представив «впечатляющие бизнес-планы по выпуску нескольких видов оригинальной кондитерской продукции». Но реализовать эти планы не смог.

Залогом по кредиту выступали здания «Меньшевика» и земля под ними. Ещё в 2011 году суд наложил на них арест. В 2017 году собственником недвижимости стал правопреемник «Денэм Холла» — ДХА.

О том, как Аверьянов судился с кредиторами, мы подробно рассказали в день трагедии.

Версия Аверьянова

«В 2010-м году состоялась первая попытка рейдерского захвата. Потом началось: проверки — по 70-80 в год! Но я как-то выживал. Не так давно заложил квартиры, чтобы возобновить производство на заводе после Нового года. Не сдавался», — рассказывал Аверьянов после задержания.

Он и сейчас не сдаётся.

Адвокаты бизнесмена будут доказывать, что он огонь «стал скорее случайным, чем прицельным». Якобы он хотел защитить спрятанные в его кабинете документы. С их помощью Аверьянов планировал добиться пересмотра решений проигранных судов.

О содержании и дальнейшей судьбе этих документов ничего не известно. Факт задолженности Аверьянов признал ещё в 2011 году, заключив с кредиторами мировое соглашение. Тогда же он согласился отдать залог в случае, если ему не удастся расплатиться.

Главные новости и лучшие лонгриды «Секрета» — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!

Фотография на обложке: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ