Роскомнадзор подтвердил начало блокировки звонков в иностранных мессенджерах. Зачем это сделали
РКН заблокировал звонки через мессенджеры: что происходит. В августе многие россияне заметили, что звонки через мессенджеры, которые для многих давно заменили привычную телефонную связь, стали сбоить. Соединение либо не устанавливалось, либо устанавливалось, но с помехами, и вскоре обрывалось. Проблема наблюдалась в сетях всех операторов, но и они, и Роскомнадзор не спешили это комментировать. Теперь подтвердилось: РКН официально принял меры, чтобы заблокировать интернет-звонки для россиян. Рассказываем, что известно.
С официальным заявлением регулятор выступил спустя несколько дней после того, как информация о возможной блокировке просочилась в СМИ. По информации источников, инициатором блокировок выступили сотовые операторы, которые теряют на интернет-звонках деньги и вскоре не смогут обновлять инфраструктуру связи, в том числе для мобильного интернета.
Однако основной версией всё же стало беспокойство из-за засилья в этих мессенджерах мошенников, которые звонят россиянам и представляются «майорами ФСБ», «капитанами полиции» и «службой безопасности банка», чтобы выманивать деньги и разводить на незаконные поступки.
«Меры по частичному ограничению звонков в Telegram и WhatsApp* (принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещённой в РФ) применяются в России для противодействия преступникам», — сообщил Роскомнадзор.
Ведомство заявило, что поводом для блокировок стали «многочисленные обращения» и данные правоохранительных органов, по которым Telegram и WhatsApp «стали основными каналами для обмана и вымогательства денег, вовлечения в диверсионную и террористическую деятельность российских граждан".
РКН также подчеркнул, что владельцы иностранных мессенджеров неоднократно проигнорировали требования о принятии мер для противодействия мошенникам, действующим через их платформы. Пока ограничили только звонки, никаких иных ограничений, как во время блокировки Telegram в 2018 году, не вводили.
«Борьба со звонками преступников ведётся последовательно. С 2024 года работает система «Антифрод», обеспечивающая блокировку звонков с подменой номера в традиционных телефонных сетях российских операторов связи. В результате подобные звонки практически все перешли в иностранные мессенджеры, отказывающиеся обеспечивать безопасность российских пользователей и общества», — подытожили в Роскомнадзоре.
При этом из-за ограничений мобильного интернета, продолжающихся в разных регионах России с мая 2025 года, звонки через мессенджеры уже стали для многих россиян не самой тривиальной задачей. Но это всё ещё один из немногих способов, например, сэкономить на междугородной и международной связи при условии устойчивой сети.
Update: в Telegram прокомментировали начало блокировок голосовых вызовов в России. В компании указали, что регулярно принимают меры по борьбе с киберпреступниками, реагируют на жалобы и удаляют противоправный контент.
«Telegram борется с вредоносным использованием своей платформы, включая призывы к диверсии, насилию и мошенничеству. Модераторы, использующие специальные инструменты ИИ, активно отслеживают общедоступные разделы платформы и принимают жалобы, чтобы ежедневно удалять миллионы вредоносных сообщений. Кроме того, Telegram первым внедрил детальные настройки конфиденциальности для звонков, чтобы каждый пользователь мог самостоятельно определить, от кого принимать звонки, или полностью отключать их», — сообщили в пресс-службе сервиса.