secretmag.ru
Технологии

Бизнесмен №1: Почему Америке и России не следует бояться Дональда Трампа

Что нужно знать о новом американском президенте
Новый избранный президент США говорит совершенно отвратительные и глупые вещи, чередуя их между собой, а также публично демонстрирует сексизм. В худшем случае это значит, что такой человек в Белом доме — беда, в лучшем — и на этом настаивают интеллектуальные сторонники Дональда Трампа, включая инвестора и члена правления Facebook Питера Тиля — свидетельствует, что слова для этого человека ничего не значат. Вот ещё несколько причин, по которым избрание Трампа — это ещё не конец свободного мира.

Новый избранный президент США говорит совершенно отвратительные и глупые вещи, чередуя их между собой, а также публично демонстрирует расизм и сексизм. В худшем случае это значит, что такой человек в Белом доме — беда, в лучшем — и на этом настаивают интеллектуальные сторонники Дональда Трампа, включая инвестора и члена правления Facebook Питера Тиля, — свидетельствует, что слова для этого человека ничего не значат. Вот ещё несколько причин, по которым избрание Трампа — это ещё не конец свободного мира.

Выборы

Дональд Трамп победил на честных выборах, опозорив не только конкурента, который был заранее уверен в своей победе, но также политических аналитиков и социологов. Оказалось, в Америке есть много миллионов человек, которые не участвуют в опросах, не читают главных национальных газет, думают, что политический класс их предал и перестал о них заботиться, и вообще очень недовольны своей жизнью.

Если Дональд Трамп угадал спрос на этот ропот и дал ему голос, если он угадал потенциальный размер рынка — он уже в некотором смысле заслуживает Белого дома. Уважаемые товарищи — топ-менеджеры Республиканской партии, оппоненты, журналисты главных газет не верили в глубине души, что он может победить. Иначе бы они, конечно, вели себя чуть-чуть сдержаннее по отношению к будущему президенту.

До выборов журналисты и политики открыто потешались над всеми этими людьми, называли их неудачниками, реднеками и расистами. После победы Трампа никто не сможет так себя вести. И для демократии это совсем неплохо.

© © Bloomberg / Getty Images

Впрочем, совсем не все избиратели Трампа — это отчаявшиеся неудачники со Среднего Запада. Множество обычных — не только республиканских, но и независимых — избирателей предпочли Трампа Клинтон, потому что воспринимают Клинтонов как людей, не уважающих закон и просто не слишком честных. Потенциальный вред от избрания Трампа для них уравновешивается потенциальной выгодой от неизбрания Хиллари.

Кампания нового типа

Обсуждая неожиданную победу Трампа, легко поддаться соблазну принизить его заслуги. Все последние месяцы поддержку, которую ему оказывали, называли не очень осмысленным протестом, который нью-йоркскому миллиардеру чудом удалось возглавить. Вроде как и Брекзит случился «просто так», и вот такого удивительного кандидата тоже поддерживают «просто так». Но такой взгляд вряд ли справедлив — за один год Дональду Трампу удалось удивить букмекеров и выиграть в битвах, в которых ему противостояли элиты и даже здравый смысл.

Сперва Трамп оставил не у дел клан Бушей, затем — клан Клинтонов. При этом, как ни странно, денег у его конкурентов было больше — Хиллари Клинтон в 2016 году потратила на свою кампанию более $1,2 млрд, Трамп – менее $800 млн. В прошлом цикле, в 2012 году, оба основных кандидата, Барак Обама и Митт Ромни, потратили по $1 млрд. Бизнесмен Трамп в этой компании выглядит самым эффективным.

Одна из причин успеха — исключительно ловкое использование массовых медиа. Весной аналитическая компания mediaQuant посчитала, что Трамп, потративший на покупку рекламы меньше всех основных конкурентов, получает в разы больше бесплатного внимания прессы. Если бы всё это внимание было оплачено его штабом, ему пришлось бы отдать СМИ почти $2 млрд. Собственных денег кампания Трампа потратила на рекламу $10 млн — в 200 раз меньше. У Клинтон, про которую тоже охотно писали и снимали сюжеты, соотношение было в десять раз хуже — примерно 1 к 25. Медийный опыт, почти цирковой статус телевизионного селебрити и готовность нести космическую чушь, отсутствовавшая у конкурентов, принесли ему внимание, которое нельзя было купить ни за какие деньги.

Газеты и телеканалы, кстати, благодаря Трампу тоже не остались в накладе. Аудитория телеканала CNN, переживающего не лучшие времена, достигла максимума за восемь лет. Аудитория издания Politico, специализированного и авторитетного источника политических новостей и комментариев, увеличилась вдвое — до 20 млн уникальных пользователей в месяц. Симбиоз удивителен тем, что статьи и сюжеты про Трампа были в подавляющем большинстве негативные. Но иногда для эффективного маркетинга это, как известно, всё равно.

Сдержки и противовесы

Если бы Дональд Трамп был обычным кандидатом, можно было бы сказать, что теперь у него неслыханно много власти и возможностей. Помимо Белого дома Республиканская партия удержала обе палаты парламента, а Трампу предстоит ещё назначить девятого судью в Верховный суд США, расколотый сейчас по многим вопросам 4 на 4. Республиканская партия не имела столько власти очень давно. Проблема только в том, что даже в собственной партии у Трампа много оппонентов.

Спикеры Конгресса и Сената, хотя после праймериз формально и поддерживали Трампа, никак не поучаствовали в его кампании, несколько сенаторов и конгрессменов демонстративно проголосовали за независимого кандидата и отчитались об этом в Twitter.

Поэтому теперь есть два главных сценария развития событий.

Первый — его боятся сторонники Демократической партии — состоит в том, что Трамп подчинит себе республиканскую вертикаль, построит авторитаризм той или иной степени отвратительности, а вслед за этим и стену на мексиканской границе. Эту версию нельзя отвергнуть, но, если даже Трамп попробует сделать что-то подобное, ему будет непросто. Двухсотлетняя традиция федерализма и разделения властей затрудняет концентрацию власти в одних руках.

Второй, оптимистичный сценарий, на который намекает очень миролюбивая и спокойная речь новоизбранного президента, состоит в том, что «ничего особо не изменится». Трамп станет обычным республиканским президентом, помирится со своими коллегами по партии, отменит целиком или отчасти, воспользовавшись явным перевесом своих сторонников во власти, всеобщее медицинское страхование (Obamacare), снизит налоги, разрешит строить новые нефтепроводы, заморозит соглашения о беспошлинной торговле, затруднит миграцию в США. Если, конечно, на всё это ему достанет политической воли и талантов.

Победная речь Трампа была настолько миролюбивой и нежной, что могло показаться: все перегибы избирательной кампании были нужны, чтобы попасть в Белый дом, а теперь он станет разумным человеком. Мы победили, давайте теперь соединять разделённую нацию. Спасибо секретарю Клинтон за суровую борьбу, сказал он. Я президент для всех американцев, сказал он.

© © John Moore / Getty Images

Индекс Dow Jones упал на 5%, как только Трамп вырвался вперёд в предвыборной гонке, но почти отрос обратно после его миролюбивого выступления. Никто не ждёт, что он не наделает глупостей на президентском посту, но всё же рынки, видимо, склоняются, что ничего страшного с США не случится.

Россия

С Россией Дональда Трампа связывает многое. Во-первых, несколько неудачных попыток построить Trump Tower в Москве. Во-вторых, симметричная попытка поставить бронзовую статую Колумба в Нью-Йорке (именно он вёл переговоры с Зурабом Церетели и мэром Рудольфом Джулиани). Вопреки заявлениям оппонентов он не дружит с Владимиром Путиным, а когда прилетал в 2013 году в Москву на финал конкурса «Мисс Вселенная» (часть его бизнеса), президент России не стал с ним встречаться, хотя Трамп и сделал ему такое предложение в Twitter.

В смысле внешней политики позиция Трампа почти наверняка будет мягче, чем у Клинтон. Он держится чуть более изоляционистских взглядов, считает, что США должны меньше воевать за рубежом. В отношении конкретно России его слова так же изменчивы, как в отношении всего остального. Ему приходилось говорить и о том, что он не будет защищать балтийские страны от российского вторжения, и о том, что он готов сбить российский самолёт, если тот пролетит слишком близко от американского. Кроме того, он много раз говорил, что с Путиным надо искать общий язык.

Наконец, как рассказывал сын избранного президента, работающий в семейном бизнесе, русские составляют непропорционально большую часть покупателей недвижимости в девелоперских проектах Трампа. Бизнес важнее политики.

Фотография на обложке: Jeff Swensen / Getty Images