secretmag.ru
Технологии

Диалоги с «Секретом»: Как криптовалюта и блокчейн влияют на нашу жизнь

Вторая серия. Что мы знаем о новой экономике
Что мы знаем о новой экономике

Первый сократический диалог был посвящён роковой для России субстанции — нефти. Во второй серии рассказываем о перспективных криптотехнологиях и криптовалютах, которые обсуждает весь мир.

Когда в 2009 году Сатоши Накамото создал первую криптовалюту — биткоин, — мало кто понимал, что появляется рынок объёмом в миллиарды долларов. За семь лет на базе технологии блокчейна появились сотни криптовалют и новые платформы. Эти процессы ознаменовали новую эру управления цифровыми процессами. Как писал New York Times: «Биткоин, как и многие другие проекты открытого кода, представлял собой что-то вроде демократии без лидера — новый путь управления человеческим поведением в интернете. Один компьютер, один голос, и никто не может изменить эти правила». Но опыт показал, что холакратия работает плохо. Среди биткоинщиков разразилась гражданская война. В начале года один из первых разработчиков на рынке Майк Херн сообщил, что продал все свои монеты и ожидает кончины биткоина, потому что «эксперимент с криптовалютой провалился». Сегодня у платформы есть десятки альтернатив, наиболее перспективной называют систему 22-летнего вундеркинда Виталика Бутерина Ethereum. «Секрет» рассказывает самое важное, что нужно знать о криптовалюте и блокчейне.

Зачем мне это знать?

Рынок биткоинов достиг капитализации $6,5 млрд (капитализацию оценивают по совокупной стоимости всех биткоинов, один биткоин стоит $422). Это уже давно не игрушка высоколобых программистов: в криптовалюту инвестируют крупнейшие венчурные фонды вроде Andressen Horowitz, тему изучают банки всего мира — от Сбербанка до JPMorgan Chase, стартапы растут как грибы, тысячи людей уже заработали миллионы долларов. Платформа Ethereum со своим блокчейном за три месяца по капитализации выросла почти на 1200% и является самой многообещающей. Внутри системы формируется свой мир: Micro Azure предлагает бизнесам попробовать блокчейн, а американский сервис такси Arcade City использует децентрализованную схему, то есть стоимость поездки определяется только пользователями и водителями.

Вы говорите о блокчейне, а я помню только биткоины. В чём между ними разница?

Блокчейн — цепочка блоков транзакций, по которым проходит биткоин или другая криптовалюта. Биткоин не может существовать без блокчейна, но на блокчейне можно создавать разные продукты, а оплату за них получать в биткоинах или другой криптовалюте. Особенность платформы в том, что все транзакции утверждаются на многих компьютерах сети, которые их проверяют, и в конце концов совершается операция (контракт). В блокчейне можно безошибочно установить подлинность транзакции, поэтому посредник в виде регулятора не нужен. Комбинация криптографии и технологии блокчейн гарантирует, что дубликат записи об однажды проведённой транзакции никогда не появится в регистре.

Кстати, в начале этого года глава Сбербанка Герман Греф сказал, что блокчейн «перевернёт все индустрии — от сельского хозяйства до банков и, к несчастью, государственные органы тоже», а вчера другой топ-менеджер банка и вовсе заявил, что к 2026 году банки исчезнут.

И что там сейчас происходит?

Для биткоинов настали сложные времена. В январе один из разработчиков Майк Хирн написал на Medium: «Основы разрушены, и, что бы ни происходило с ценой в ближайшее время, в долгосрочной перспективе биткоин будет идти только вниз. Я не собираюсь принимать участие в разработке биткоина и продал все свои монеты». Брюс Фентон руководитель некоммерческой организации, которая финансировала развитие биткоина, Bitcoin Foundation, в декабре отмечал, что платформа остро нуждается в финансировании.

Репутация биткоина уже пошатнулась из-за нескольких историй. Марк Карпелес, бывший глава биржи биткоинов Mt.Gox, был арестован в Токио по подозрению в отмывании денег. В 2013 году на Mt.Gox совершалось 70% транзакций с биткоинами. Спустя год выяснилось, что 850 000 биткоинов (на тот момент эквивалент $450 млн) были украдены. Mt.Gox объявила себя банкротом и закрылась. Чарли Шрем, бывший вице-президент Bitcoin Foundation, подал в отставку, когда стало известно, что сотрудничал с магазином Silk Road, который торговал наркотиками, оружием и другими нелегальными вещами и услугами. Когда Шрем оказался за решёткой, курс биткоинов упал в два раза. Но все эти проблемы возникали не вокруг самой экосистемы.

Сейчас перед сообществом встали фундаментальные вопросы, один из основных — стоит ли расширять блок, чтобы допустить больше транзакций. Одна группа боится, что это обесценит валюту и приведёт к необратимым изменениям, вторая (в том числе Майк Хирн) уверена, что блок нужно расширять, потому что есть слишком много компаний, которые уже инвестировали в рынок и ожидают роста.

Кроме того, оказалось, что добыча биткоинов не настолько децентрализована и в основном сосредоточена в Китае. Тот, кто держит в руках 51% вычислительной мощности, может менять правила игры. Китайские группы майнеров (добытчиков биткоина) работают автономно, но, если они захотят объединиться, смогут повлиять на развитие системы.

Подождите. Что такое «добыча биткоинов»? Я смогу их добывать?

Это сложно. Когда всё начиналось в 2009 году, биткоины можно было добывать, сидя за домашним компьютером. Вот так выглядит намайненный биткоин — это набор букв и цифр. Со временем вычислительной мощности требовалось всё больше. Здесь можно посмотреть на сообщества майнеров — так называют людей, которые добывают биткоины. Сейчас майнить биткоины невыгодно, потому что для этого требуются дорогие устройства высокой мощности и много электричества. Но можно присмотреться к другим валютам.

Ясно. Так почему поругались разработчики?

Камнем преткновения стал размер блока, который вмещает только мегабайт данных. Все правила работы системы были заложены раньше, когда биткоин стал торговаться публично. Со временем разработчики, стоящие у истоков — их называют bitcoin core, — посчитали, что эти данные устаревшие и требуют пересмотра. Двое из них — Майк Херн и Гэвин Андресен — предложили пакет реформ под названием BIP101, который предусматривал изменение объёма блока до 8 Мб с начала 2016 года с последующим удвоением каждые два года. Из-за ограничения трафика происходит задержка в выполнении операций, поэтому биткоины не могут достигнуть большого масштаба. Кроме того, на блокчейне создаётся всё больше программ и приложений, которые используют криптовалюту, и система не справляется с потоком данных. Другие разработчики, а также майнеры отказались увеличивать размер блока. Они сочли, что такой подход может ударить по скорости передачи данных. Специалисты начали спорить о необходимости увеличить способности сети обрабатывать данные, которые измеряются в блоках.

Началась война: группы блокировали форумы друг друга и всячески противостояли. В результате пострадал даже Coinbase – самый большой кошелёк удалили с официального сайта биткоина за выбор «неправильной» стороны и забанили на форумах сообщества.

Идеологический раскол описал разработчик Грегори Максвелл. Он обозначил вопросы, на которые непросто найти ответы: «Биткоин — это валюта или конкурент эквайрингу Square? Он должен противостоять централизованным банковским системам? Какие фундаментальные права людей заложены в систему? Кто должен майнить? У кого должно быть право контроля над транзакциями? Есть какой-нибудь дедлайн для того, чтобы биткоин начал доминировать в мире или признал поражение?»

Несмотря на поставленную во главу угла децентрализацию, оказалось, что будущее биткоина зависит от небольшой группы людей. Её раскол стал опасным для будущего проекта.

Вот это да. И что теперь?

Несмотря на это, биткоин показывает рост, а крупные банки и корпорации продолжают тестировать криптотехнологию и криптовалюту. Проекты вроде кошелька Xapo, куда вложился известный инвестор Юрий Мильнер, привлекают миллионы долларов. Биткоины и блокчейны уже вызывают такой интерес, что, даже если всё полетит под откос, останутся последователи и будут появляться новые платформы. Уже сейчас есть десятки криптовалют, которые создают свою инфраструктуру для других стартапов. Одна из самых перспективных платформ, заручившаяся поддержкой многих евангелистов, — Ethereum, её валюту называют эфиром (да-да, как пятый элемент у Платона и Аристотеля). Можно послушать объяснение Виталика Бутерина на английском о том, что это такое.

Ничего не понятно. Чем отличается блокчейн с биткоином от Ethereum с эфиром?

Скажем лучше, что их объединяет. Это общий принцип децентрализации — когда нет контролёра и система управляется многими участниками. В отличие от биткоина, Ethereum меньше заботится о криптовалюте и больше — о задачах для бизнеса, которые позволяет решать децентрализованный протокол передачи данных. К 2022 году технология может сократить издержки финансовых организаций на $15–20 млрд, в первую очередь за счёт экономии на трансграничных платежах, считают аналитики испанского банка Santander. Банк утверждает, что сможет использовать блокчейн в двух десятках собственных рабочих процессов.

Ethereum может записывать и исполнять команду, которую ему задали. «Биткоин — как рыба в океане, а Ethereum — это весь океан. Системы голосования, хранения файлов, финансовые инструменты могут стать проще и доступнее благодаря новому протоколу», — объяснял журналист Натан Шнайдер.

Есть уже примеры, как применяют блокчейн и Ethereum, чтобы это работало?

В основном это всё ещё эксперименты. Консорциум R3 использует Ethereum для проведения экспериментов с участием всех крупнейших банков финансового мира.

К криптовалюте и криптотехнологиям присматриваются власти. Правительство Гондураса заказало американскому блокчейн-стартапу Factom создать систему учёта собственности на землю. Законных владельцев домов и земель выселяли на улицу из-за утраты, порчи или подлога записей в кадастре. Блокчейн позволяет зарегистрировать запись так, что подделать её невозможно. Но в Рождество компания разослала письмо о том, что проект «застопорился». Биржа NASDAQ тестирует в Эстонии Ethereum для проведения совета директоров дистанционно и записи сделок.

Эксперименты с Ethereum активно проводят не только на финансовом рынке, но и в интернете вещей, юридических и других услугах. Группа BitCongress использует Ethereum как базу для проведения опросов.

Acronis запустил пилотный проект продукта Xray, разработанный с использованием технологии блокчейна в резервном копировании. Это должно обеспечить неизменяемость данных и их сохранность. В этом году IBM начинает тестировать технологию, которая позволит улучшить сервис для клиентов, которые берут в лизинг оборудование компании.

Всё больше внимания уделяют блокчейну как способу зафиксировать транзакции, а не как криптовалюте. Благодаря ему сделки по недвижимости могут проходить в электронном виде во всём мире. Открытые реестры на базе блокчейна — будущее государственных сервисов, считает глава агентства по аренде недвижимости Игорь Калганов. Мошенничество с любыми кредитами, сделками по недвижимости, оформлением документов, финансовыми переводами станет просто невозможным, а выдача и подтверждение прав и справок — простым делом, требующим всего пару секунд. Предприниматель Игорь Баринов решает проблему идентификации клиентов через фиксацию видеособеседования в блокчейне с помощью своего сервиса Blo Notary.

Правда ли, что биткоины и блокчейны никто не контролирует? Как же зарабатывают люди, которые выпускают криптовалюты?

В базовых принципах системы заложено то, что у её нет контролёров. Биткоины развивались под эгидой некоммерческого фонда Bitcoin Foundation, куда вкладывались крупные компании. Ethereum существует как некоммерческая организация Ethereum Foundation. Но иногда силы смещаются в руки одних людей: например, Bitcoin Foundation обвиняли в том, что он действует в интересах крупных компаний — своих спонсоров.

Ethereum стал пятым проектом, который собрал больше всего денег в истории на краудфандинге. В 2014 году компания продала 60 млн эфиров ($14 млн на тот момент) для финансирования разработки, с тех пор стоимость монет увеличилась в несколько раз. Другие компании, выпускающие свою валюту, также могут оставлять монеты себе и затем зарабатывать на росте курса. Кроме того, организации получают гранты. Так, в 2014 году Бутерин получил $100 000 от легендарного инвестора Питера Тиля.

А если я предприниматель, сейчас хорошее время сделать стартап, связанный с биткоинами и блокчейном?

По данным Goldman Sachs, в 2015 году фонды профинансировали блокчейн-стартапы на полмиллиарда долларов, что на 30% больше, чем в 2014 году, и в пять раз больше, чем в 2013-м. Сейчас интереса к блокчейну больше, чем к биткоинам, активно развивается направление умных контрактов. С их помощью можно совершать сделки, связанные с финансовыми активами, удостоверением личности, покупкой прав на недвижимость и другие. Компания Blostream в сфере умных контрактов привлекла $75 млн и заключила партнёрство с PWC. Осенью компания Digital Asset купила блокчейн-стартап Blosta.

Представители Массачусетского технологического института (MIT) запустили фонд Bitcoin Developer Fund, предназначенного для поддержки работы ведущих разработчиков. Crunchbase показывает 433 биткоин-стартапа, AngelList — 835.

Как я могу купить биткоины, эфиры, другую криптовалюту?

Во многих странах есть банкоматы с биткоинами. Потом биткоины можно вывести в другую валюту через биржи вроде Kraken или Poloniex. С помощью кошелька, который можно легко скачать из магазина приложений (Coinbase, Bitcoin или любой другой) можно покупать и хранить валюту. В России валюту часто покупают на сайте Local Bitcoins, правда, это напоминает покупку долларов в обменниках и у перекупщиков. Но теперь с курсом продавцов можно легко свериться в интернете. Даже на eBay предлагают много предложений по покупке валюты, но принимать их — значит действовать на свой страх и риск.

А где их хранят? Их не украдут?

Мошенничество — не редкость, как и в случае с традиционными банковскими картами и счетами. Хранить валюту можно в кошельках, а можно переписать код на бумагу и хранить в тумбочке, а из кошелька стереть. Если понадобится совершить операции, код можно скопировать с листа в кошелёк или отправить на сервис.

Надо ли контролировать биткоины? Что может сделать государство?

Многие правительства озабочены развитием криптовалюты и блокчейна. Это понятно, потому что идеальный сценарий для разработчиков убирает из цепочки продавец — покупатель любого посредника, будь то банк или регулятор. Система сама себя контролирует — разработчики выпускают документ под названием White Paper, в котором рассказывают о правилах работы, собираются на конференциях и митапах. Романтики уже сейчас мечтают, что с помощью Ethereum можно сделать государственные бюджеты прозрачными и избавиться от коррупции.

В России против внедрения технологии выступали Министерство финансов и Следственный комитет, которые предлагали ввести уголовную ответственность за использование криптовалют. В ЦБ создали комиссию для изучения биткоина.

Главными опасностями называют финансирование терроризма и отмывание денег. На это сложно что-то возразить, потому что действительно биткоин часто используют преступники благодаря анонимизации — отследить продавца и покупателя практически невозможно.

Закон «О Центральном банке» запрещает в России выпуск и оборот «денежных суррогатов», которыми называется любая валюта, кроме рубля. Некоторые эксперты утверждают, что криптовалюта не относится к денежным суррогатам. По данным газеты «Известия», Министерство финансов подготовило поправки в Кодекс об административных правонарушениях, ужесточающие санкции для бизнеса за выпуск и оборот виртуальных валют. Компаниям-нарушителям грозит штраф до 5 млн рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Отдельный документ посвящён биткоинам, за выпуск, покупку и сбыт денежных суррогатов нарушителям грозит штраф до 500 000 рублей или тюремный срок до четырёх лет.

Вопросы, связанные с регулированием биткоинов и других криптовалют, обсуждают в большинстве стран мира, власти и регуляторы тестируют криптотехнологии. К странам, где криптовалюта запрещена или её нужно использовать с осторожностью, относят Индию, Исландию, Китай, Бангладеш, Россию, Индонезию и другие. Тем не менее во многих из них статус биткоина до сих пор не ясен.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала основателя компании Blo Notary Игоря Баринова