Выбираем место для бизнеса: Красноярский край
Российские регионы для многих — терра инкогнита. Но именно там можно найти интересные примеры предпринимательства: то из Краснодарского края выйдет «Магнит», то мотоциклы «Урал» разъедутся из Ирбита по всему миру. «Секрет фирмы» начинает выпуск кратких гидов по бизнесу в разных уголках страны. После изучения Приморского края, Калужской и Белгородской областей мы отправляемся в Сибирь, в Красноярский край, где в этом году вышла на проектную мощность Богучанская ГЭС.
Второй по площади регион России
Красноярский край — второй по площади после Якутии регион России. Он занимает 14% территории страны и вытянут с юга на север. Его протяжённость по меридиану — 3000 км. Из-за масштаба в крае три разных климатических пояса, разные природные зоны и ландшафты. Хотя 80% населения проживают на 10% территории края к югу от Ангары, протяжённость иногда создаёт проблемы для бизнеса, вынужденного работать на всей территории региона.
В Красноярском крае два экономических центра
Край производит 3,2% всего объёма промышленной продукции России. В регионе два главных экономических центра — это Красноярск и Норильск. Первый — одна из самых промышленно развитых региональных столиц России. В Красноярске действуют крупные предприятия космической, химической, строительной промышленности, цветной металлургии, машиностроения, деревообработки, самый мощный в России мусоросжигательный завод. Однако больше половины доходов края формирует добыча цветных металлов в Норильске.
Гидроэнергетическая столица России
В Красноярском крае расположены три мощнейших российских ГЭС: Саяно-Шушенская (на границе с Хакасией), Красноярская и Богучанская. Последняя пока только начинает работу, в августе она вышла на проектную мощность, но сейчас гидроагрегат №5 остановлен для планового капитального ремонта. Рядом с ГЭС расположены алюминиевые заводы и другие энергоёмкие производства.
Основные заказчики — крупные компании
Красноярский край — это 95% российских запасов никеля и платиноидов, 20% золота, очень много угля, кобальта, нефелиновых руд, магнезитов, исландского шпата, графита и т. д. Неудивительно, что основной вклад в экономику региона приносят крупные добывающие компании — «Русал», «Норильский никель», «Базовый элемент», «РусГидро», «Роснефть» и т. д. Малый бизнес, в свою очередь, во многом зависит от контрактов с доминантами региона. Это, с одной стороны, сулит стабильную и высокую выручку, с другой — накладывает различные обязательства по строгим срокам работ, отчётности и финансовой устойчивости. К тому же молодой компании сложно стать партнёром крупного игрока.
Удалённость от границ
Главные статьи экспорта Красноярского края — это те же полезные ископаемые и древесина. Доходы в этих отраслях экономики покрывают транспортные расходы. Однако открывать в регионе компанию, нацеленную на экспорт и не связанную с высокомаржинальным бизнесом, сложно. Во-первых, в соседних областях ниже зарплаты и цены. Во-вторых, отсюда одинаково далеко как до Центральной России, так и до стран АТР.
Комментарии местных предпринимателей
Павел Симаков Владелец «Сибирской архивной службы»
Моя компания оказывает аутсорсинговые услуги по хранению архивов, архивной обработке и уничтожению документов с истёкшими сроками хранения. Компанию основал в Новосибирске, но в 2011 году открыл филиал в Красноярске. Выбор в пользу этого города я сделал, потому что мелкий и средний бизнес здесь не слишком развит. Работа в Красноярском крае значительно увеличивает финансовые показатели компании. Кроме того, по сравнению с Новосибирском цены в Красноярске на 30–40% выше. Да и вообще это прогрессивный регион, и сам город отличный.
Я сам планирую переезжать в Красноярск, потому что основный мой интерес — это Восточная Сибирь. В Новосибирске останется исполнительный директор, он будет отвечать за него, Омск, Барнаул и Томск. А центр управления переедет в Красноярск и будет отвечать за Кемерово, Новокузнецк, Междуреченск, Абакан, Иркутск. Я принял такое решение, потому что Красноярск генерирует основную прибыль для меня. Из-за индустриальности региона аутсорсинговые и сервисные компании чувствуют себя хорошо. В последние два года конкуренция растёт, но всё равно она несравнима с новосибирской.
Бизнес в Красноярске имеет свои особенности. В первую очередь мы работаем с крупными заказчиками. 90% выручки дают структуры «Норильского никеля», «Роснефти» и «Русгидро». И так обстоят дела у всего регионального бизнеса.
Отношение к бизнесам из других регионов в крае благожелательное. Ни один заказчик не потребовал открыть полноценное юридическое лицо в Красноярском крае для заключения договора. Мы с таким сталкивались, например, в Кемеровской области.
Есть сложности с качественными складскими площадями. В Красноярске склады класса А строятся под конкретного заказчика. Большая проблема — это расстояния в несколько тысяч километров. Комплексные контракты часто требуют проведения работ в Норильске. Это нерентабельная затея, если закладывать ценообразование материковой Сибири. Для поддержки бизнеса власти особо ничего не делают. Хотя в той же Кемеровской или Томской областях приняты акты, снижающие налогообложение для предпринимателей фактически до нуля.
Пётр Кононенко Директор представительства Poly в СФО
Я возглавляю региональное представительство крупной российской аудиовизуальной компании Poly. Мы занимаемся системной интеграцией и поставками аудиовизуального оборудования. Наши заказчики — государственные организации, образовательные учреждения, энергетические и транспортные компании, учреждения культуры, силовые ведомства, крупный бизнес.
В регионе мы работаем с 2005 года, потому что здесь благоприятные условия для развития решений для образования. В крае находится большой объединённый федеральный университет СФУ. Это один из наших ключевых партнёров. Мы сделали с ним большой проект модернизации вуза и сотрудничаем по сей день. В Красноярске вообще развитие IT-инфраструктуры идёт быстрее, чем в других крупных городах Сибири: здесь первыми ввели электронное правительство и систему диспетчеризации отрасли ЖКХ.
Вторая группа наших заказчиков — предприятия гидроэнергетики и тяжёлой промышленности. Мы предоставляем им решения диспетчерских залов и центров управления. Правда, в последнее время мы наблюдаем обеднение производств, которое затрудняет интеграцию IT в данном сегменте. С проблемой сталкиваемся не только мы, но и наши партнёры и конкуренты. Ещё один недостаток — слабое развитие мелких городов.