Кризис веры: Как российские интернет-компании потеряли шансы на мировое господство
Ещё пять лет назад российские IT-компании были гордостью страны и надеждой инвесторов. С тех пор они сильно выросли, но государство так эффективно боролось одновременно за контроль над Рунетом и против всего мира, что перспективы у чемпионов отрасли уже совсем не такие радужные. Они всё чаще используют в качестве средства конкурентной борьбы жалобы в антимонопольные органы. Но в результате безумной политики последних лет даже жалобы уже не могут спасти от падения.
Главным арбитром в технологической отрасли становится антимонопольная служба.
В августе ФАС оштрафовала Google на 438 млн рублей и предписала исправить контракты, которые запрещают производителям гаджетов, работающих на Android, предустанавливать сервисы конкурентов. На днях «Яндекс» в очередной раз пожаловался, что всё ещё не получил возможности договариваться об установке своих приложений и поиска на телефоны с Android.
Практически одновременно основатель «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский опубликовал в блоге компании длинный и довольно эмоциональный пост о злоупотреблениях Microsoft, которая якобы предпринимает разнообразные действия, чтобы помешать пользователям Windows пользоваться антивирусами сторонних разработчиков: «При переходе на Windows 10 автоматически и без предупреждения Microsoft сносит всё "несовместимое" ПО и на его место устанавливает… правильно, свой собственный антивирус Defender. При этом: а) независимым разработчикам была дана всего неделя перед выпуском этой ОС, чтобы обеспечить совместимость; б) пользователи старых версий антивирусов при переходе на Windows 10 не получили никаких предупреждений о несовместимости и последующем самоуправстве».
«С меня хватит!» — так озаглавлен этот манифест.
Список претензий у Касперского длинный, и он обещает бороться с обидчиками в национальном и европейском антитрастах. ФАС уже возбудила дело. Чемпионы российской IT-отрасли, которые когда-то мечтали победить мировых гигантов в открытой борьбе, теперь предпочитают (или вынуждены) искать защиты у антимонопольщиков. Проблема только в том, что даже это им вряд ли уже поможет.
На военном положении
Пять лет назад ФАС боролась с ларьками, батутами и ритейлом, а наши технологические компании выходили на биржи Лондона и Нью-Йорка и привлекали капитал уважаемых международных инвесторов. Медиа восторженно писали о новых технологиях, стартапах и выходах. Теперь всё иначе.
Практически все заметные новости отрасли касаются не бизнеса, а разнообразных политических проблем, судебных разбирательств и GR. С одной стороны, всем игрокам то поодиночке, то сообща приходится отбиваться от драконовского регулирования. Критиковать «пакет Яровой», «закон МКС», предложенный Медиакоммуникационным союзом, и другие столь же безумных инициатив. Вступать в ассоциации, содержать штат юристов, переговорщиков и людей доброй воли, которые повторяют каждый день, что чёрное — это чёрное, а белое — белое. Всё это стоит денег, времени и нервов.
С другой стороны — война.
Новый русский милитаризм уже несколько раз ударил по бизнесу крупных российских IT-компаний. Ссора с Турцией практически поставила крест на идее экспорта поиска «Яндекса»: в прошлом году компания запускала рекламную кампанию с футбольным клубом «Фенербахче», в этом — закрыла стамбульский офис и переехала в коворкинг.
Евгений Касперский рассказывал, что его финансовому директору пришлось лично заново объезжать турецких клиентов, чтобы не потерять контракты. Говорит, что обошлось, но наверняка менеджменту пришлось понервничать. Даже за пределами Турции состояние холодной войны не может не мешать «Лаборатории Касперского» искать покупателей — просто потому, что компания занимается безопасностью. Финдиректор «Лаборатории» рассказывал весной, что роста долларовой выручки придётся ждать ещё несколько лет (http://www.kommersant.ru/doc/2945318).
Военное положение уже не только на карте, но и в головах. Вот ещё один яркий пример. Интернет-магазины давно борются с компанией Alibaba, говорят, что её бизнес в России фактически субсидируется отсутствием НДС. Недавно российский офис Alibaba прозрачно намекнул, что, если китайские экспортёры пострадают в России, то симметрично ухудшатся условия работы российских компаний в Китае (основатель Alibaba Джек Ма долго работал в министерстве внешней торговли КНР). Онлайн-ритейлеры — последние люди, которые хотят развязать третью мировую войну, но логика рынка теперь работает так.
Военная риторика приводит к реальным последствиям. Благодаря законам, написанным в недрах Совбеза, Google и Facebook поставлены перед странным выбором: то ли соблюдать невозможные к исполнению российские нормы, то ли не соблюдать — и ждать последствий. Выбор был нетрудным: сотрудников Google в России почти не осталось. Это, как ни странно, вредит «Яндексу», потому что мешает ему добиваться исполнения предписаний ФАС. Давить на американскую компанию сложно: активов тут нет, а пользователей, наоборот, слишком много, чтобы просто отключить рубильник.
Жалоба «Лаборатории Касперского» тоже может ни к чему не привести. Microsoft уже почти потерял на пустом месте один свой бизнес в России (LinkedIn) и наверняка ещё потеряет множество контрактов в борьбе с импортозаместителями. Но поскольку наша страна — это меньше процента общей выручки корпорации, бояться нужно не того, что Microsoft выиграет или проиграет разбирательство (как вам больше нравится), а того, что просто уйдёт с рынка. В этом случае Евгению Касперскому будет гораздо труднее бороться с американской компанией в любой юрисдикции.
Кто кому нужен
Нормальный способ функционирования рынков — невмешательство государства и минимум торговых барьеров. Несравненно худший, но логически возможный — протекционизм и Великая китайская стена. Россия идёт третьим, совсем странным путём — участники рынка конкурируют между собой не на жизнь, а на смерть, как бойцовские рыбки в аквариуме, а государство стоит над ними с включённым в розетку феном и то и дело угрожает его уронить. Время от времени подходят Совет безопасности, депутат Государственной думы или Министерство связи и отливают чуть-чуть воды, чтобы пространства было ещё меньше.
У такого порядка вещей есть несколько предсказуемых последствий.
Во-первых, не имея возможности не только повлиять на государство, но даже понять его логику, компании всё больше ссорятся между собой.
Во-вторых, крупные российские компании очень ограничены в стратегических возможностях и поиске капитала — продать, скажем, пакет акций иностранному инвестору давно уже немыслимо не только по политическим, но и по финансовым соображениям.
В-третьих, если крупные национальные игроки вроде «Яндекса» продолжают что-то разрабатывать, то на их место приходят компании, чья бизнес-модель изначально построена на государственном арбитраже («импортозамещение»). Новых чемпионов ждать неоткуда.
И наконец, главное: по мере того как покупательная способность граждан и перспективы экономического роста сходят на нет, международные игроки всё меньше склонны хоть как-то реагировать на происходящее в России. Google и Alibaba уже нужны нам гораздо больше, чем мы им. Возможные социально-политические последствия от гипотетического отключения телефонов Android или налогов на дешёвый китайский импорт перевешивают желание полностью закрыть страну. Из рынка, который Google не смог покорить, Россия рискует стать рынком, который Google просто не интересен.
В последнем рейтинге крупнейших компаний РБК (http://www.rbc.ru/rbc500/ ) «Лаборатория Касперского» занимает 246-е место, уступая одну позицию Агрокомплексу имени Ткачёва. Выручка у них одинаковая — 39 млрд рублей, но у сельскохозяйственного концерна в полтора раза выше прибыль. В принципе, это достаточное описание того, что происходило с российской экономикой и с Рунетом в последние два года. Агрокомплекс, носящий фамилию отца действующего министра сельского хозяйства, на фоне продуктовых санкций вырос за два года на 100% и стал рентабельнее всемирно успешного IT-бизнеса.
Но есть и хорошие новости: Россия в этом году станет крупнейшим экспортёром пшеницы.
Фотография на обложке: Bloomberg / Getty Images