Запрет на рекламу в Instagram* и Facebook* вступит в силу в 2025-м. Почему под риском штрафа все
* Instagram и Facebook заблокированы в России, принадлежат компании Meta, которая признана в РФ экстремистской организацией, её деятельность запрещена.
Почему это важно
Владимир Путин подписал закон, запрещающий рекламу на информационных ресурсах экстремистских, террористических и нежелательных организаций. Он вступит в силу 1 сентября.
В первую очередь закон затронет рекламодателей, фрилансеров и блогеров. Но важно в нём разобраться, даже если вы просто ведёте в Instagram* или Facebook* личную страницу или блог, посвящённый хобби.
Реклама — это любой пост, который не касается напрямую вашей деятельности и при этом привлекает внимание к товару или услуге.
Где запретили размещать рекламу
С 1 сентября нельзя размещать рекламу на ресурсах:
- организаций, признанных в России нежелательными;
- людей и организаций, деятельность которых признана экстремистской или террористической и запрещена;
- в том числе религиозных или общественных организаций в случае решения суда о ликвидации или запрете деятельности на основании закона «О противодействии терроризму»;
- доступ к которым ограничен по любым причинам.
Под это определение попадают не только блоги отдельных людей и организаций, но и целые соцсети — Instagram и Facebook, которые запрещены и заблокированы в России с 2022 года.
Аналогичный запрет с марта 2024 года действует на рекламу на ресурсах иноагентов.
Какие штрафы за рекламу есть сейчас
Сейчас нарушение закона о рекламе грозит штрафами:
- физлицам — от 2000 до 2500 рублей;
- ИП — от 4000 от 20 000 рублей;
- юрлицам — от 100 000 до 500 000 рублей.
Кроме того, уже давно существуют штрафы за размещение рекламы на ресурсах иноагентов. За это штрафуют прежде всего самих иноагентов:
- физлиц — от 2000 до 2500 рублей;
- ИП — от 4000 от 20 000 рублей;
- юрлиц — от 50 000 до 500 000 рублей (в зависимости от размера бизнеса).
В случае повторного нарушения штраф будет в размере до 50 000 рублей для физлиц и до 500 000 рублей для юрлиц. После двух административных нарушений иноагента могут привлечь к уголовной ответственности.
Рекламодателю также грозит штраф — до 300 000 рублей.
Новый же запрет на размещение рекламы коснётся и людей, которые покупают рекламу на запрещённых площадках, и людей, которым принадлежат блоги на этих площадках. И даже владельцев страниц в остальных соцсетях, если они признаны иноагентами, экстремистами или нежелательными организациями.
То есть, если раньше нельзя было размещать рекламу только на странице в инстаграме (или «ВКонтакте») иноагента, то с сентября — в инстаграме вообще.
Суммы штрафов при этом не изменятся, просто нарушением будет считаться большее число случаев.
Что можно и нельзя писать в Instagram* и Facebook*
В Instagram* и Facebook* до 1 сентября 2025 года
Можно: - вести блог;
- рассказывать о собственных товарах и услугах;
- выкладывать посты с рекламой и саморекламой, если они правильно промаркированы;
- в том числе размещать партнёрские рекламные посты или платить за рекламные посты блогерам.
Нельзя: - делать таргетированную рекламу (то есть платить деньги непосредственно запрещённой соцсети).
В Instagram* и Facebook* с 1 сентября 2025 года
Можно: - вести блог;
- рассказывать о собственных товарах и услугах. Но очень аккуратно, чтобы пост не посчитали саморекламой.
Нельзя: - выкладывать посты с рекламой и саморекламой;
- в том числе размещать партнёрские рекламные посты или платить за рекламные посты блогерам, даже через посредников;
- делать таргетированную рекламу.
Действие | До 1 сентября 2025 года | С 1 сентября 2025 года |
---|---|---|
Вести блог | ✅ | ✅ |
Рассказывать о собственных товарах | ✅ | ✅ |
Выкладывать посты с рекламой и саморекламой | ✅ | ❌ |
Размещать партнёрские рекламные посты | ✅ | ❌ |
Платить за рекламные посты блогерам | ✅ | ❌ |
Делать таргетированную рекламу | ❌ | ❌ |
Что считается рекламой в блоге
Тонкий момент во всей этой истории в том, что зачастую сами пользователи соцсетей не всегда понимают, что из их контента можно считать рекламой, а что нет.
Однако регуляторы могут расценить иначе, и тогда за совершенно бесплатно написанный пост с рекомендацией прилетит штраф, как за рекламу.
В качестве примера возьмём блог кондитера. Девушка печёт торты на заказ и занимается танго в свободное время.
Не реклама:
- Смотрите, какой красивый торт у меня получился! Это новый рецепт, с малиной, с сегодняшнего дня вы можете заказать у меня и такой торт тоже. Он будет стоить 2000, для заказа пишите в личные сообщения.
Почему это не реклама: автор пишет о своей работе, весь блог посвящён тортикам, этот пост никак не выбивается на фоне остальных.
- Подумываю заявиться на танцевальный конкурс. Всё-таки наш тренер по танго — настоящий волшебник, я не верила, что у меня что-то получится!
Почему это не реклама: автор хвалит тренера и занятия, но ни к чему не призывает, не даёт ссылок или промокодов.
Реклама:
- Только сегодня!!! Только один день!!! 50% скидки на любой торт!!!
Почему это реклама: сообщение по стилю и оформлению выбивается из общей ленты. Это может быть визуальное или стилевое отличие, количество смайликов или восклицательных знаков. Важно: если все посты в блоге написаны с кучей восклицательных знаков, этот пост рекламой не будет.
- Помните, я писала, что занимаюсь танго? Открыт набор к нашему тренеру. По промокоду «друг» вам дадут скидку на первое занятие. Вот сайт.
Почему это реклама: и ссылка с призывом или похвалами, и промокод — уже достаточные поводы, чтобы признать пост рекламным. То, что наша героиня сделала этот анонс из любви к тренеру, а не за деньги, ничего не меняет.
Подробнее о том, что считается рекламой в соцсети, какие есть признаки рекламы и на что требуется соответствующая маркировка, мы рассказывали здесь
С чем связан запрет на рекламу
В пояснительной записке к закону написано, что он должен помешать владельцам запрещённых ресурсов «получать доходы от распространения рекламы, которые в совокупном размере выручки могут составлять от 50 до 90%».
Спикер Госдумы Вячеслав Володин пояснил, что закон должен помешать российским гражданам и компаниям финансировать владельцев ресурсов и соцсетей, которые «ведут откровенно недружественную политику по отношению к нашей стране, распространяют заведомо ложную информацию и чуждые нам ценности».