Apple говорит, что iPhone XR — бестселлер. Но рынок не верит
В августе 2018 года Apple стала первой американской компанией, чья капитализация превысила $1 трлн. Но с тех пор её акции подешевели почти на 25%. Теперь она лишь третья, впереди — Amazon и Microsoft. Причём Microsoft обошёл Apple впервые с 2010 года. И лишь отчасти это обусловлено общим спадом на фондовых рынках — Apple переживает внутренний кризис.
«С первого дня продаж и до сих пор новый iPhone XR остаётся нашим самым популярным смартфоном», — утверждает вице-президент Apple Грег Джозвиак. Так ли это на самом деле, не проверить. Опубликовав отчёт о продажах в четвёртом квартале 2018-го финансового года, Apple объявила, что впредь не будет отчитываться о числе проданных устройств: iPhone, MacBook и других. Глава компании Тим Кук сказал, что эти цифры «не имеют особого значения» — важна лишь общая выручка. Выручка Apple в четвёртом квартале оказалась рекордной ($265,6 млрд против $229,2 млрд годом ранее), но акции компании продолжили дешеветь.
«Представьте, что вы пришли в магазин. Подходите кассе, и кассир вас спрашивает: "Сколько у вас в тележке продуктов?" Этот вопрос лишён смысла. Важно, не сколько у вас продуктов, а сколько вы в сумме за них отдадите», — успокаивает инвесторов Тим Кук. Но они всё равно волнуются. Apple не удастся наращивать выручку за счёт сервисов (таких, как Apple Music) и аксессуаров (беспроводные наушники AirPods), если люди перестанут покупать продукт, для которого они предназначены. А спрос на этот продукт не растёт: в четвёртом квартале 2018 года Apple продала 46,9 млн смартфонов против 46,7 млн в четвёртом квартале 2017-го.
Топ-менеджеры Apple могут сколько угодно рассказывать об уверенных продажах iPhone XR. В отсутствие цифр инвесторы всё больше верят слухам. А инсайдеры твердят, что новые модели iPhone (условно бюджетный XR, XS и XS Max) продаются настолько плохо, что Apple уже сократила их производство. The Wall Street Journal нашла косвенные подтверждения в отчётности крупнейших поставщиков компании. Qorvo, Lumentum Holdings и Japan Display предупредили инвесторов, что их доходы по итогам текущего квартала будут ощутимо ниже прогнозов. Причина — необходимость сократить производство деталей для неназванного «крупного заказчика». Каждой из этих компаний Apple обеспечивает от 30% до 50% выручки. Тем временем на фабриках Foxconn, основного сборщика iPhone, рабочим объявили о сокращении смен.
Почему продажи, пожалуй, лучших в мире смартфонов вдруг перестали расти?
Раньше каждый новый iPhone был на голову сильнее предшественника. Существовала ровно одна причина не поменять iPhone 3GS на iPhone 4 — полное отсутствие денег. Да и это не всех останавливало — в России, например, около 40% смартфонов Apple продаются в кредит. Но постепенно цикл жизни устройств увеличивался, а с 2016 года, когда был представлен iPhone 7, изменения от поколения к поколению носят в основном косметический характер.
Да, экран почти во всю лицевую панель выглядит здорово. Да, несколько камер снимают лучше, чем одна. Распаковка любого нового гаджета Apple — праздник. Но «семёрка» и «восьмёрка» до сих пор прекрасно справляются с большинством задач. Год назад Apple, к тому же, перестала искусственно замедлять работу старых устройств. А уж прошлогодний iPhone X и подавно не нуждается в экстренной замене. Люди не разлюбили iPhone, просто каждый год они находят лучшее применение $999 (столько стоит XS в США без учёта НДС) — в ожидании, что в следующий раз Apple представит что-то действительно выдающееся.
В ситуации, когда даже фанаты не видят причин менять старые айфоны на новые, Apple предсказуемо делает ставку на тех, кто деньги не считает. В итоге iPhone XS Max стал первым смартфоном Apple, который стоит дороже $1000 (в России — от 96 990 рублей). Ни о какой конкуренции с Android с такими ценами, конечно, не может идти и речи. Например, Goldman Sachs предсказывает, что уже к 2020 году доля iOS на рынке операционных систем для мобильных устройств будет ниже 10% (сейчас — 13%).
Удастся ли Apple окуклиться в лакшери-сегменте и компенсировать падение продаж в штучном выражении дальнейшим увеличением цен, увеличением доходов от сервисов? Может быть. Но инвесторы, распродающие бумаги компании, так явно не считают.
У «Секрета фирмы» появился канал в «Яндекс.Дзене». Подписывайтесь!
Фотография на обложке: AFP / Getty Images