Почему пренебрежение деловым дресс-кодом вам обойдётся дорого
Повседневный стиль одежды на деловых встречах становится всё популярнее, но иногда даже Марк Цукерберг готов сменить вечную серую футболку на строгий костюм. Соблюдать дресс-код или признать его пережитком прошлого — вопрос, который вызывает споры. PR-координатор конференции Edcrunch Дина Динова объясняет, почему пренебрежение дресс-кодом может дорого стоить.
В прошлом году человек из нашей команды приехал выступать перед потенциальным инвестором в джинсах. Мы просили довольно серьёзную сумму денег, мой руководитель, инвестор и присутствовавшие на встрече топ-менеджеры были в строгих костюмах, а один человек выделялся. В результате инвестиции не дали. Не знаю, повлияло ли это на решение инвесторов, но я в очередной раз задумалась о том, что вечный casual плохо влияет на общество. Мало кто видел политиков, юристов и банкиров на официальных мероприятиях в джинсах и кардиганах, но для представителей креативной сферы пренебрежение деловым стилем стало доброй традицией. Сasual — это такая же рабочая одежда, как халаты у медиков. Но они ведь не приходят в них на симпозиумы.
Ничего не имею против джинсов как таковых, но настаиваю, что на официальных мероприятиях они могут быть уместны только в очень редких случаях. Кого на деловой встрече мы будем воспринимать серьёзнее — человека в строгом костюме или в джинсах и футболке? Если вы спикер на конференции, занимаетесь серьёзной работой и выступаете на крупном форуме, делясь её результатами, почему бы не отдать предпочтение деловому костюму? Именно для того, чтобы все гости чувствовали себя в своей тарелке, и необходимо заранее прописывать дресс-код для конкретной встречи. Недавно я посетила конференцию, организаторы которой обошли вниманием этот вопрос. В итоге на пленарном заседании выступали спикеры как в платьях и деловых брючных костюмах, так и в джинсах и даже шортах. Чувствуется разница с зарубежными конференциями — я была на встречах в Нью-Йорке и Милане, где все негласно придерживаются делового дресс-кода, даже если его не объявляют.
Обсуждать дресс-код должны не только организаторы встреч, но и руководители со своими сотрудниками. Топ-менеджеры, с которыми я общалась на эту тему, говорят, что, когда они приглашают на работу сотрудника, априори рассчитывают, что он понимает, как куда одеваться. Но почему-то — наверное, это русский менталитет — если сотрудник приезжает на деловую встречу не в том виде, в котором руководителю хотелось бы его видеть, он ему об этом не сообщает. Наверное, боится испортить отношения. Были такие фразы: «Ну всё как-то закрутилось после встречи, решил не говорить, неудобно было». Я считаю, это нужно проговаривать.
В 2007 году я работала в лондонском пиар-агентстве. В первый месяц работы я приехала на презентацию для журналистов в джинсах и нарядной кофточке. Руководитель меня увидел и сразу сказал: «Дина, езжай домой. И на будущее запомни: если ты приходишь на встречу, где присутствуют коллеги, ты должна придерживаться делового дресс-кода». Тогда я поняла: всё, что связано с работой, — это деловой дресс-код. И пусть лучше на тебя будут обращать внимание из-за того, что ты в костюме, чем из-за того, что ты в джинсах.
Дресс-код — это проявление уважения к партнёрам и коллегам. Участники экономического форума (будь то Давос или Санкт-Петербург) вряд ли задаются вопросом: «А почему бы и не джинсы?» — они знают, что для такого мероприятия необходим деловой костюм. Но, к сожалению, между съездами глобального масштаба и собственными презентациями люди проводят условную черту, что проявляется и в стиле одежды. Такой подход мне непонятен: неужели встреча, например, с инвестором — не важное событие? Ведь речь идёт о вложении денег.
Деловой дресс-код влияет не только на то, как вас воспринимают окружающие, но и как воспринимаете себя вы. Исследователи из Северо-Западного университета США выяснили, что выбор одежды и её символическое значение влияет на продуктивность: когда участники эксперимента надевали белый халат и думали, что он принадлежит доктору, они были больше сфокусированы на работе, чем когда им говорили, что это халат художника. Некоторые психологи даже выделяют новое направление — «психология одежды», которое изучает, как наряд влияет на восприятие человека в глазах посторонних.
Я не стремлюсь стать для всех эталоном и ни в коем случае не диктую свою позицию. Но я призываю коллег не забывать о чувстве меры и, собираясь на важную встречу, задуматься: «Возможно, дениму сегодня стоит дать выходной?»
Фотография на обложке: Westend61 / Getty Images