Почему ваш следующий отпуск будет нескоро
6 грустных причинНа протяжении последних 10 лет потребительское доверие россиян в июле, августе и сентябре никогда не падало благодаря послеотпускному подъёму. В этом году ситуация изменилась — настроение россиян испортила необходимость экономить на летнем отпуске, считают эксперты исследовательской компании Nielsen. В 2016 году ситуация едва ли станет лучше. «Секрет» с грустью объясняет, почему отпуск для россиян становится непозволительной роскошью.
На протяжении последних десяти лет потребительское доверие россиян в июле, августе и сентябре никогда не падало благодаря послеотпускному подъёму. В этом году ситуация изменилась — настроение россиян испортила необходимость экономить на летнем отпуске, считают эксперты исследовательской компании Nielsen. В 2016 году ситуация едва ли станет лучше. «Секрет» с грустью объясняет, почему отпуск для россиян становится непозволительной роскошью.
Сокращение реальных доходов
Реальные доходы россиян падают уже почти год. В сентябре в годовом исчислении они сократились на 4,3%. Эксперты Минэкономразвития выяснили, что россияне стали больше откладывать на чёрный день и резко сократили расходы на всё, что не относится к предметам первой необходимости, в том числе и на путешествия.
По данным Дмитрия Малютина из Level.Travel, туры по России ещё пользуются популярностью, но даже их покупают намного реже, чем летом: «Это связано, в частности, с тем, что многие туристы уже сейчас откладывают средства на летний отпуск, поскольку в текущих условиях не могут позволить себе отдохнуть два раза в год».
Банкротство одного из крупнейших авиаперевозчиков
На протяжении последнего года «Трансаэро», пытаясь спастись от банкротства, давала скидки на перелёты по всем направлениям до 30% от рыночного уровня. В сентябре «Аэрофлот» решила купить своего главного конкурента за символический рубль. В октябре стало известно, что контрольный пакет акций «Трансаэро» хочет выкупить глава S7 Владислав Филёв. Что будет с «Трансаэро» дальше, пока неизвестно — решение о судьбе компании остаётся за кредиторами и регуляторами.
«С уходом "Трансаэро" уходит и конкуренция. Теперь "Аэрофлот" может жёстче диктовать ценовые условия своим клиентам — ведь только на них он может переложить стоимость "спасения" клиентов, флота и сотрудников "Трансаэро"», — считает директор «Связной Трэвел» Алексей Дорош.
По прогнозам генерального директора онлайн-гипермаркета путешествий DaTravel.com Владислава Шевцова, больше всего цены вырастут на дальнемагистральных направлениях, где доминировал перевозчик: «На массовых направлениях стоимость авиабилетов может вырасти на 5–10%, а на дальнемагистральных — на 20% и более. Рост цен и дефицит перевозок возможен по таким направлениям, как Бангкок, Пхукет, Гоа, Доминикана, Мексика, Куба».
Дешёвых пакетных туров больше нет
Банкротство «Трансаэро» приведёт к подорожанию не только авиабилетов, но и пакетных туров, уверен Владислав Шевцов. «Не секрет, что на рынке было очень много доступных туров во многом за счёт союза "Трансаэро" и "Библио-Глобуса"», — объясняет он.
Директор туристической компании «ТрипКафе» Кирилл Пшинник замечает, что подорожание авиабилетов всё же не так сильно сказалось на стоимости туров, как очередное падение курса рубля. Намного дороже, по его мнению, стало наземное обслуживание: «Отели, трансферы, экскурсии — всё это теперь стоит почти в два раза больше, чем в прошлом году. Если летом прошлого года средняя стоимость тура в нашем агентстве была около 60 000 рублей, то сейчас такие же туры стоят уже 100 000 рублей».
Зарубежные лоукостеры перестали летать в Москву
Масштабное падение спроса на международные перевозки из России привело к тому, что ряд крупнейших иностранных авиакомпаний отказался от российского направления. Частично или полностью летать в Россию перестали немецкие авиакомпании Germanwings и Air Berlin, тайская Thai Airways, американская Delta Airlines и британская EasyJet. Средняя цена билета из Москвы в Лондон у EasyJet в прошлом году составляла 76 фунтов стерлингов (7500 рублей по нынешнему курсу) — стоимость билета «Аэрофлота» из Москвы в Лондон на ноябрь этого года в среднем составляет 17 500 рублей.
Средняя стоимость проданного авиабилета на новогодние праздники по зарубежным направлениям увеличилась за год на 48%, подсчитали в DaTravel. В этом году авиаперелет в новогодние даты в среднем обойдётся россиянам в 31 500 рублей, в то время как в прошлом году он стоил 21 900 рублей.
Дорогие визы
Из-за падения курса рубля увеличилась стоимость виз. Так, краткосрочная шенгенская виза сегодня стоит 4300 рублей, а долгосрочная — 7000 рублей, американская — 10 720 рублей, а британская — 8300 рублей.
При этом британская виза подорожала не только в рублёвом эквиваленте — в апреле правительство увеличило ее стоимость по всему миру. Виза на срок до шести месяцев подорожала на £2, до £85 (8300 рублей). Стоимость туристической визы на год или два поднялась на £24 и составляет £324 (31 700 рублей).
Получить шенгенскую визу стало не только дороже, но и сложнее. С сентября этого года, чтобы получить разрешение на въезд в Шенгенскую зону, россияне обязаны пройти процедуру сканирования отпечатков пальцев и сделать цифровую фотографию. «Для туристов из регионов это дополнительная сложность. Отпечатки пальцев можно сдать только лично, а для этого придётся ехать в ближайший город, где есть визовый центр», — напоминает Кирилл Пшинник.
Дорогие отели
За ночь в отеле в этом году придётся заплатить в среднем на 18% больше, чем в прошлом, считает Владислав Шевцов. При этом уровень отеля, в котором остановится средний россиянин, тоже станет ниже: «Если в прошлом году, отправляясь в Стамбул, клиенты отдавали предпочтение четырёхзвездочным отелям, то в этом году зачастую выбирают отели с тремя звёздами».
При этом, выбрав отель, но не оплатив его заранее, российский турист всё чаще в итоге отказывается от поездки. По мнению CEO OneTwoTrip Михаила Соколова, предоплата могла бы снизить риски клиентов: «Все мы помним исход осени прошлого года, когда за ростом курса валют последовал резкий рост отмен бронирований именно с отложенной оплатой. Предоплата могла бы стать выходом: сумма, оплаченная сразу, не изменится даже через шесть месяцев».
Сегодня доллар стоит почти 64 рубля, а евро — почти 70. Как объясняет управляющий «УК КапиталЪ» Дмитрий Постоленко, бюджет в ближайшие годы будет дефицитный, а цены на нефть останутся примерно на том же уровне, а значит, ждать укрепления рубля не стоит.
Иллюстрации: Наталья Осипова/«Секрет Фирмы»