secretmag.ru
Выживание

Стоит ли строить бизнес по учебнику «бизнес-тренера» Тимати

Хотели как лучше, а получился Black Star
Знаток бизнес-литературы Пётр Гололёд прочитал книгу «Бизнес как система. Инструменты Black Star» бизнес-тренера Ильи Кусакина и осознал, почему дела у Тимати не могли пойти иначе, [чем](https://secretmag.ru/news/timati-ne-smog-zarabotat-na-futbole-klub-black-star-sport-likvidiruyut.htm) [идут](https://secretmag.ru/news/biznes-timati-zadolzhal-nalogovoi-milliony.htm) [сейчас](https://secretmag.ru/news/timati-ne-khlopnet-burger-za-zdorove-kadyrova-reper-otdal-svoi-biznes-chechencam.htm).

Кто автор

Самопровозглашённый бизнес-гуру Илья Кусакин, если верить «Википедии» и его собственным словам, проделал путь от курьера до топ-менеджера. В 2009 году он занял позицию директора по продажам в компании Black Star, но позже название его должности менялось от директора по построению компании до бизнес-тренера. О том, работает ли Кусакин в компании сейчас и в каком качестве, «Секрет фирмы» не получил надёжных сведений. Параллельно Илья развивал медиаактивность: в 2015-м он начал вести на YouTube блог «Люди дела».

Результаты канала по российским меркам не впечатляют: немногим более 200 000 подписчиков. И даже присутствие в кадре самого Тимати, судя по всему, никак не помогает. А учитывая последние успехи рэпера, возможно, и вредит.

Результаты канала не впечатляют

© Скрин с канала на Youtube.com

Однако сам Кусакин считает проект очень успешным, напирая на то, что он удостоен «премии ТАСС». ТАСС действительно значится в учредителях премии «Прометей». Но создавали её как локальный проект для Северного Кавказа — на её сайте прямо говорится, что «в основу идеи премии легло желание наградить лучшие интернет-проекты в СКФО и мотивировать их создателей развивать информационные технологии в регионе». Список жюри, партнёров и организаторов и сегодня не тянет на мало-мальски авторитетную награду.

А вот о чём Илья умалчивает, так это о своём родстве с Владимиром Кусакиным. Меж тем имя отца нашего героя хорошо известно тем, кто изучает деятельность тоталитарных сект в России. Именно к таким организациям большинство российских учёных и религиоведов причисляет сайентологов.

«Секрет» уже писал о деятельности Кусакина-старшего. Тот не скрывает своей причастности и к сайентологии и даже носит особое кольцо, символизирующее посвящённость в принципы дианетики (псевдонаучное учение, созданное основателем секты Л. Роном Хаббардом, которое лежит в основе сайентологии). Компания Владимира Кусакина «Бизнес Форвард» входит в WISE — Международную ассоциацию предпринимателей и специалистов по вопросам управления, применяющих систему управления Рона Хаббарда (Hubbard Management System), формально её деятельность можно назвать консалтингом.

© wise.ru

Церковь сайентологии — одно из новых религиозных движений. Действует в 150 странах мира. Источниками вероучения являются труды писателя-фантаста Рона Хаббарда. Отличительная черта культа — процедура одитинга, сходная с психотерапевтическими техниками. Критики причисляют сайентологию к тоталитарным сектам и обвиняют её в использовании кризисного психического состояния адептов. В ряде стран деятельность сайентологов запрещена.

Но вернёмся к книге и обещанию автора открыть перед начинающими коммерсантами тайны успеха бизнеса самого Тимати.

Что написал

Мы решили сопоставить то, о чём пишет Кусакин, с тем, как обстоят дела в бизнесе его самого знаменитого клиента. Но сначала обратимся к фактам.

«Как владельцу, управляющему партнёру, консультанту и коучу мне довелось участвовать в развитии более чем 300 компаний, и, приводя эту цифру, я имею в виду только те кейсы, где уровень моего погружения в бизнес исчислялся сотнями часов плодотворной работы».

На протяжении всех 224 страниц какого-то внятного упоминания результатов и функционала коуча, «погружающегося в бизнес», найти не удалось. Но погружение, несомненно, было, иначе чем, кроме занятости, объяснить, что сайт самого бизнеса Ильи, проекта «Люди дела», так и не доделали до конца. Некоторые разделы всё ещё заполнены бессмысленными латинскими выражениями в качестве «рыбы».

Новый подход, который обещает Кусакин, должен помочь читателю «модернизировать бизнес или компанию… и в итоге достичь квантового роста». Вот так, ни больше ни меньше — квантового. Я всегда думал, что успех бизнеса измеряется в денежных знаках. Оказывается, в квантах. Хотя, возможно, Кусакину просто понравилось слово.

Не меньше, чем красивые научные термины, Кусакин любит образы из автобизнеса. Самые прочувствованные сравнения в книге относятся к автосервису и эксплуатации автомобиля. Такое ощущение, что в подержанных автомобилях он разбирается лучше, чем в квантовой физике.

Впрочем, оплатой счетов за ремонт его представления об индустрии автосервиса заканчиваются. Судите сами:

«У меня есть старая BMW, и, когда мне надоело менять один автосервис на другой из-за низкого качества работ и высоких цен, я самостоятельно капитально отремонтировал свою "старушку". Но я же не один такой! Наверное, сотни владельцев BMW страдают от тех же проблем, а я уже разобрался в них и мог бы помочь, ну, не бесплатно, конечно».

Однако превращать решение своих проблем в бизнес — это нонсенс, никто не учится на стоматолога, если у него заболел зуб. Я неплохо управляюсь с бритьём собственной черепушки, но никогда не думал об открытии барбершопа.

В целом содержание всей первой главы можно было бы уложить в короткое «разбирайся в том, что ты делаешь, делай это хорошо, учись на чужих и своих ошибках, повышай квалификацию. А если у тебя есть хобби, которое ты думаешь превратить в бизнес, то постарайся понять: нужно ли это кому-то, кроме тебя?».

Что происходит, когда ты путаешь хобби с бизнесом, понятно по одному из последних начинаний Тимати — спортивному подразделению бренда Black Star. На днях было объявлено о ликвидации Black Star Sport — футбольного клуба, в который было вложено около 10 млн рублей.

На протяжении всей книги Илья упоминает о каких-то своих компаниях с оборотом в 100 млн в 2010 году. Однако никаких имён и фактов и даже области, в которых эти компании вели бизнес, не называет.

Глава вторая посвящена продуктовому маркетингу. Трудно сказать, есть ли в ней какие-либо отличия от того, что можно прочесть во всё тех же переводных учебниках. Изложение выглядит чрезвычайно сумбурно, а вишенкой на торте смотрится заявление, что «одним из лучших известных мне примеров в вопросе customer experience и customer journey является ФК "Спартак". Рекомендую вам также ознакомиться с их опытом построения клиентоориентированных бизнес-процессов в одноимённом выпуске на канале "Люди дела"».

В 2018 году убытки «Спартака» составили 878 миллионов рублей после того как в 2017 году клуб получил прибыль в 317 млн рублей. В прошлом году выручка «Спартака» сократилась на 5% за год с 5,46 млрд рублей до 5,18 млрд.

Казалось бы, когда речь идёт о продажах, человек, «успешно продавший продукта на 100 миллионов», должен и может привести конкретные примеры — так, по крайней мере, делают авторы подобных книг на Западе. Вместо этого вы найдёте описание техники суперСПИН («ситуационные, проблемные, извлекающие и направляющие вопросы»).

К счастью, Кусакин честно указывает, что её автором является Нил Рэкхем, описавший технику в книге «СПИН-продажи». Объясняет её Кусакин довольно уныло и малопонятно. А между тем существуют люди, которые вполне успешно обучают ей даже такой не самый интеллектуальный контингент, как мастера-приёмщики в автосервисах. Мне довелось наблюдать и за подобной учёбой, и за результатом. Владелец этого успешного сервиса ездил на «Кайене», который менял с регулярностью раз в девять месяцев.

Огромная проблема книги в том, что, претендуя на рассказ о бизнесе как системе, всё, что смог показать автор, это рассказ об инструментах: CRM, тимбилдинг, регламенты, финансовое планирование и пр. И всё. За бортом остались вопросы взаимодействия бизнеса и внешней среды: общение и решение проблем всех этих проверяющих, «пожарников» и прочих «потрошителей», конкретные нюансы ведения бизнеса в России и её регионах.

© Скрин с видео тренинга Ильи Кусакина, youtube.com

Занятно, но автор, похоже, и сам осознаёт, насколько скучна та муть, которую он пытается замаскировать умными словами: на протяжении всей книги щедро рассыпаны предложения отсканировать QR-код и, уйдя со страницы, прочесть что-то ещё.

В главе, посвящённой маркетингу, мы видим пересказ всем известных постулатов, почерпнутых из книг иностранных авторов двадцатилетней давности, и ссылки на порядком надоевшего Котляра. Казалось бы, если ты успешно работал, в твоём арсенале должны быть десятки (если не сотни) примеров идей конкретных компаний и успешных и интересных маркетинговых решений. Решений, принятых исходя из реалий российского бизнеса и рынка. Но в книге вы их не найдёте.

Единственный пример — продажа билетов на слёт «Людей дела». Однако, если поглядеть на отзывы о мероприятии в Сети, становится ясно, что большинство участников этого бизнес-шоу участвовали в нём первый и последний раз.

— Здравствуйте! Мы начинаем семинар «Как за один день заработать миллион рублей». Вопрос к залу. Сколько стоил билет на семинар?

— Одну тысячу рублей.

— А сколько мест в этом зале?

— Тысяча.

— Спасибо, семинар окончен.

Если же говорить о маркетинге и брендах Тимати, то из последних провалов — если не маркетинговых, то уж точно репутационных — можно вспомнить историю совместной линейки одежды Black Star и ВС РФ. Сразу после публикаций фото Тимати и министра обороны Шойгу на премьере коллекции «Армия России», пользователи соцсетей обнаружили на AliExpress китайские шорты с ценником 840 рублей, которые Black Star Wear продавал за 4500 рублей.

Как сообщили в сентябре 2019 года «Открытые медиа», ООО «Фэшн Индастри» и ООО «Линия одежды "Блэк Стар"» задолжали Федеральной налоговой службе более 6 млн рублей. По данным Федеральной службы судебных приставов, долг «Линии одежды "Блэк Стар"» достиг более 22 млн рублей.

© twitter.com/ru2ch

Множество страниц Кусакин посвящает тому, как заманивать на работу сотрудников, как вести собеседование и как уговорить человека работать бесплатно (у автора это называется «выйти на стажировку»). Далее с большим энтузиазмом автор рассказывает о таком ноу-хау, как стимулирование сотрудников с помощью еженедельной выплаты зарплаты, — ему посвящена целая глава.

И всё же это более-менее содержательный раздел книги. Впрочем, у Тимати, как у самого знаменитого ученика Кусакина, с применением на практике рецептов гуру не особенно хорошо. Такой вывод можно сделать по отзывам людей, которые приходили устраиваться в различные бизнесы бренда Black Star.

В 2017 и 2018 годах в «Линии одежды "Блэк Стар"» проходили прокурорские проверки — из-за жалоб на нарушение трудовых прав сотрудников.

В Сети, помимо массы отрицательных отзывов о работе в компаниях бренда и качестве работы сотрудников HR-подразделений Blaсk Star, можно найти сведения о том, что текучка кадров в той же Blaсk Star Wear доходит до 40%.

Если же говорить о звёздах, то и тут дела у Тимати плохи. Из бренда со скандалом ушли Кристина Саркисян (Kristina Si) и Джиган, достаточно нервно прошло расставание с Егором Кридом, а Леван Горозия (L’One) и вовсе заявил, что за время работы ему недоплатили 147 млн рублей, и подал иск к Black Star.

Как отмечает издание Starhit, единственными, кому удалось уйти сравнительно тихо, стали исполнитель Lucky и группа Buhar Jerreau.

ОТЗЫВЫ О РАБОТЕ

Ужасное начальство. Неудобный офис. Зарплату всегда задерживают. Часто штрафуют ни за что. Это полнейшие дно. Врагу такое не посоветуешь.

Проходил стажировку пару дней в Black Star Wear. Пообщавшись с работниками, стало понятно, что дела плохи в компании. Кто что делает и за что отвечает — непонятно. Зарплата чёрная и с большими задержками. Подумав над всем, что узнал, пропало желание устраиваться в эту компанию.

© ru.depositphotos.com

Также хороша часть главы, посвящённая нерадивым сотрудникам, регламентам и чек-листам. Сразу видно, что тема автору близка и понятна. Он хорошо понимает, кто приходит работать на низкооплачиваемые должности в рестораны и магазины и почему вместо того, чтобы надеяться на интеллект сотрудников, правильный работодатель понимает: всё, что может быть превратно понято, будет понято неправильно, всюду, где сотруднику будет дана свобода, он накосячит.

И неважно, идёт ли речь о солдате-срочнике, которому хватит ума проверить уровень топлива в баке, посветив себе спичкой, или о сотруднике бургерной, который не уберёт фарш в холодильник, не закроет кран или не проверит помещение перед уходом.

Но тексту катастрофически не хватает конкретики, хотя бы примеров из реальной жизни бургерных Black Star. Впрочем, причина такой скромности очевидна — дела у сети франшизы идут не очень. В марте 2018 года за нарушение санитарных норм был оштрафован ресторан в Калининграде, в июне за аналогичные нарушения Роспотребнадзор оштрафовал точку в Воронеже, и в октябре 2019 года она закрылась. Летом, не проработав и года, был закрыт Black Star Burger в Перми, а в сентябре — в Новосибирске. Он тоже проработал менее года.

Итог

Трудно сказать, кто из двоих плох: Кусакин как бизнес-тренер и автор или Тимати как ученик и бизнесмен. Понятно одно: ничего нового и конкретного в книге «Бизнес как система. Инструменты Black Star» вы не найдёте — лишь набор фраз и схем из переводных бизнес-учебников. После всего многословия остаётся впечатление, что автор вообще не знает реалий бизнеса и того, о чём пытается рассказать читателю.

Фото: vk.com/timatiofficial, ru.depositphotos.com, menofact.ru