Выбираем место для бизнеса: Приморский край
Российские регионы для многих — терра инкогнита. Особенно для жителей крупных городов. Но жизнь идёт и там: то из Краснодарского края выйдет «Магнит», то мотоциклы «Урал» разъедутся из Ирбита по всему миру. «Секрет фирмы» начинает выпуск кратких гидов по бизнесу в разных уголках страны. После изучения Калужской и Белгородской областей мы отправляемся на восток, в Приморский край, существенная часть которого две недели назад стала первым в России свободным портом.
Первый в России свободный порт
12 октября Владивосток стал свободным портом. Особый экономический режим распространили на территорию 15 муниципальных образований Приморского края. Семь потенциальных резидентов уже предложили инвестиционные проекты на 60 млрд руб. Их привлекают пониженные тарифы страховых взносов, пятилетние налоговые каникулы, ускоренное возвращение НДС, беспошлинный и безналоговый ввоз и вывоз оборудования, быстрый режим пересечения границы. Не все способы привлечения бизнеса уже реализованы, но российские чиновники обещают ускориться. К территории свободного порта относятся все пункты въезда в эту зону, включая все порты от Посьета до Находки и аэропорт Кневичи. По предварительной оценке порто-франко увеличит ВРП Приморского края в 2,2 раза к 2025 году.
Ближайший регион к АТР
Приморье — это российские ворота в Азиатско-тихоокеанский регион (АТР). Он уже превратился в главный экономический центр силы в мире. Здесь проживает 40% населения Земли и производят больше половины мирового ВВП. Ежегодный общий рост ВВП региона составляет 7–10%. Главный локомотив — не только Китай, но и регулярно появляющиеся новые игроки: Вьетнам, Малайзия, Таиланд и другие. Работа в Приморском крае позволяет снизить транспортные расходы на доставку товаров в эти страны.
Нужны высокотехнологичные компании
Дальневосточный федеральный округ — самый большой в России по территории, но последний по численности населения. Это означает, что по-настоящему конкурентоспособными, особенно на мировых рынках, могут быть только компании с высокой производительностью труда. В первую очередь это высокотехнологичные производства. Местные власти должны помогать в их развитии, но приморские предприниматели считают, что их поддерживают только на словах.
Много качественных лесов
Весь российский Дальний Восток обладает огромными запасами леса. При этом Приморье — наиболее продуктивный для заготовки древесины регион, потому что её средний запас в зрелых и перестойных хвойных лесах составляет 195 м3/га, а в лиственных — 175 м3/га. В регионе уже работает много лесозаготовительных компаний, но они обычно вырубают лишь половину расчётной лесосеки. Есть и деревообрабатывающие предприятия, в том числе высокотехнологичные, но потенциал для открытия новых подобных компаний остаётся.
Турпоток растёт
За первое полугодие в Приморский край въехало на 13% больше туристов, чем за аналогичный период прошлого года. В течение месяца правительство разрешит выдавать восьмидневную визу иностранцам, пересекающим границу свободного порта, в том числе через аэропорт. Вместе с будущим открытием игорной зоны это подтолкнёт развитие туризма в регионе.
Комментарии местных предпринимателей
Александр Колбас Генеральный директор ООО «Теребра»
Мы проектируем и модернизируем шнековые прессы и экструдеры. Наша уникальная технология позволяет в разы увеличить их эффективность и производительность. В Приморском крае мы работаем по простой причине — основатели здесь родились и выросли. Важный фактор — близость к странам АТР. Этот регион занимает 40% мирового рынка шнековых прессов. В ближайшие годы мы туда выйдем, но пока работаем только в России.
Минус — низкий интерес властей к проблемам бизнеса, особенно малого, и к технологическим компаниям, которым во много раз сложнее войти на рынок с совершенно новым продуктом. Поддерживают скорее на словах и на бумаге, чем на деле. Свободный порт тоже нам не сильно поможет, потому что малой компании сложно стать его резидентом.
Роман Титков Генеральный директор ОАО «Дальприбор»
Нашему оборонному предприятию больше 50 лет. Оно появилось здесь, когда я ещё не родился. Наша продукция была бы на 25–30% дешевле, если бы мы располагались где-нибудь на Урале, так как на Дальнем Востоке очень дорогая электроэнергия, топливо, доставка товаров из Центральной России. В 1998 году государство ещё и переложило на бизнес уплату дальневосточной надбавки к зарплате в размере 10%. При этом зарплаты здесь всё равно раза в три ниже, чем в Москве, а цены — раза в три выше.
Частично это компенсирует несомненный плюс региона — близость моря. По нему удобно и недорого доставлять товары как в российские регионы — Магадан, Камчатку, Сахалин, — так и в Корею, Японию, Китай. Я надеюсь, что с трудностями поможет справиться и создание свободного порта. Из всех значимых налогов там только 7,6% на социальные нужды, а остальное не взимается. Плюс существенные таможенные льготы. Правда, в законе о его создании есть некоторые шероховатости. Например, чтобы туда попасть, нужно не только инвестировать 5 млн рублей, но и создать абсолютно новый бизнес. Могу ли я стать резидентом порта, чтобы производить более новую оборонную модель? Пока непонятно.
Второй вариант взаимодействия со свободным портом для меня — организация нового гражданского производства. Мы и раньше им занимались, но оно сильно просело из-за кризиса и конкуренции со стороны Китая. Там подхватывают всё гражданское, что мы делаем. Благодаря серьёзным льготам и созданной инфраструктуре (например, государство там часто субсидирует покупку оборудования) цены у них получаются ниже, а качество постоянно растёт. Свободный порт помог бы решить эту проблему.