У кактусов есть глаза: Как компании в США, Китае и России собирают данные о клиентах
За каждым нашим шагом в интернете следят — это давно не секрет. Однако грядёт новая эра, считает корреспондентка Fast Company Катарина Шварб. В эпоху умных домов и даже умных городов, глаза и уши появляются почти у каждого предмета — это повод обеспокоиться.
Не взлетим, так подслушаем
В феврале авиакомпанию Singapore Airline уличили в слежке за клиентами. Сначала владельцы iPhone узнали, что через своё приложение компания записывает всё, что происходит на экранах их смартфонов. А позже один пассажир и вовсе обнаружил в салоне скрытую камеру — она была встроена в экран на спикнке кресла. Позже на том же посыпались и другие крупные авиакомпании — United Airlines и Delta. Перевозчики, конечно, стали оправдываться: мол, камеры нужны на всякий случай, сами они их никогда не включали. Однако ничто не мешает им сделать это в любой момент.
Дороги-шпионы
Умные термостаты и колонки запросто могут подслушивать и отправлять информацию о своих владельцах в облако, где её получает производитель. Но если последний хотя бы мелким шрифтом предупреждает пользователей о правилах хранения личной информации и предлагает подписать пользовательское соглашение, то у умной дороги, умного автобуса или умной мусорки таких документов нет. А они следят за нами не меньше.
В США системы считывания номерных знаков есть на машинах полицейских, коллекторов и силовиков. В некоторых штатах электронные табло на дорогах тоже считывают номерные знаки — по заказу Управления по борьбе с наркотиками. Вместе с Иммиграционной полицией ведомство установило камеры слежения ещё и в уличные фонари и дорожные конусы. А в Аризоне для маскировки используют типичные для местного пейзажа кактусы. Правда, искусственные: видимо, с заботой о природе.
Опасная охрана
Ещё больше беспокойства вызывают системы распознавания лиц: их тайно встраивают в уличные охранные системы. Правозащитники бьют тревогу: система слежения предвзята к афро-американцам, потому что в картотеке разыскиваемых преступников в США их больше.
Но в Китае масштабы слежки самые пугающие. Китайские полицейские уже носят умные очки со встроенными сканерами по распознаванию лиц. Скоро систему внедрят повсеместно: китайское правительство мечтает создать самую масштабную базу данных граждан, чтобы усовершенствовать свой «рейтинг общественной надёжности».
Российские власти медленно, но верно идут по тому же пути. Компания NtechLab разрабатывает очки дополненной реальности для московских полицейских, а в Москве уже установлено около 1,5 тыс. камер с системой распознавания лиц.
Двери, которые знают ваши вкусы
Рекламодателям тоже необходимо знать о нас всё. Например, камеры встраивают в обычные билборды. С их помощью американское рекламное агентство Clear Channel Outdoor America определяет возраст и пол прохожих, а затем перепродаёт данные брендам, и те решают, какую рекламу повесить, чтобы охватить как можно больше потенциальных покупателей.
Не отстают даже аптеки, хотя сложно себе представить более консервативный вид ритейла. Крупная аптечная сеть Walgreens, которая помимо лекарств торгует также едой и напитками, установила в своих точках двери со специальными экранами. На них транслируется реклама товаров, а по периметру установлены сенсоры, которые определяют пол и возраст покупателя, анализируют, как долго он стоит перед той или иной полкой, на какой именно продукт смотрит и даже как он на него реагирует. В следующий раз покупатель будет видеть на экране ту рекламу, которую для него подготовила дверь-шпионка.
В продуктовом ритейле подобные системы делают покупателям специальные предложения. Например, если в преддверии ужина вы покупаете ящик пива, система предложит захватить ещё и пиццу по акции.
В крупных торговых центрах России скоро появятся умные камеры, которые будут определять пол, возраст и эмоции посетителей, а также анализировать их покупательские привычки. За проект отвечает та же NtechLab.
Не слишком приватные кабинки
Наблюдение — мощный инструмент экономики. Как и магазины, стадионы также следят за поведением болельщиков: данные они перепродают рекламодателям. Дальше пошли владельцы концертных площадок: они помогают искать конкретных людей.
Громкий скандал разразился в прошлом году во время тура американской исполнительницы Тейлор Свифт. Певица неоднократно жаловалась на агрессивных фанатов, которые пишут ей комментарии с угрозами. Чтобы обезопасить звезду, организаторы её концертов устанавливали в холлах селфи-кабинки с камерами распознавания лиц, по которой пробивали фанатов-агрессоров. То же проделали и в Китае на концертах поп-певца Джеки Чуна, где помощью системы распознавания лиц полицейские поймали несколько беглых преступников.
В некоторых штатах администрация пытается ограничить коммерческую слежку за людьми. В Нью-Йорке предложили ввести закон, обязывающий компании предупреждать людей о камерах распознавания лиц. В Иллинойсе, Техасе и Вашингтоне уже запрещено собирать данные без информированного согласия. Но возможно ли развесить такие предупреждения на каждый кактус, пока не ясно.