secretmag.ru
Технологии

Как за год изменились цены на услуги для бизнеса

В кризис многим приходится пристально следить за расходами — каждый рубль важен. Компании в сегменте B2B в погоне за клиентами стараются сохранить цены прежними или даже понизить их, но не у всех это получается. По данным BDO Unicon Outsourcing, за год аутсорсинговые компании индексировали цены в пределах 10%. «Секрет» узнал, как изменились стоимость бизнес-услуг — от консалтинга до организации командировок.

В кризис многим приходится пристально следить за расходами — каждый рубль важен. Компании в сегменте B2B в погоне за клиентами стараются сохранить цены прежними или даже понизить их, но не у всех это получается. По данным BDO Unicon Outsourcing, за год аутсорсинговые компании индексировали цены в пределах 10%. «Секрет» узнал, как изменилась стоимость бизнес-услуг — от консалтинга до организации командировок.

На рынке маркетинговых и PR-услуг наблюдается спад спроса, агентствам приходится снижать цены в борьбе за клиентов. Некоторые демпингуют и занижают цены на 20%. «Получается чуть ли не ниже себестоимости. Например, такое снижение критично для SMM, ведь продвижение в соцсетях стандартно включает рекламу, которая привязана к доллару», — объясняет гендиректор PR-агентства PR Partner Инна Алексеева. По её словам, для агентств, платящих все налоги, такое снижение критично: это ведёт к уменьшению прибыли почти в два раза, поэтому приходится увеличивать нагрузку на персонал и обороты.

При этом возрос спрос на аналитику маркетинговых показателей и антикризисный пиар, так как клиенты хотят оценить перспективы развития и избежать потери клиентов из-за возросшей на многих рынках конкуренции. Цены на эти услуги не снижались. «Также набирает обороты спрос на индивидуальную работу со спикерами, первыми лицами компаний. В PR Partner накопилось большое число кейсов в этой области, что позволило нам во время кризиса повысить цены на данные услуги почти в два раза», — рассказывает Алексеева.

Российские игроки в сфере доставки оглядываются на международных и также повышают цены. К примеру, в курьерском сервисе Bringo средний чек за доставку вырос с 323 рублей в середине 2014 года до 370 рублей в первой половине 2015 года. «Год назад нашими услугами пользовалось значительно больше представителей мелкого бизнеса. Это тенденция, обусловленная отчасти кризисом, а отчасти развитием самой компании», — объясняет основатель Bringo Марк Капчиц. Сейчас у компании 70% клиентов — корпоративные (год назад их было 80%), при этом они не отзываются о росте цен негативно. Бизнес интересуют другие параметры доставки: скорость предоставления услуги, презентабельность, исполнительность, опрятность курьера.

«Абсолютное большинство продуктов и услуг так или иначе с каждым годом прибавляют 10–15% в цене, в "хорошие" времена на это не обращает внимания ни население, ни бизнес. В отношении логистики тенденции искать "внутреннего врага" и экономить пока не наблюдается — видимо, баланс спроса и предложения на рынке достаточно стабилен», — считает Капчиц.

Рынок испытывает ценовое давление — заказчики дольше принимают решения, вовлекают в тендеры больше игроков и обращают внимание на большее количество деталей. Но, по мнению гендиректора Sapiens Consulting Святослава Бирюлина, объём рынка стратегического консалтинга из-за кризиса если и уменьшится, то это приведёт скорее не к снижению цен, а к сокращению числа игроков. «По нашим ощущениям, цены снижаются несущественно, не более чем на 5–10%», — говорит Бирюлин. Он объясняет это тем, что компании, которые раньше не прибегали к услугам консультантов, не закажут их и сейчас. Те, кто уже обращался к консультантам, но сейчас находится в бедственном положении, ничего не заказывает ни по каким ценам — им не до этого. Остальные заказчики обращают больше внимания на качество продукта, чем на несколько процентов скидки.

В основном цены на юридические услуги не изменились — если раньше компании могли позволить себе повышать цены на 10–15% в год, то теперь не осталось клиентов, готовых повышать расходы на юридическое сопровождение. «Фирмы и юристы, которых мы знаем, сокращают затраты на персонал и офис, чтобы предлагать клиентам услуги за те же цены. Выросли только цены за процесс взыскания задолженности: раньше требовали 12–15% от взысканной суммы, теперь клиенты сами готовы заплатить 30 и даже 50%, только бы получить деньги с должника», — объясняет совладелец правового сервиса 48prav.ru Александр Трифонов. «В среднем по сравнению с прошлым годом стоимость наших услуг по взысканию задолженности выросла на 20%. Это касается второй части оплаты, которая рассчитывается как процент от взысканной суммы — конечно, мы заинтересованы в ней. Первую часть оплаты — аванс за работу юриста — мы стараемся не задирать, понимая положение "долговых" клиентов», — подтверждает гендиректор юридической компании «ЮрПартнерЪ» Антон Толмачёв.

Ещё одна тенденция, по словам Трифонова, — это более жёсткие цены за проектную работу: компаниям приходится идти клиентам навстречу и укладываться в заявленную сумму без торговли. Также юридические компании ещё с 2014 года начали переводить ставки в рубли по внутреннему курсу. Раньше счёт за час или другой фиксированный срок выставлялся в долларах или евро, но в связи с кризисом клиенты стали требовать рублёвых ставок (из расчёта 30–40 рублей за доллар). «Но переманивать клиентов с помощью демпинга цен юркомпаниям невыгодно. Стоимость юридических услуг для клиента стоит на пятом-шестом месте из 12 факторов», — объясняет отсутствие снижения цен Трифонов.

По оценкам Cushman & Wakefield, за год ставки аренды в Москве по новым заключённым сделкам подешевели во всех сегментах практически на треть. Особенно сильно просели ставки в отдалённых от центра офисах — падение достигло до 70%. Небольшое повышение долларовых цен было за счёт укрепления рубля во втором квартале этого года, но оно сменилось падением в третьем.

По словам старшего директора и руководителя группы мониторинга компании Cushman & Wakefield Юлии Богомол, наиболее яркое проявление кризиса — это отсутствие спроса на новые офисные помещения. Так, почти 20% всех качественных офисов в московском регионе сейчас остаются невостребованными.

Российские цены на телефонную связь и интернет считаются одними из самых низких в мире, и за год они не сильно изменились — колебания если и были, то в пределах 1,5% (по оценкам Mango Office). Малый и средний бизнес ни удорожание, ни удешевление не коснулись. Некоторые уступки возможны только для крупных клиентов — операторы делают скидки, стараясь предотвратить переход к конкурентам. «Это пределы стандартных скидок, так что в целом ситуация стабильная. Главным драйвером развития бизнес-сегмента услуг цифровой связи по-прежнему остаются облачные технологии. На эти услуги мы, например, не повышали цены. Более того, во втором полугодии 2015 года мы изменили систему тарификации, и наши предложения стали более выгодными», — объясняет директор по продажам Mango Office Александр Шикинов. По его словам, на рынке связи цены выросли только на те услуги, которые жёстко привязаны к курсам валют, например на международную связь.

Разброс цен на услуги фрилансеров большой — например, на fl.ru можно найти предложения по разработке логотипа и за 500 рублей, и за 10 000. «Изменение цен на услуги фрилансеров в основном происходит из-за изменения потока клиентов. Спрос выше — цена выше, так как время фрилансера ограничено и не все умеют передавать задачи подрядчикам», — объясняет гендиректор портала fl.ru Владимир Тарханов. Но, по его словам, в кризис те, кто продавал свои услуги дорого, снижают цены из-за уменьшения количества обращений или из-за ухода постоянных клиентов — обычно не более чем на 20–30%. Те, кто работал задёшево, цены повышают — иногда в несколько раз, так как количество обращений к ним в кризис растёт. Часть фрилансеров работает за те же деньги, потому что имеет стабильный спрос.

Только за счёт падения стоимости рубля затраты на поездки за границу могли вырасти в 1,5–1,7 раза (зависит от страны). При этом на командировочные расходы влияет и увеличение стоимости авиабилетов, а также других услуг (например, отели, еда, транспорт), изменения цен на которые в каждой стране разные.

В этих условиях компаниям приходится сокращать расходы на заграничные деловые поездки. «В большей степени пострадал выездной поток из России, который сократился на 12,5% и, по прогнозам на 2015 год, сократится ещё на 20%, что сопоставимо с цифрами 2009 года», — объясняет региональный директор Международной ассоциации делового туризма (GBTA) Татьяна Широкова. По её словам, ситуация с расходами на внутренние деловые поездки не так драматична, несмотря на падение в 5,8% по результатам 2014 года. В прогнозе на 2015 год аналитики GBTA прогнозируют стабилизацию общего объёма расходов на деловые поездки в России и даже рост на 0,7%.