Встань на биржу, лови заказ. Как в 2023 году стать фрилансером, но не стать лохом
Что такое фриланс и кто такой фрилансер
Фриланс — это способ заработка, при котором человек может сотрудничать с разными работодателями и при этом не трудоустраиваться официально в какой-либо организации. Соответственно, фрилансер (от англ. freelancer — «внештатный сотрудник») — это такой работник на аутсорсе без официального трудоустройства.
Компании, как правило небольшие, всё чаще отдают на фриланс задачи, которые не могут или не успевают сделать их сотрудники в штате. Фрилансер найдёт работу в любых сферах, где возможен цифровой удалённый формат работы. Обычно проекты для фриланса разовые, например, когда компании нужно привлечь узкого специалиста.
Доверие к самозанятости и фрилансу неуклонно растёт. По популярности у россиян этот вид подработки продолжает удерживать прочные позиции в трендах. Фриланс востребован в торговле, IT, в творческих профессиях, в интернет-маркетинге и печатной рекламе, ну и конечно, в контекстной рекламе и SEO.
Фрилансер сам выстраивает понимание с заказчиком по условиям заказа. Сам планирует этапы работы и ищет способы, как можно уложиться в дедлайн. Хотя многие по инерции считают фриланс подработкой, сейчас этот формат всё чаще называют основным источником дохода или способом набраться опыта и начать карьеру в новой специальности.
Профессии для фриланса
Самыми востребованными направлениями для фриланса остаются веб-разработка и графический дизайн. На втором месте — работа с текстами (в основном это копирайтинг).
Кто же они, эти специалисты-фрилансеры, и чем они занимаются:
-
Маркетолог-фрилансер обычно выбирает себе специализацию и следует ей. Работа фрилансером идёт по одному, максимум по трём направлениям. Их чрезвычайно много: это классический маркетинг, продвижение бренда и/или PR, аналитика и изучение рынка, контентный маркетинг, креатив и креативные стратегии, SMM, SEO, контекстная реклама и т. д. Так что каждый сможет найти что-то своё.
-
Дизайнер-фрилансер делает иллюстрации, коллажи, анимированные ролики, разрабатывает фирменный стиль для брендов и макеты журналов. На фрилансе разрабатывают UX/UI-дизайн — удобные интерфейсы для сайтов и приложений. Ещё создают рекламные модули, дизайн-проекты помещений и предметов. То есть всё, что нас окружает, даже арт-объекты. Все эти задачи можно решить удалённо, поэтому на рынке фриланса так много свободных художников. Основные заказчики дизайнеров-фрилансеров — в торговле, IT, строительстве и промышленности. И чаще всего заказывают визуальную айдентику (логотипы, фирменный стиль), полиграфию и графику для контента.
-
Программист-фрилансер — это специалист, который может доработать веб-приложение, разработать сайт онлайн-магазина, протестировать интернет-ресурс, или писать парсеры — программы для сбора и систематизации данных с сайта (например, для маркетинговых исследований). Программирование и разработку веб-сайтов часто отдают фрилансерам. На фрилансе удобно оттачивать навыки после курсов и набраться опыта, который приходит только с практикой. Заказчики даже собирают фриланс-команды айтишников для работы над конкретным проектом.
Как начать работать на фрилансе без опыта
Приблизительный план действий в фрилансе для начинающих выглядит так:
- Составить своё резюме и портфолио.
- Продумать рабочий график и свою модель продвижения. Подсчитать, сколько времени можно уделить фрилансу без вреда для других дел.
- Изучить условия популярных фриланс-площадок. Поискать в Сети отзывы тех, кто работал с этими ресурсами.
Для работы фрилансером будут нужны профессиональные знания (а ещё портфолио и опыт успешных проектов). Но одного этого будет мало.
К каждому заказчику важно найти свой подход. В этом залог не только успешного заработка, но и здоровой рабочей обстановки. Это soft skills: нужно уметь убеждать, владеть коммуникацией и самопрезентацией. Пригодятся такие качества, как инициативность, предприимчивость, организаторские способности.
Обычно для старта будет достаточно найти подходящую по условиям площадку. Зарегистрироваться, разместить портфолио и заполнить профиль, рассказав о себе. После этого искать заказчиков и в идеале получать от них задания.
Лучшие биржи фриланса для начинающих
Найти заказы, проекты и вакансии с поиском исполнителя можно на фриланс-биржах и на сайтах для удалённой работы. Многие таким образом находят постоянных заказчиков. На сайтах онлайн-рекрутинга часто ищут исполнителей-самозанятых на разовые проекты. В Telegram есть каналы с вакансиями, где предложения для фрилансеров и для удалёнки публикуют рядом.
Telegram-каналы для фрилансеров:
- Distantsiya,
- Норм работа»,
- «Фриланс Таверна»,
- «Работа с текстами — вакансии и заказы» и т. п.
У новичков и опытных фрилансеров популярны такие крупные биржи фриланса:
- FL.ru;
- Kwork;
- Workzilla;
- «Хабр Фриланс»;
- Workspace;
- «Пчел.нет» и другие.
Можно попробовать заработать на FL.ru — крупнейшей русскоязычной бирже фриланса. Копирайтеры, программисты, дизайнеры, контент-менеджеры и фотографы найдут для себя немало заказов.
Другой популярный ресурс, Kwork, называет себя фриланс-маркетплейсом. Кворк – это услуга, которую оказывает исполнитель. Сервис популярен у новичков, потому что там нет платных подписок, только комиссия за заказы. Можно собрать портфолио, получить опыт и найти постоянных заказчиков.
Workzilla, ещё одна биржа фриланса, тоже подойдёт новичку: там невысокая комиссия, есть платные категории.
«Хабр Фриланс» специализируется на работе для IT-специалистов, но подойдёт новичку. Эта фриланс-площадка ориентирована на разработчиков, дизайнеров и проджект-менеджеров. Но встречаются заказы для маркетологов, копирайтеров, тестировщиков и других специалистов.
Workspace — платформа для организации тендеров и поиска подрядчиков в сфере IT. В основном это заказы по веб-разработке и в меньшей степени по разработке приложений для мобильных устройств. Популярность у сервиса пока не так высока, потому даже программист без опыта в фрилансе может уверенно начать работать.
Ещё неплохой вариант — фриланс-биржа «Пчёл.нет». На сервисе доступно несколько бесплатных заявок в месяц. Основные категории: веб-дизайн, программирование, вёрстка, копирайтинг, продвижение и т. д.
На биржах всегда много разных проектов для самых разных специализаций. Даже новичок в фрилансе всегда сможет найти что-то для себя. Можно даже использовать профиль на бирже просто как витрину для своего портфолио.
Как заработать на фриланс-бирже
Первое, что надо будет наработать, это хорошие отзывы. Заказчик смотрит на портфолио, на отзывы и делает выбор. Это значит, что от них напрямую зависит, будет заказ или нет.
Фрилансеру без опыта имеет смысл выбирать биржи, где можно делать отклики без платной подписки. Выполнить 2–3 простых задания в выбранной специализации и посмотреть, как пойдёт.
Но если портфолио нет, то что делать? Можно попробовать себя в конкурсах. Этот формат заказа часто встречается на биржах. Нескольким исполнителям даётся одно задание, но плату получит тот, чью работу примет заказчик. Остальные участники получают опыт, отзывы и примеры в портфолио.
Шансы получить заказ будут тем выше, чем больше откликов было отправлено. Можно даже оставлять отклики на нескольких площадках сразу: какой-то да точно «выстрелит».
Что нужно знать начинающему фрилансеру
Мир устроен так, что все хотят заработать. И биржи фриланса не исключение. У платформ всегда есть своя выгода, неважно, как именно сервис её получает: комиссиями или платными подписками.
Для многих бирж только платный аккаунт даёт полный доступ к возможностям платформы. Например, на FL.ru без pro-аккаунта можно только три раза в месяц откликнуться на проект. На «Хабр Фриланс» доступны пять бесплатных откликов в день, следующие будут платными.
Kwork берёт комиссию (20% от работы) и с фрилансера, и с заказчика. Минимальная цена услуги начинается с 400 рублей для исполнителя и 500 рублей для покупателя. Разницу между этими суммами и забирает себе биржа. Если заказ за 1000 рублей, то фрилансер получит 800 рублей, а из 2000 рублей за заказ останется 1600 рублей. Захочешь снять деньги — и тут ждёт комиссия.
Для начинающих фрилансеров без опыта эти схемы бирж могут показаться одним выманиванием денег, к тому же весьма продуманным. Ведь даже платный аккаунт не даёт гарантии, что будет много заказов и это вложение окупится. А время идёт, в предложениях пусто, но за аккаунт — плати. В этом прямая выгода фриланс-бирж, если фрилансер должен каждый месяц платить за статус.
Есть и другие моменты, которые стоит учесть. Избыток предложения означает и высокую конкуренцию. У фриланс-платформ есть ограничения на вывод денег, а комиссия нередко высокая.
Защищённая сделка не всегда работает. Заказчики могут повести себя безответственно, но арбитраж платформы обычно встаёт на сторону тех, кто платит площадке, а не зарабатывает на ней.
Реалии таковы, что часто преимущества сохраняются за старыми пользователями, которые провели на фриланс-площадке несколько лет и больше. Они хорошо изучили особенности платформы и чувствуют себя на бирже как рыба в воде. А порой — как весьма хищная рыба.
Пострадать можно даже от других фрилансеров. Их цель — убрать конкурента, обвалив чужой рейтинг. Схемы те же, что у недобросовестных заказчиков. Например, могут нанять несколько новичков на одно задание и после закидывают их правками. В итоге либо исполнитель отменит заказ, не выдержав придирок, либо заказчик отменит заказ и собьёт жертве рейтинг. Финал всегда один: конкурент без денег и с потерянным временем.
Другая схема ещё проще: нанять новичка, а затем отменить заказ и оставить жертве гневный комментарий. Всё, рейтинг конкурента убит. Причём агрессор ничего не теряет, ведь деньги ему вернёт арбитраж.
Как распознать плохого клиента: схемы развода на фрилансе
Фрилансер с плохими клиентами рискует не только своим заработком, но и временем. По опросам прошлого года, каждый второй фрилансер за свою профессиональную деятельность сталкивался с отказом клиента оплачивать заказ. Нередко плохой заказчик может шантажировать фрилансера плохим отзывом. И в целом пользуется тем, что может в любой момент поменять положительный отзыв на отрицательный. А исполнитель оставлять отзывы о заказчике не может.
Можно нарваться на хитрых заказчиков, которые хотят получить работу и не заплатить. Часто новички боятся просить предоплату и в итоге не видят денег совсем. Сами клиенты обычно боятся делать предоплату фрилансерам, у которых мало отзывов и низкий рейтинг.
Распространенная схема: заказчик присылает задания, но называет их тестовыми и после этого пропадает. Предоплата мало что гарантирует. Заказчик может внести предоплату за одно задание, а затем прислать ещё пять заданий и, получив их, пропасть вместе с деньгами.
Другая уловка: как только файл с выполненной работой окажется у заказчика, он просто отменяет заказ. Ещё могут, отменив в последний момент заказ, сбить фрилансеру рейтинг — оставить негативный отзыв.
Плохой признак, если заказчик требует присылать сделанную работу по частям в отдельных файлах. Когда 90% работы уже будет у него, заказ внезапно отменят, чтобы не заплатить. Или отменят и собьют рейтинг отзывом, якобы работу выполнили некачественно.
Ещё приём — засыпать бесконечными правками (якобы указывая на несоответствие ТЗ), чтоб усыпить бдительность. Покажете работу после очередной правки — и заказ отменят. Это очень распространённая схема. То есть если работу то и дело возвращают на переделку — скорее всего, не заплатят.
Часто покупатели хамят, грубят и просто пропадают. А кто-то и вовсе относится к фрилансерам как к рабам, по-другому и не скажешь.
Вывод. Фриланс-биржи нужны для наработки портфолио. А ещё — чтобы найти там 1–2 нормальных заказчиков и дальше работать с ними напрямую. По сути, главная задача для новичка — найти надёжных клиентов и стабильные источники заказов.
Дизайнеры могут использовать биржи как сайт-визитку. Шаблоны там симпатичные, и там может быть удобно презентовать свои работы: красиво выложить сделанные логотипы и визитки.
Новичку в фрилансе может быть сложно грамотно организовать свой график. Поэтому рабочий процесс у них часто затягивается на весь день. Конечно, построить график будет мешать то, что нет стабильности с заказами: они то есть, то нет. К основным недостаткам работы фрилансером относят уже упомянутую сложность самоорганизации, эмоциональное выгорание, растущую конкуренцию, отсутствие стабильности (в том числе финансовой) и то, что нужно всё время самому искать заказы.
Коллаж: Секрет фирмы, ru.freepik.com, flaticon.com, FilmRepeat\youtube.com