Сдвиг по ПАЗу. Почему «колхозный» автобус заполонил российские города
Устаревший ПАЗ чрезвычайно популярен
В конце 2019 года у пазика был юбилей: с момента выпуска первого серийного экземпляра модели 3205 прошло 30 лет. Но история автобуса длиннее: его начали разрабатывать ещё в 1970-х годах для работы преимущественно в сельской местности.
За 30 лет автобус серьёзно не модернизировали, лишь провели рестайлинг в 2014 году — поменяли фары и дизайн носовой части.
Архаичность конструкции не мешает ПАЗу оставаться бестселлером. Притом как на вторичном, так и на первичном рынках.
В 2019 году в России купили 13 800 новых автобусов. Из них больше четверти пришлись на ПАЗ-3205 разных модификаций.
В сегменте подержанных автобусов доля ПАЗ-3205 и вовсе превышает 30%.
Всего же в России, по данным аналитического агентства «Автостат», чуть более 400 000 автобусов. Из них 126 000 — это ПАЗ-3205. Далее с огромным отставанием от лидера располагается модель Курганского автобусного завода — КАВЗ-3976.
Какие города заполонили ПАЗы
У ПАЗ-3205 десятки модификаций. Некоторые из них с завода заточены под перевозки школьников или гробов. Но значительная часть продукции Павловского автозавода попадает на маршруты общественного транспорта.
По данным каталога «Автобусный транспорт», из 20 000 машин модификации «32054» в качестве служебных используют около 2500 — остальные ездят на линиях общественного транспорта. Активнее всего их задействуют в Кемеровской, Томской, Нижегородской, Воронежской и Новосибирской областях.
Отдельные города даже могут побороться за неформальное звание «столицы пазиков». Чаще всего местные жители, блогеры и СМИ вешают такой ярлык на Архангельск, Челябинск, Якутск, Белгород и другие.
Почему ПАЗы мало кому нравятся
Пазики не предназначены для городских пассажирских перевозок. Автобус разрабатывали для доставки людей в колхозы, сказал «Секрету» транспортный инженер Василий Попов. «Хотя автобус относительно вместительный, но недоступный для маломобильных пассажиров: не все могут подняться сразу на три ступени. Плюс нет накопительной площадки и вечная беда с печкой: спереди она жарит, а в конце салона люди всё равно мерзнут», — объясняет он.
Пассажиры же высказываются категоричнее: ещё 10 лет назад ПАЗы называли скотовозами). Некоторые даже требуют запретить их эксплуатацию в качестве городских автобусов. С такой инициативой, к примеру, в 2019 году выступил сопредседатель воронежского отделения общественного движения «Город и транспорт» Юрий Новиков. «ПАЗ-3205 — автобус несовременный и небезопасный. При серьёзном ДТП в нём вы можете получить значительные травмы или даже погибнуть», — объяснил он своё требование.
До этого с такой же идеей выступали инвалиды и депутаты в Архангельске. Там тему подогревала целая серия пожаров этих автобусов: за 15 месяцев в 2015–2016 годах там сгорел 21 ПАЗ. По мнению пожарных, к возгораниям приводили некачественные шланги системы подачи газа. В 2018 году серия возгораний зафиксирована в Нижнем Новгороде. Представители завода объясняли пожары «неправильной эксплуатацией» машин.
Слабые места ПАЗов — электро- и газобаллонное оборудование, тормозная система, система охлаждения,выяснили сотрудники Оренбургского госуниверситета.
«Хотя большее число отказов легко устраняются и не требуют длительного нахождения автобусов в ремонте, значительное количество выходов из строя вызывает частые простои автобусов, что отражается не только на рентабельности перевозок, но и снижает уровень безопасности пассажиров», — резюмировали учёные ОГУ после анализа работы пазиков в своём городе.
Почему города до сих пор переходят на ПАЗы
То, что ПАЗам не место на линиях общественного транспорта, признают даже чиновники.
Город заполонили ПАЗы, которые непригодны для общественных перевозок. В 2020–2025 годах мы выставляем другие требования [в условиях конкурса на маршруты среди перевозчиков. — Прим. «Секрета»], где указаны автобусы с низким полом и возможностью проезда для маломобильного населения. Мы к этому должны прийти
Пока в Томске ещё только планируют избавляться от ПАЗов, в Казани это уже сделали. «С улиц Казани исчезли “газели” и пазики. А во многих городах они до сих пор обслуживают население», — хвастался в 2019 году мэр столицы Татарстана Ильсур Метшин. В его городе «в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу» появилось 350 больших низкопольных автобусов. Чтобы перевозчики смогли их купить, республиканское правительство выделяло субсидии. Например, покупка 104 автобусов на газу обошлась налогоплательщикам в 290 млн рублей.
Однако в 2019 году казанские перевозчики выставили на продажу часть новых больших автобусов. Они объяснили это тем, что рост цен на топливо делает работу их бизнеса нерентабельной. Исправить ситуацию, по их мнению, может увеличение бюджетных субсидий на перевозку льготников.
О низкой рентабельности говорят перевозчики по всей стране. Они заявляют, что покупка новых вместительных автобусов за 8–12 млн рублей не окупится без господдержки или повышения тарифов на проезд. Ни с тем ни с другим власти в большинстве субъектов не торопятся.
Как результат — даже компании, которые раньше перевозили людей на больших автобусах, постепенно переходят на пазики. Так, например, поступили предприниматели в Курске. А в Красноярске на пассажирские перевозки даже хотят перевести муниципальные ПАЗы, отработавшие в качестве школьных автобусов предельно допустимые 10 лет.
Другая тенденция — на ПАЗы переходят города, в которых власти пытаются бороться с засилием маршруток. Так произошло в Белгороде: в 2014 году город избавился от «газелей». «Теперь в городе доминируют пазики вместо нормальных автобусов», — пишет блогер Илья Варламов.
ПАЗ — единственная альтернатива маршруткам-«газелям». Новые экземпляры ПАЗ-3205 стоят около 1,6–1,8 млн рублей — столько же, сколько и «ГАЗели Next» (подробнее про то, как «газели» изменили российский бизнес, читайте в нашем материале).
Современные и более комфортные автобусы средней вместимости стоят вдвое дороже — от 3,5 млн рублей (например, автобус «ПАЗ Vector Next»). Но даже их средние региональные перевозчики не могут себе позволить.
«Четыре года назад один крупный городской перевозчик говорил мне: ПАЗы — это последнее, что мы будем рассматривать для своего бизнеса, — говорит Василий Попов, в то время отвечавший за развитие общественного транспорта в Барнауле. — Теперь я наблюдаю: эта компания выпустила на линию вместо нескольких больших, но уже старых автобусов новые ПАЗы. Это значит, что мы достигли дна в развитии транспортной системы».
Как будут выезжать из кризиса
На уровне правительства конкурируют две идеи того, как можно преодолеть проблему с обновлением общественного транспорта в российских городах.
Предложение Минтранса РФ. В ведомстве подсчитали, что для «устойчивого функционирования рынка» необходимо около 400 млрд рублей в год. Эту сумму предлагают выдавать регионам, чтобы они субсидировали перевозчиков. Кроме того, на замену 55 000 убитых автобусов Минтранс предлагает выделить 300 млрд рублей. В какой форме эти деньги дойдут до перевозчиков и какие модели автобусов они смогут приобрести, пока не известно. Ясно лишь, что в приоритете будет техника на газомоторном топливе.
Предложение ВЭБ.РФ. Совместно с Минфином госкорпорация готовит проект комплексного развития городского транспорта. На него планируется направить средства Фонда национального благосостояния. Идея предполагает, что бизнес по автобусным перевозкам отойдёт крупным операторам, которые смогут приобрести новую технику в лизинг на льготных условиях.
На первом этапе в программу могут войти десять городов: Воронеж, Волгоград, Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск, Саратов, Пермь, Тверь, Казань и Челябинск. На обновление общественного транспорта в них планируют потратить 340 млрд рублей. Если программа окажется успешной, схему хотят распространить более чем на тысячу городов.
Общие затраты на проект оценили в 2,1 трлн рублей. На эти деньги хотят закупить 95 700 автобусов, 6500 троллейбусов, 6700 трамвайных вагонов и 3500 электробусов.
На какую из двух концепций сделает ставку правительство, пока неясно. Ещё на Госсовете 2017 года федеральные власти признали, что без господдержки регионы не смогут модернизировать деградирующие транспортные системы российских городов. Без субсидий местные власти и перевозчики могут предложить пассажирам лишь архаичные и зачастую разваливающиеся ПАЗы.