secretmag.ru
Выживание4 мин.

Запрет на рекламу в Instagram* и Facebook* вступит в силу в 2025-м. Почему под риском штрафа все

Очень скоро россияне, которые продолжают вести блоги в «запрещёнограме», рискуют столкнуться с новыми серьёзными штрафами. Президент подписал закон, по которому любая реклама на нежелательных ресурсах и в блогах иноагентов будет строго запрещена. А рекламой между тем могут признать не только проплаченные посты. Что это значит для пользователей, можно ли продолжать вести личные блоги в Instagram* и Facebook* и за что с 1 сентября будут штрафовать — разобрался «Секрет».

* Instagram и Facebook заблокированы в России, принадлежат компании Meta, которая признана в РФ экстремистской организацией, её деятельность запрещена.

Почему это важно

Владимир Путин подписал закон, запрещающий рекламу на информационных ресурсах экстремистских, террористических и нежелательных организаций. Он вступит в силу 1 сентября.

В первую очередь закон затронет рекламодателей, фрилансеров и блогеров. Но важно в нём разобраться, даже если вы просто ведёте в Instagram* или Facebook* личную страницу или блог, посвящённый хобби.

Реклама — это любой пост, который не касается напрямую вашей деятельности и при этом привлекает внимание к товару или услуге.

Где запретили размещать рекламу

С 1 сентября нельзя размещать рекламу на ресурсах:

  • организаций, признанных в России нежелательными;
  • людей и организаций, деятельность которых признана экстремистской или террористической и запрещена;
  • в том числе религиозных или общественных организаций в случае решения суда о ликвидации или запрете деятельности на основании закона «О противодействии терроризму»;
  • доступ к которым ограничен по любым причинам.

Под это определение попадают не только блоги отдельных людей и организаций, но и целые соцсети — Instagram и Facebook, которые запрещены и заблокированы в России с 2022 года.

Аналогичный запрет с марта 2024 года действует на рекламу на ресурсах иноагентов.

Какие штрафы за рекламу есть сейчас

Сейчас нарушение закона о рекламе грозит штрафами:

  • физлицам — от 2000 до 2500 рублей;
  • ИП — от 4000 от 20 000 рублей;
  • юрлицам — от 100 000 до 500 000 рублей.

Кроме того, уже давно существуют штрафы за размещение рекламы на ресурсах иноагентов. За это штрафуют прежде всего самих иноагентов:

- физлиц — от 2000 до 2500 рублей;

  • ИП — от 4000 от 20 000 рублей;
  • юрлиц — от 50 000 до 500 000 рублей (в зависимости от размера бизнеса).

В случае повторного нарушения штраф будет в размере до 50 000 рублей для физлиц и до 500 000 рублей для юрлиц. После двух административных нарушений иноагента могут привлечь к уголовной ответственности.

Рекламодателю также грозит штраф — до 300 000 рублей.

Новый же запрет на размещение рекламы коснётся и людей, которые покупают рекламу на запрещённых площадках, и людей, которым принадлежат блоги на этих площадках. И даже владельцев страниц в остальных соцсетях, если они признаны иноагентами, экстремистами или нежелательными организациями.

То есть, если раньше нельзя было размещать рекламу только на странице в инстаграме (или «ВКонтакте») иноагента, то с сентября — в инстаграме вообще.

Суммы штрафов при этом не изменятся, просто нарушением будет считаться большее число случаев.

Что можно и нельзя писать в Instagram* и Facebook*

В Instagram* и Facebook* до 1 сентября 2025 года

Можно: - вести блог;

  • рассказывать о собственных товарах и услугах;
  • выкладывать посты с рекламой и саморекламой, если они правильно промаркированы;
  • в том числе размещать партнёрские рекламные посты или платить за рекламные посты блогерам.

Нельзя: - делать таргетированную рекламу (то есть платить деньги непосредственно запрещённой соцсети).

В Instagram* и Facebook* с 1 сентября 2025 года

Можно: - вести блог;

  • рассказывать о собственных товарах и услугах. Но очень аккуратно, чтобы пост не посчитали саморекламой.

Нельзя: - выкладывать посты с рекламой и саморекламой;

  • в том числе размещать партнёрские рекламные посты или платить за рекламные посты блогерам, даже через посредников;
  • делать таргетированную рекламу.
ДействиеДо 1 сентября 2025 годаС 1 сентября 2025 года
Вести блог
Рассказывать о собственных товарах
Выкладывать посты с рекламой и саморекламой
Размещать партнёрские рекламные посты
Платить за рекламные посты блогерам
Делать таргетированную рекламу

Что считается рекламой в блоге

Тонкий момент во всей этой истории в том, что зачастую сами пользователи соцсетей не всегда понимают, что из их контента можно считать рекламой, а что нет.

Однако регуляторы могут расценить иначе, и тогда за совершенно бесплатно написанный пост с рекомендацией прилетит штраф, как за рекламу.

В качестве примера возьмём блог кондитера. Девушка печёт торты на заказ и занимается танго в свободное время.

Не реклама:

  • Смотрите, какой красивый торт у меня получился! Это новый рецепт, с малиной, с сегодняшнего дня вы можете заказать у меня и такой торт тоже. Он будет стоить 2000, для заказа пишите в личные сообщения.

Почему это не реклама: автор пишет о своей работе, весь блог посвящён тортикам, этот пост никак не выбивается на фоне остальных.

Подумываю заявиться на танцевальный конкурс. Всё-таки наш тренер по танго — настоящий волшебник, я не верила, что у меня что-то получится!

Почему это не реклама: автор хвалит тренера и занятия, но ни к чему не призывает, не даёт ссылок или промокодов.

Реклама:

Только сегодня!!! Только один день!!! 50% скидки на любой торт!!!

Почему это реклама: сообщение по стилю и оформлению выбивается из общей ленты. Это может быть визуальное или стилевое отличие, количество смайликов или восклицательных знаков. Важно: если все посты в блоге написаны с кучей восклицательных знаков, этот пост рекламой не будет.

  • Помните, я писала, что занимаюсь танго? Открыт набор к нашему тренеру. По промокоду «друг» вам дадут скидку на первое занятие. Вот сайт.

Почему это реклама: и ссылка с призывом или похвалами, и промокод — уже достаточные поводы, чтобы признать пост рекламным. То, что наша героиня сделала этот анонс из любви к тренеру, а не за деньги, ничего не меняет.

Подробнее о том, что считается рекламой в соцсети, какие есть признаки рекламы и на что требуется соответствующая маркировка, мы рассказывали здесь

С чем связан запрет на рекламу

В пояснительной записке к закону написано, что он должен помешать владельцам запрещённых ресурсов «получать доходы от распространения рекламы, которые в совокупном размере выручки могут составлять от 50 до 90%».

Спикер Госдумы Вячеслав Володин пояснил, что закон должен помешать российским гражданам и компаниям финансировать владельцев ресурсов и соцсетей, которые «ведут откровенно недружественную политику по отношению к нашей стране, распространяют заведомо ложную информацию и чуждые нам ценности».