secretmag.ru
Технологии3 мин.

Иностранцы остались без данных и СМС в первые сутки после прибытия в Россию. Стоит ли покупать российскую симку

Начало октября преподнесло неприятный сюрприз туристам, решившим посетить Россию. С утра 6 октября гости, въезжающие в страну, столкнулись с пропажей мобильного интернета и СМС, которые не появлялись даже при подключённом роуминге. Звонки продолжали работать, но, конечно, оставались самым дорогим видом связи. С чем связаны такие ограничения и что делать иностранным туристам?

Что случилось

Сообщения о пропаже роуминга данных стали появляться в туристических чатах с утра 6 октября, как только обнаружившие это путешественники добрались до Wi-Fi. Не работали иностранные сим-карты и eSim, хотя возможность связаться с родными и сообщить о благополучном прибытии осталась, но только через сотовую связь — обычными голосовыми звонками.

Что самое неприятное, это автоматически усложнило путешественникам и финансовые операции. Многие банки просят подтвердить нетипичную платёжную операцию, например при попытке снять наличные или расплатиться своей картой в заграничных магазинах. Но в первые сутки гости РФ будут лишены даже возможности получить такое сообщение от банка, не то что отправить ответное СМС.

Иностранные сотовые операторы уже начали предупреждать своих абонентов, что в связи с новыми законами РФ мобильные данные будут выключены первые 24 часа с момента регистрации в российских сотовых сетях.

«С 6 октября 2025 года при поездке в Россию интернет и СМС в роуминге не будут работать первые 24 часа после подключения к местной сети. Это связано с новыми требованиями российских госорганов. После первых суток интернет и СМС снова заработают, всё восстановится автоматически», — говорится в сообщении казахстанского оператора Altel.

Предварительно, есть и ещё один нюанс: если в течение 3 дней после снятия блокировки сим-карта не проявит активности в российских сотовых сетях, её снова заблокируют на сутки.

О каких требованиях речь

Хотя российские органы власти и сотовые операторы пока никак официально не комментировали происходящее, скорее всего, в силу вступило требование о «периоде охлаждения» в предоставлении услуг мобильной связи, о котором ещё летом говорил глава Минцифры Максут Шадаев.

Как и другие ограничения в работе мобильных сетей, появившиеся в 2025 году, эта инициатива связана с безопасностью. Таким образом хотят лишить связи вражеские БПЛА, использующие иностранные сим-карты. Без передачи данных у них будут ограничены возможности предметного нацеливания и связи с операторами.

Пока неизвестно, введут ли обещанную капчу для подтверждения того, что пользователь — человек. В августе говорили как минимум о сохранении доступа к массовым сервисам, которые работают даже при ограничениях мобильного интернета.

Что делать иностранцам

Больше всего жалоб, по сообщениям туроператоров, от гостей из совсем ближнего зарубежья — Белоруссии и Казахстана. Несмотря на то что Белоруссия — союзное России государство и с марта 2025 года с ним работают взаимные выгодные условия на роуминг, в первые сутки ими воспользоваться не получится.

Выходом могла бы стать покупка российской симки, но и тут с 2025 года всё стало значительно сложнее. Если раньше иностранцу было достаточно просто прийти с паспортом в салон сотовой связи, то с 1 января для того, чтобы получить российский мобильный номер, туристу необходимо:

  • Получить российский СНИЛС. Для этого нужно обратиться в МФЦ, в Социальный фонд России (СФР) или к работодателю (в случае трудовых мигрантов) с паспортом и его нотариально заверенным переводом, номер будет готов сразу, в исключительных случаях оформление займёт до 5 рабочих дней.
  • Создать рабочую учётную запись на «Госуслугах». Для этого потребуется электронная почта, СНИЛС, паспорт и его нотариально заверенный перевод. После заведения учётной записи в электронной системе необходимо будет получить подтверждение для завершения регистрации: сделать это можно в банке или МФЦ.
  • Сдать биометрию (фото и голос). Это также можно сделать в отделении банка после того, как будет подтверждена запись на «Госуслугах».
  • С зарегистрированной биометрией, паспортом, его переводом, СНИЛС и работающим телефоном для проверки IMEI (индивидуальный номер устройства) обратиться в салон сотовой связи.
  • Зарегистрировать и активировать полученную сим-карту через «Госуслуги» или биометрический терминал, если он есть в салоне связи.

Если очень постараться, можно это сделать одним днём. Но потратить целый день на покупку местной сим-карты осмысленно далеко не для каждого путешественника — проще потерпеть ещё немного, пока включатся данные на родной симке.

При этом иностранные лица могут оформить не более 10 сим-карт во всех сетях операторов — отчасти за этим и будут следить с помощью биометрии и регистрации на «Госуслугах», где все эти симки будут отражаться. Для россиян лимит чуть выше — 20 сим-карт.

Это требование тоже ввели из соображений безопасности — финансовой, так как легко приобретаемые в неограниченных количествах сим-карты массово использовались для мошеннических звонков и фейковых аккаунтов.