Движение вниз: Почему запреты Минкульта не помогут российскому кино
За две недели министерство культуры отменило три кинопремьеры. «Приключения Паддингтона — 2» и «Бегущего в лабиринте» кинотеатры в итоге отстояли, но «Смерти Сталина» нам, похоже, не видать. В британской комедии чиновники нашли нарушения законодательства. У решений о переносе первых двух картин иная природа. «Секрет» попросил ведущего аналитика компании «Невафильм Research» Ксению Леонтьеву объяснить, что вообще происходит.
Je suis Volga
Российская киноиндустрия регулярно сталкивается с давлением со стороны Минкульта. Бывает, что министерство нарушает правила и процедуры, которые само же и установило. Скандал вокруг «Приключений Паддингтона — 2» прозвучал так громко, потому что чиновники впервые вмешались в дела бизнеса за сутки до объявленной и широко разрекламированной премьеры.
23 января то же самое произошло с другим фильмом «Вольги» — «Смертью Сталина». Но если здесь речь о цензуре (в картине нашли «материалы, содержащие информацию, распространение которой запрещено законодательством»), то в случае с «Паддингтоном» чиновники руководствовались другими мотивами.
17 января министерство культуры выдало компании «Вольга» прокатное удостоверение на «Паддингтона» с датой начала показа 1 февраля 2018 года, хотя прокатчик подал заявку на 18 января — и сделал это ещё в конце прошлого года.
Более того, получив 22 декабря заявление «Вольги», Минкульт, как и положено по закону, в десятидневный срок (29 декабря) внёс запись о фильме в госрегистр прокатных удостоверений — за номером 121028917. Затем этот номер и дата премьеры (18 января) появились в ЕАИС, Единой федеральной автоматизированной информационной системе сведений о показах фильмов в кинозалах.
Кинотеатры начали продавать билеты.
К 17 января, когда Минкульт «внезапно» передумал, билетов было продано уже примерно на 800 000 рублей. Кинотеатрам пришлось возвращать деньги зрителям, срочно перевёрстывать расписания.
Почему Минкульт не прав
Постановление правительства №143 от 27.02.2016 позволяет Минкульту перенести дату релиза. Но основанием может быть лишь одновременный выход картин, схожих по аудитории.
В письме Минкульта от 17 января говорится, что на дату, когда должен был выйти «Паддингтон», было выдано прокатное удостоверение просто на «иной фильм» — без названия, без описания аудитории. Что это за «иной фильм», мы, конечно, понимаем. Это снятый при господдержке «Скиф». Ничего общего с детским мультфильмом про плюшевого медведя он не имеет.
Более того, согласно регламенту, министерство должно предложить заявителям конфликтующих премьер провести переговоры. Если они зайдут в тупик — созвать экспертный совет. Ничего этого сделано не было ни в случае «Паддингтона», ни в случае «Бегущего в лабиринте» (16 января премьеру этого фильма перенесли с 25 января на 1 февраля). Впрочем, экспертный совет, насколько мне известно, с момента своего создания в феврале 2016 года не собирался ни разу.
Позиция кинобизнеса
Дистрибьютор «Паддингтона» перенос премьеры публично не комментировал. Но киносообщество молчать не стало.
Выступила молодая общественная организация — Ассоциация владельцев кинотеатров. Она возникла летом 2017-го и до недавнего времени объединяла в основном малый бизнес. Но 21 декабря 2017 года в состав ассоциации вошёл лидер рынка — объединённая сеть кинотеатров «Синема парк» и «Формула кино» (в рамках политики раскрытия информации сообщаем, что владельцу этой сети Александру Мамуту также принадлежит холдинг Rambler&Co, в который входит «Секрет фирмы»). Всего к началу 2018 года у ассоциации полсотни участников, владеющих примерно 200 кинотеатрами (1000 залов).
В заявлении, которое ассоциация распространила 17 января, говорилось о недопустимости вмешательства Минкульта в деятельность «хозяйствующих субъектов в сфере кинопоказа и проката». Упоминались все случаи «ручного управления» датами релизов фильмов, которые, по мнению прокатчиков, ударили по многим участникам рынка.
На следующий день ассоциация предложила всем кинотеатрам провести флешмоб #МишкаНеВиновен: заявить «Паддингтона» на 12:00 20 января, но билеты на него не продавать, отвечая на вопросы посетителей, что «показ запрещён министерством культуры».
Минкульт дожидаться проведения флешмоба не стал (впрочем, некоторые кинотеатры ещё накануне повесили на кассах объявления об отмене премьеры и указали рядом телефоны Минкульта) и уже в пятницу выдал «Паддингтону» новое прокатное удостоверение — с датой релиза 20 января. Что примечательно, дата выдачи была старая — 29 декабря 2017-го.
Ручное управление
Возвращение «Паддингтона» — локальный успех. Практика негласной расчистки дат для проката больших российских фильмов, снятых при господдержке, уже сложилась. В начале этого года отечественное кино получило небывалые преференции.
Вот как это было.
Перед Новым годом в прокат вышло семь новых российских фильмов (в прошлые годы выходило девять-десять). Число североамериканских лент сократилось до уровня 2016-го (семь). Зато европейских фильмов было в два раза больше (девять). Хотя формально число релизов, доступных с середины декабря до начала января, осталось на уровне прошлого года (около 25 картин), выбор зрителей был заметно ограничен. Весь ассортимент был доступен в небольшой части кинотеатров. Афиша для массовой аудитории была совсем узкой.
Статистика ЕАИС позволяет оценить долю сеансов, которую заполучили на время праздников три фильма — лидера проката. В 2018 году они обеспечили половину всех показов в стране, тогда как в 2016-м их доля была меньше трети. Иначе говоря, смотреть зрителям все кинотеатры предлагали одно и то же. Именно это обстоятельство позволило фильму «Движение вверх» собрать рекордную кассу.
К чему ещё привело ручное управление расписанием? К отказу зрителей идти в кино несколько раз за время каникул. Ведь, повторюсь, вместо ассортимента из фильмов различных тем и жанров они получили пусть и хороший, но однотипный репертуар повсюду и надолго.
В результате, по данным журнала «Кинобизнес сегодня», средняя посещаемость одного зала во время каникул снизилась в 2018 году на 26% (у ЕАИС другая методика подсчёта, и этот источник показывает не такое драматичное падение — на 2%).
Гордость министра
Министр культуры Владимир Мединский в последнее время часто рассказывает, что в 2016-2017 гг. российский кинорынок бил рекорды.
Действительно, на фоне стагнации предыдущих трёх лет, когда посещаемость оставалась на уровне примерно 175 млн человек в год, динамика выглядит хорошо. В 2016-м было продано 194,6 млн билетов, в 2017-м — 213,6 млн. Ещё один повод для гордости — сборы российского кино. Его доля в прокате выросла с 18 до 24 процентов.
Чиновники объясняют эти достижения эффективностью протекционистских мер.
Работают программы поддержки производства и проката коммерческих отечественных фильмов. В малых городах открываются кинозалы, которые обязаны иметь не менее 50% сеансов российских картин в расписании. Релизы отечественных лидеров и голливудских мейджоров разводятся по времени.
Холодный прокат
С тем, что качество российских фильмов, снимаемых при поддержке Фонда кино, растёт, не поспоришь. Всё остальное вызывает вопросы.
О том, что ручное управление датами релизов способно вытаскивать отдельные фильмы, но бьёт по общим цифрам, я уже сказала. Теперь — о кинотеатрах в малых городах, которыми Минкульт, кажется, очень гордится.
В 2015 году Фонд кино начал выдавать субсидии (5 млн рублей) на покупку оборудования для кинотеатров в городах с населением до 100 000 человек. С 2016-го в программе участвуют города с населением до 500 000 человек. В 2017 году, по данным «Невафильм Research», число таких кинозалов выросло на 234 и достигло 424. Это уже 9% залов страны — и 24% (!) кинотеатров. Но результаты не впечатляют. Данные ComScore позволяют оценить долю этих кинозалов в числе проданных билетов: в 2017 году — всего 2%.
Дело в том, что новые залы по-прежнему открываются в очень небольших населённых пунктах. Среднее число жителей — 60 000 человек, медианное — 20 000. В результате площадки зачастую работают только с пятницы по воскресенье. Они не могут позволить себе длинный прокат (все желающие довольно быстро просматривают интересующие их фильмы), часто не могут получить премьерные фильмы, даже российские (им не карману минимальный гарантийный платёж, который просят прокатчики). А ведь на содержание этих кинотеатров деньги у министерства не предусмотрены, и в условиях невозможности получить кассовые фильмы неизвестно, как долго субсидированным площадкам удастся продержаться на плаву.
Таким образом, рекордные результаты российского проката в 2016–2017 гг. — заслуга производителей, прокатчиков и кинотеатров, то есть бизнеса. Министерство культуры уже давно принимает решения без серьёзного анализа и широкого общественного обсуждения.
С каждым разом события развиваются всё стремительнее. Всё чаще они противоречат правилам, установленным законом (а отзыв прокатного удостоверения у «Смерти Сталина» нарушает и Конституцию — это возвращение цензуры). Остаётся только надеятся, что возмущение профессионального сообщества и простых зрителей будет достаточно громким.
Фотография на обложке: Shutterstock, «Централ Партнершип»
Самые важные новости и лучшие тексты «Секрета фирмы» — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!