secretmag.ru
Технологии

9 стартапов с российскими корнями, получивших инвестиции в 2016 году

Чеки для OneTwoTrip, Luka и других
Количество иностранных венчурных фондов, вкладывающихся в российские стартапы или проекты, созданные россиянами, в этом году [выросло](http://firrma.ru/data/analytics/9274/) до 17 (в 2015 году их было 13, а в 2014 — всего 5). В основном это акселераторы или фонды, которые вкладываются совместно с российскими инвесторами. Они вложились в 27 стартапов, около половины этих компаний уже не ведут основную деятельность в России — основатели переехали в США или в Европу и сфокусировались на глобальном рынке. Среди оставшихся в России — приложение для общения мам и маркетплейс детских товаров Joinmamas, шопинг-клуб для Instagram-блогеров Partnergram, система дистанционного образования ProctorEdu, сервис отзывов Yell.ru, платформа корпоративного образования SnapSim и другие.

Количество иностранных венчурных фондов, вкладывающихся в российские стартапы или проекты, созданные россиянами, по данным Firrma, в этом году выросло до 17 (в 2015 году их было 13, а в 2014 — всего пять). В основном это акселераторы или фонды, которые вкладываются совместно с российскими инвесторами. Они вложились в 27 стартапов, около половины этих компаний уже не ведут основную деятельность в России — основатели переехали в США или в Европу и сфокусировались на глобальном рынке. Среди оставшихся в России — приложение для общения мам и маркетплейс детских товаров Joinmamas, шопинг-клуб для Instagram-блогеров Partnergram, система дистанционного образования ProctorEdu, сервис отзывов Yell.ru, платформа корпоративного образования SnapSim и другие.

«Секрет» выбрал девять компаний с самыми крупными инвестициями (в части сделок участвовали и российские фонды, однако размер их вложений нельзя отделить от общего объёма раунда).

Nginx

$8 млн

Разработку веб-сервера Nginx программист Игорь Сысоев начал почти 15 лет назад. В 2002 году он работал системным администратором в «Рамблере», а в свободное время занимался решением проблемы с обслуживанием высоконагруженных сайтов. Так появилась программа Nginx, которая перераспределяет ресурсы процессора в зависимости от активности пользователя и позволяет сайтам одновременно обслуживать много посетителей.

Продукт стал конкурировать с лидером в этой сфере Apache и быстро набирать популярность. К тому времени, как Сысоев созрел для своего дела, Nginx уже обслуживал более 1 млн сайтов. В 2011 году он ушёл из «Рамблера» и почти сразу после основания компании получил $3 млн инвестиций. В течение следующих трёх лет Nginx получил ещё $30 млн, а в 2016 году пришёл черёд очередного раунда — теперь на $8 млн. Кроме фонда с российскими корнями Runa Capital, основатель которого Сергей Белоусов и уговорил Сысоева создать свой бизнес, в компанию также вложились NEA, e.ventures и Index Ventures и австралийская коммуникационная компания Telstra Ventures, ставшая лид-инвестором раунда.

Сейчас Nginx обслуживает около 27,8% самых нагруженных сайтов в мире, среди которых «Яндекс», Mail.Ru, VK, Netflix, Wordpress и другие. Всего в базе компании 140 млн сайтов. Основной разработкой по-прежнему занимается Сысоев — теперь уже с командой.

Luka

$4,42 млн

Luka — первый стартап, созданный россиянами, попавший в престижный акселератор Y Combinator. Как вспоминают основатели Luka Евгения Куйда и Филипп Дудчук, после собеседования с партнёрами акселератора они выпили водки и были готовы возвращаться в Москву ни с чем, но неожиданно их приняли.

С тех прошло уже больше двух лет, а основатели Luka существенно расширили функционал приложения. Если сначала оно советовало только рестораны, то в этом году стало отвечать практически на любые вопросы. Например, чат-боты могут сообщить прогноз погоды, прислать новости, найти гифку. Также команда Luka стала работать над другими проектами — в сентябре она анонсировала запуск сервиса Replica, который позволяет создать цифровую копию человека и общаться с ним.

В этом году стартап привлёк $4,42 млн от фондов Sherpa Capital и Ludlow Ventures, самого Y Combinator и инвестора Джастина Валдрона.

OneTwoTrip

$2,5 млн

OneTwoTrip — один из лидеров российского рынка по продаже авиабилетов онлайн. Основатель компании Пётр Кутис заявляет, что другие игроки только тратят деньги, а OneTwoTrip зарабатывает. Впрочем, финансовых показателей бизнеса он не раскрывает, а компания по-прежнему привлекает инвестиции. В этом году в OneTwoTrip вложился фонд Vostok New Ventures — к $4 млн, вложенным в 2015 году, он добавил ещё $2,5 млн.

Возможно, привлечённые средства компания потратит на дальнейшую реализацию стратегии, о которой в 2015 году заявлял новый гендиректор OneTwoTrip Михаил Соколов: увеличить количество дополнительных услуг вроде заказа автомобилей и покупки «пакетов», развернуть международную экспансию и уделить больше внимания мобильным версиям проекта.

«Вириом»

$2,35 млн

Биомедицинская компания «Вириом» — один из проектов холдинга «Химрар», созданного изобретателем и химиком Александром Иващенко. Иващенко [начал] (http://vademec.ru/article/soshlas_s_inzhenerom_khimikom/) свой бизнес в 90-е, по заказам фармацевтических компаний он проводил исследования и находил наиболее эффективные виды препаратов. Скоро он перебрался в США, но часть исследований по-прежнему выполнялась в России.

В нулевые «Химрар» стал заниматься разработкой лекарств самостоятельно, а в 2007 году созданная им компания «Технология лекарств» стала господрядчиком — она получила грант в 18 млн рублей на разработку препарата против кардиологических проблем. По подсчётам Vademecum, к 2015 году стартапы, к которым имеет отношение «Химрар», получили грантов от государства на почти 1,8 млрд рублей.

«Вириом», которая занимается разработкой препарата для лечения пациентов с ВИЧ, в этом году получила грант от фонда «Сколково» на сумму 150 млн рублей. Также в компанию вложились венчурный фонд Torrey Pines Investment и сам «Химрар» — их инвестиции составили $2,35 млн. При этом Torrey Pines Investment является акционером «Химрара».

Wallarm

$2,3 млн

Ещё один выпускник Y Combinator — Wallarm, существующая уже четыре года. Основатель Wallarm Иван Новиков говорит, что в знаменитый акселератор принимают только новичков, и его проект — один из самых «старых» во всех наборах.

Продукт Wallarm — одноимённое решение для защиты веб-приложений от хакерских атак. Оно не только блокирует подозрительные действия, но и находит в системе уязвимости, которые могут привести к взлому. Wallarm использует машинное обучение, чтобы действовать наиболее эффективно. Среди клиентов компании — «Яндекс», QIWI, Acronis, «Юлмарт» и другие. Сейчас Иван Новиков вместе с сооснователями проекта переехал в США и хочет продвигать продукт на американском рынке.

Инвестиции на дальнейшее развитие — $2,3 млн — дали фонды Partech Ventures, Gagarin Capital, а также частные инвесторы. Подробнее об истории успеха Wallarm читайте на следующей неделе в «Секрете».

Oktogo

$2 млн

Когда в 2010 году Марина Колесник создавала сервис бронирования гостиниц Oktogo, она ориентировалась на российский рынок, хотя тогда перспективы внутреннего туризма были не особо очевидны. По словам Колесник, многие недоумевали, зачем брать в приоритет российское направление. Сама она была уверена в правильности своего решения, поэтому из США, где она училась в Гарварде и работала в McKinsey & Company, вернулась запускать свою компанию в Россию.

Сейчас российские бронирования приносят компании около 70% выручки, а Oktogo — в числе лидеров среди систем онлайн-бронирования, работающих в России. В базе компании больше 10 000 российских гостиниц и отелей (заграничных, правда, около 100 000, но с них компания получает меньший процент за заказ — 10% вместо 20%).

В начале года Oktogo привлёк $2 млн инвестиций от польского фонда MCI Capital — ранее он уже был инвестором проекта. Средства пойдут на работу с российскими гостиницами и отелями. Теперь перспективы этого направления уже не подвергаются сомнению — по данным Ростуризма, за 2015 год внутренний туризм вырос на 18%, тогда как выездной упал на треть.

Statsbot

$1,9 млн

Statsbot появился всего год назад, его основали два друга Артём Кейдунов и Михаил Мельников и один из первых десяти пользователей продукта Павел Тиунов (он появился, когда Кейдунов и Мельников тестировали первую версию). Их продукт — умный бот для Slack, который по запросу присылает аналитические метрики прямо в чат. Например, данные из Google Analytics, Salesforce и других систем.

После того как команда запустила Statsbot в Slack, о боте начали писать технологические издания, его стали рекомендовать Google Analytics и сам Slack, а аудитория стала расти на 7% в неделю. Сооснователи уволились с работы и стали посвящать всё время проекту. В июле стало известно, что Statsbot прошёл сразу в два акселератора — 500 Startups и Betaworks Bootcamp. От них стартап получил $125 000 и $200 000 соответственно.

На этой неделе Statsbot объявил о привлечении ещё $1,6 млн — в компанию вложились фонды Eniac Ventures, Betaworks, Innovation Endeavors и ещё один американский фонд, имя которого не раскрывается. Инвестиции пойдут на расширение команды.

Wakie

$1 млн

В России Wakie больше известен как «Будист» — социальный будильник братьев Грачика и Татула Аджамянов. Проект появился в 2011 году и предлагал проснуться с помощью звонка от незнакомца. Эта идея пришла в голову Грачику Аджамяну, когда он одновременно учился, работал и развивал их с братом веб-студию: ни один будильник не поднимал его лучше, чем утренние звонки от потенциальных клиентов.

Несколько лет «Будист» активно работал в России, сотрудничал с такими компаниями, как Nokia и «Крок», нарастил сообщество пользователей. Братья решили развиваться на международном рынке и в 2014 году перезапустили проект как Wakie. Вскоре они переехали в США, а в этом году попали в Y Combinator и получили $1 млн от акселератора, компании Flycast Networks и нескольких американских бизнес-ангелов. После Y Combinator стартап совершил пивот — теперь это не будильник, а сервис для анонимного голосового общения.

Countbox

Около $1млн

Первый счётчик посетителей основатель Countbox Константин Дубинин сделал из трубы, которую нашёл на металлобазе в 2009 году. Тогда он занимался продажей систем безопасности. Сейчас его продукт помогает магазинам не только узнавать количество посетителей, но и определять структуру трафика — пол, возраст, национальность и даже настроение покупателя. На основе этих данных владельцы магазинов могут принимать решения, которые увеличат выручку точки. Такую систему Дубинин разрабатывал несколько лет и запустил Countbox в 2012 году.

Через год он понял, что не знает, как управлять растущим бизнесом (опыта работы до своего дела у Дубинина практически не было), и пошёл учиться в Высшую школу экономики. Там предприниматель понял, что компании уже нужны инвестиции, и потратил два года на их поиски.

В 2016 году он закрыл сделку по привлечению средств от Ирландского государственного агентства по развитию и поддержке бизнеса (Enterprise Ireland). Размер инвестиций Дубинин не раскрывает, но говорит, что это «почти 1 млн евро». К тому времени, как Enterprise Ireland вложилcя в Countbox, у компании уже появились крупные клиенты в России — Сбербанк, ЛУКОЙЛ, Leroy Merlin, Казанский кремль и другие (всего 4000 локаций).

Сейчас Дубинин развивает компанию на американском и европейском рынках, привлечённые средства тратит на международную экспансию. В России, по его словам, большинство бизнесменов пока не считают инвестиции в технологии инструментом развития.

Фотография на обложке: Alamy