Стоит ли строить бизнес по учебнику «бизнес-тренера» Тимати
Кто автор
Самопровозглашённый бизнес-гуру Илья Кусакин, если верить «Википедии» и его собственным словам, проделал путь от курьера до топ-менеджера. В 2009 году он занял позицию директора по продажам в компании Black Star, но позже название его должности менялось от директора по построению компании до бизнес-тренера. О том, работает ли Кусакин в компании сейчас и в каком качестве, «Секрет фирмы» не получил надёжных сведений. Параллельно Илья развивал медиаактивность: в 2015-м он начал вести на YouTube блог «Люди дела».
Результаты канала по российским меркам не впечатляют: немногим более 200 000 подписчиков. И даже присутствие в кадре самого Тимати, судя по всему, никак не помогает. А учитывая последние успехи рэпера, возможно, и вредит.
Однако сам Кусакин считает проект очень успешным, напирая на то, что он удостоен «премии ТАСС». ТАСС действительно значится в учредителях премии «Прометей». Но создавали её как локальный проект для Северного Кавказа — на её сайте прямо говорится, что «в основу идеи премии легло желание наградить лучшие интернет-проекты в СКФО и мотивировать их создателей развивать информационные технологии в регионе». Список жюри, партнёров и организаторов и сегодня не тянет на мало-мальски авторитетную награду.
А вот о чём Илья умалчивает, так это о своём родстве с Владимиром Кусакиным. Меж тем имя отца нашего героя хорошо известно тем, кто изучает деятельность тоталитарных сект в России. Именно к таким организациям большинство российских учёных и религиоведов причисляет сайентологов.
«Секрет» уже писал о деятельности Кусакина-старшего. Тот не скрывает своей причастности и к сайентологии и даже носит особое кольцо, символизирующее посвящённость в принципы дианетики (псевдонаучное учение, созданное основателем секты Л. Роном Хаббардом, которое лежит в основе сайентологии). Компания Владимира Кусакина «Бизнес Форвард» входит в WISE — Международную ассоциацию предпринимателей и специалистов по вопросам управления, применяющих систему управления Рона Хаббарда (Hubbard Management System), формально её деятельность можно назвать консалтингом.
Церковь сайентологии — одно из новых религиозных движений. Действует в 150 странах мира. Источниками вероучения являются труды писателя-фантаста Рона Хаббарда. Отличительная черта культа — процедура одитинга, сходная с психотерапевтическими техниками. Критики причисляют сайентологию к тоталитарным сектам и обвиняют её в использовании кризисного психического состояния адептов. В ряде стран деятельность сайентологов запрещена.
Но вернёмся к книге и обещанию автора открыть перед начинающими коммерсантами тайны успеха бизнеса самого Тимати.
Что написал
Мы решили сопоставить то, о чём пишет Кусакин, с тем, как обстоят дела в бизнесе его самого знаменитого клиента. Но сначала обратимся к фактам.
«Как владельцу, управляющему партнёру, консультанту и коучу мне довелось участвовать в развитии более чем 300 компаний, и, приводя эту цифру, я имею в виду только те кейсы, где уровень моего погружения в бизнес исчислялся сотнями часов плодотворной работы».
На протяжении всех 224 страниц какого-то внятного упоминания результатов и функционала коуча, «погружающегося в бизнес», найти не удалось. Но погружение, несомненно, было, иначе чем, кроме занятости, объяснить, что сайт самого бизнеса Ильи, проекта «Люди дела», так и не доделали до конца. Некоторые разделы всё ещё заполнены бессмысленными латинскими выражениями в качестве «рыбы».
Новый подход, который обещает Кусакин, должен помочь читателю «модернизировать бизнес или компанию… и в итоге достичь квантового роста». Вот так, ни больше ни меньше — квантового. Я всегда думал, что успех бизнеса измеряется в денежных знаках. Оказывается, в квантах. Хотя, возможно, Кусакину просто понравилось слово.
Не меньше, чем красивые научные термины, Кусакин любит образы из автобизнеса. Самые прочувствованные сравнения в книге относятся к автосервису и эксплуатации автомобиля. Такое ощущение, что в подержанных автомобилях он разбирается лучше, чем в квантовой физике.
Впрочем, оплатой счетов за ремонт его представления об индустрии автосервиса заканчиваются. Судите сами:
«У меня есть старая BMW, и, когда мне надоело менять один автосервис на другой из-за низкого качества работ и высоких цен, я самостоятельно капитально отремонтировал свою "старушку". Но я же не один такой! Наверное, сотни владельцев BMW страдают от тех же проблем, а я уже разобрался в них и мог бы помочь, ну, не бесплатно, конечно».
Однако превращать решение своих проблем в бизнес — это нонсенс, никто не учится на стоматолога, если у него заболел зуб. Я неплохо управляюсь с бритьём собственной черепушки, но никогда не думал об открытии барбершопа.
В целом содержание всей первой главы можно было бы уложить в короткое «разбирайся в том, что ты делаешь, делай это хорошо, учись на чужих и своих ошибках, повышай квалификацию. А если у тебя есть хобби, которое ты думаешь превратить в бизнес, то постарайся понять: нужно ли это кому-то, кроме тебя?».
Что происходит, когда ты путаешь хобби с бизнесом, понятно по одному из последних начинаний Тимати — спортивному подразделению бренда Black Star. На днях было объявлено о ликвидации Black Star Sport — футбольного клуба, в который было вложено около 10 млн рублей.
На протяжении всей книги Илья упоминает о каких-то своих компаниях с оборотом в 100 млн в 2010 году. Однако никаких имён и фактов и даже области, в которых эти компании вели бизнес, не называет.
Глава вторая посвящена продуктовому маркетингу. Трудно сказать, есть ли в ней какие-либо отличия от того, что можно прочесть во всё тех же переводных учебниках. Изложение выглядит чрезвычайно сумбурно, а вишенкой на торте смотрится заявление, что «одним из лучших известных мне примеров в вопросе customer experience и customer journey является ФК "Спартак". Рекомендую вам также ознакомиться с их опытом построения клиентоориентированных бизнес-процессов в одноимённом выпуске на канале "Люди дела"».
В 2018 году убытки «Спартака» составили 878 миллионов рублей после того как в 2017 году клуб получил прибыль в 317 млн рублей. В прошлом году выручка «Спартака» сократилась на 5% за год с 5,46 млрд рублей до 5,18 млрд.
Казалось бы, когда речь идёт о продажах, человек, «успешно продавший продукта на 100 миллионов», должен и может привести конкретные примеры — так, по крайней мере, делают авторы подобных книг на Западе. Вместо этого вы найдёте описание техники суперСПИН («ситуационные, проблемные, извлекающие и направляющие вопросы»).
К счастью, Кусакин честно указывает, что её автором является Нил Рэкхем, описавший технику в книге «СПИН-продажи». Объясняет её Кусакин довольно уныло и малопонятно. А между тем существуют люди, которые вполне успешно обучают ей даже такой не самый интеллектуальный контингент, как мастера-приёмщики в автосервисах. Мне довелось наблюдать и за подобной учёбой, и за результатом. Владелец этого успешного сервиса ездил на «Кайене», который менял с регулярностью раз в девять месяцев.
Огромная проблема книги в том, что, претендуя на рассказ о бизнесе как системе, всё, что смог показать автор, это рассказ об инструментах: CRM, тимбилдинг, регламенты, финансовое планирование и пр. И всё. За бортом остались вопросы взаимодействия бизнеса и внешней среды: общение и решение проблем всех этих проверяющих, «пожарников» и прочих «потрошителей», конкретные нюансы ведения бизнеса в России и её регионах.
Занятно, но автор, похоже, и сам осознаёт, насколько скучна та муть, которую он пытается замаскировать умными словами: на протяжении всей книги щедро рассыпаны предложения отсканировать QR-код и, уйдя со страницы, прочесть что-то ещё.
В главе, посвящённой маркетингу, мы видим пересказ всем известных постулатов, почерпнутых из книг иностранных авторов двадцатилетней давности, и ссылки на порядком надоевшего Котляра. Казалось бы, если ты успешно работал, в твоём арсенале должны быть десятки (если не сотни) примеров идей конкретных компаний и успешных и интересных маркетинговых решений. Решений, принятых исходя из реалий российского бизнеса и рынка. Но в книге вы их не найдёте.
Единственный пример — продажа билетов на слёт «Людей дела». Однако, если поглядеть на отзывы о мероприятии в Сети, становится ясно, что большинство участников этого бизнес-шоу участвовали в нём первый и последний раз.
— Здравствуйте! Мы начинаем семинар «Как за один день заработать миллион рублей». Вопрос к залу. Сколько стоил билет на семинар?
— Одну тысячу рублей.
— А сколько мест в этом зале?
— Тысяча.
— Спасибо, семинар окончен.
Если же говорить о маркетинге и брендах Тимати, то из последних провалов — если не маркетинговых, то уж точно репутационных — можно вспомнить историю совместной линейки одежды Black Star и ВС РФ. Сразу после публикаций фото Тимати и министра обороны Шойгу на премьере коллекции «Армия России», пользователи соцсетей обнаружили на AliExpress китайские шорты с ценником 840 рублей, которые Black Star Wear продавал за 4500 рублей.
Как сообщили в сентябре 2019 года «Открытые медиа», ООО «Фэшн Индастри» и ООО «Линия одежды "Блэк Стар"» задолжали Федеральной налоговой службе более 6 млн рублей. По данным Федеральной службы судебных приставов, долг «Линии одежды "Блэк Стар"» достиг более 22 млн рублей.
Множество страниц Кусакин посвящает тому, как заманивать на работу сотрудников, как вести собеседование и как уговорить человека работать бесплатно (у автора это называется «выйти на стажировку»). Далее с большим энтузиазмом автор рассказывает о таком ноу-хау, как стимулирование сотрудников с помощью еженедельной выплаты зарплаты, — ему посвящена целая глава.
И всё же это более-менее содержательный раздел книги. Впрочем, у Тимати, как у самого знаменитого ученика Кусакина, с применением на практике рецептов гуру не особенно хорошо. Такой вывод можно сделать по отзывам людей, которые приходили устраиваться в различные бизнесы бренда Black Star.
В 2017 и 2018 годах в «Линии одежды "Блэк Стар"» проходили прокурорские проверки — из-за жалоб на нарушение трудовых прав сотрудников.
В Сети, помимо массы отрицательных отзывов о работе в компаниях бренда и качестве работы сотрудников HR-подразделений Blaсk Star, можно найти сведения о том, что текучка кадров в той же Blaсk Star Wear доходит до 40%.
Если же говорить о звёздах, то и тут дела у Тимати плохи. Из бренда со скандалом ушли Кристина Саркисян (Kristina Si) и Джиган, достаточно нервно прошло расставание с Егором Кридом, а Леван Горозия (L’One) и вовсе заявил, что за время работы ему недоплатили 147 млн рублей, и подал иск к Black Star.
Как отмечает издание Starhit, единственными, кому удалось уйти сравнительно тихо, стали исполнитель Lucky и группа Buhar Jerreau.
Ужасное начальство. Неудобный офис. Зарплату всегда задерживают. Часто штрафуют ни за что. Это полнейшие дно. Врагу такое не посоветуешь.
Проходил стажировку пару дней в Black Star Wear. Пообщавшись с работниками, стало понятно, что дела плохи в компании. Кто что делает и за что отвечает — непонятно. Зарплата чёрная и с большими задержками. Подумав над всем, что узнал, пропало желание устраиваться в эту компанию.
Также хороша часть главы, посвящённая нерадивым сотрудникам, регламентам и чек-листам. Сразу видно, что тема автору близка и понятна. Он хорошо понимает, кто приходит работать на низкооплачиваемые должности в рестораны и магазины и почему вместо того, чтобы надеяться на интеллект сотрудников, правильный работодатель понимает: всё, что может быть превратно понято, будет понято неправильно, всюду, где сотруднику будет дана свобода, он накосячит.
И неважно, идёт ли речь о солдате-срочнике, которому хватит ума проверить уровень топлива в баке, посветив себе спичкой, или о сотруднике бургерной, который не уберёт фарш в холодильник, не закроет кран или не проверит помещение перед уходом.
Но тексту катастрофически не хватает конкретики, хотя бы примеров из реальной жизни бургерных Black Star. Впрочем, причина такой скромности очевидна — дела у сети франшизы идут не очень. В марте 2018 года за нарушение санитарных норм был оштрафован ресторан в Калининграде, в июне за аналогичные нарушения Роспотребнадзор оштрафовал точку в Воронеже, и в октябре 2019 года она закрылась. Летом, не проработав и года, был закрыт Black Star Burger в Перми, а в сентябре — в Новосибирске. Он тоже проработал менее года.
Итог
Трудно сказать, кто из двоих плох: Кусакин как бизнес-тренер и автор или Тимати как ученик и бизнесмен. Понятно одно: ничего нового и конкретного в книге «Бизнес как система. Инструменты Black Star» вы не найдёте — лишь набор фраз и схем из переводных бизнес-учебников. После всего многословия остаётся впечатление, что автор вообще не знает реалий бизнеса и того, о чём пытается рассказать читателю.
Фото: vk.com/timatiofficial, ru.depositphotos.com, menofact.ru