Русско-фискальный разговорник. Термины, которые нужно знать при общении с налоговой
Требование
Оно же «письмо счастья» — документ, в котором налоговая предписывает что-то сделать: например, предоставить документы или пояснения по той или иной сделке или оплатить просроченную задолженность по налогам. Неопытные предприниматели требований обычно боятся — и напрасно. Это не означает, что налоговая подозревает что-то криминальное и остался один маленький штрих, чтобы запустить безжалостный карательный механизм.
Ситуации могут быть вполне безобидными — и в большинстве случаев такими и являются. Например, у налоговой может возникнуть вопрос, почему сумма налога за третий квартал прошлого года получилась именно такая. Это может быть вызвано тем, что предприниматель или его бухгалтер перепутал накладную и завёл в расходы не ту сумму — пресловутый человеческий фактор. По сути, в такой ситуации налоговую даже стоит поблагодарить — что всё выяснилось так быстро. Ошибок может вообще не быть, а цифра получилась такая, потому что просто дела в бизнесе так шли: коронавирус, форс-мажор…
Кстати, общение в этом случае может быть удалённым: всё, что надо сделать, — это ответить на вопрос, приложить сканы документов и отправить по каналам электронного документооборота. Ногами можно не ходить. А если было требование об уплате налогов, то даже отвечать не надо, нужно только заплатить.
Опрос
Это ситуация, когда налоговая всё же хочет пообщаться лично, но опять-таки для того, чтобы прояснить ситуацию. Как правило, если ответ на требование налоговую не удовлетворил и остались неснятые вопросы. Темой беседы может быть устойчивость бизнеса, финансовое положение компании, отношения с контрагентами, налоговая нагрузка — все эти термины встретятся чуть ниже.
Специальной процедуры проведения опроса нет, как нет и особых требований к его оформлению. Итоговым документом может быть простая пояснительная записка: в ней будут отражены пояснения предпринимателя (налоговая любит называть их словом «показания») — её предложат подписать. Отказываться от подписи глупо (иначе зачем было всё это говорить?), поэтому стоит рассказывать правду, но не обязательно рассказывать всё: сказанное может быть использовано против вас — прямо сейчас второстепенные детали налоговую, может, и не заинтересуют, а вот потом могут стать основанием для нового требования или даже проверки. Слово, как говорится, не воробей…
Отсюда вывод: к опросу надо подготовиться и заранее поговорить с бухгалтером о том, что и как рассказывать, а от чего можно и воздержаться. Если на какие-то вопросы («Что вы можете сказать про сделку с Пупкиным два года назад?») ответа в моменте нет — не страшно, можно попросить дать время на подготовку.
Допрос
Это уже дело серьёзнее. У налоговой появились сомнения: в законности бизнеса, обоснованности размеров зарплат, налоговой нагрузке и прочих моментах. Поэтому формализма будет больше: вызов на допрос оформляется повесткой. Ещё отличие от опроса: результат оформляется в виде протокола, в котором не только приводятся показания, но и есть пункт — «права и обязанности разъяснены».
За неявку предусмотрен штраф (1000 рублей), за отказ от дачи показаний — тоже (3000 рублей). Если кто-то подумал, что выгоднее просто не прийти, то спешим не разочаровать: вопросы-то останутся, общаться всё равно рано или поздно придётся.
Поэтому самый главный (и бесполезный в данной ситуации) совет — помнить, что профилактика лучше лечения, и не доводить до допроса. Но если уж общаться, то тоже подготовленным. Опять же, если нужно дополнительное время на подготовку ответов, то попросить оформить письменный запрос можно и в этом случае.
Итак, вы в налоговой. Что дальше? Вот самые частые темы для разговора.
Убыток
Если у компании есть прибыль, то это вопросов обычно не вызывает… в отличие от убытка. Дело в том, что налоговая видит общую картину по отрасли и региону и исходит из того, что рентабельных (или хотя бы работающих с нулевой прибылью) компаний — больше, чем нерентабельных.
В сочетании с тем, что убыток часто сопровождает деятельность фирм-однодневок, которые налоговая по понятным причинам не любит, это может вызвать вопрос: как же так получилось? Да, вопрос бестактный, но отвечать надо. Стоит поумерить гордость и честно рассказать про бизнес-модель, конъюнктуру рынка и гипотезы, которые не подтвердились. Кстати, аналогичные вопросы вызовут и резкие колебания из минуса в плюс и обратно.
Вычет
Имеем в виду не налоговый вычет (на квартиру или лечение), а вычет по НДС: это уменьшение суммы налога на добавленную стоимость на сумму налога, которую мы уже заплатили, купив товар или услугу. Делать это могут только те, кто применяют ОСНО — общую систему налогообложения.
(Кстати, свою систему налогообложения надо знать. Если вас спросят, а вы затруднитесь с ответом, то это только усугубит подозрения.)
Ориентир и средний показатель по стране — 89% (по регионам немного отличается, но в целом примерно такой же). Если больше, то вероятность вопросов от ФНС значительно повышается: налоговая может подозревать, что НДС к уплате вы занижаете специально, например, приобретая фиктивные товары или услуги.
Пример совершенно законной ситуации: купили большую партию товара или дорогое оборудование — расходы были большие, вычет по НДС тоже получится большой. Но это надо доказать — показать документы от поставщиков.
Нагрузка
А именно, налоговая нагрузка: процент от выручки, который платится в виде налогов. Тут тоже есть отраслевые ориентиры, на которые надо равняться. Чем дальше вы от них, тем больше вероятность, что вас об этом спросят. И, раз уж вы пришли, прозвучит вопрос про уровень зарплат — как они соотносятся со среднеотраслевыми и если ниже, то почему.
Недостоверность
Это когда вы заявляете одно, а у налоговой есть весомые основания считать иначе. Например, была проверка: к вам пришли по адресу, указанному в учредительных документах… а вас там нет.
Может быть и так, что проверки не было, но налоговая обнаружила, что точно такой же адрес указали ещё 10, а то и 50 компаний — в этом случае он признаётся массовым, а в ЕГРЮЛ делается соответствующая пометка. Это неприятно: скорее всего, отпугнёт часть контрагентов и даже может привести к ликвидации компании. Да, у налоговой есть такая возможность. К счастью, сперва она предпочтёт об этом поговорить (подробнее об этом читайте в нашем материале. — Прим. «Секрета»). Надо рассказать, где вы находитесь на самом деле, и привести документы в соответствие с фактическим положением дел.
Транзит
Это когда на расчётный счёт поступают деньги, но не задерживаются, а сразу идут дальше. Например, снимаются в банкомате или перечисляются другим фирмам. С точки зрения налоговой (да и банков тоже), выглядит это довольно подозрительно. Особенно если получатель денег находится в офшоре — у налоговой есть возможность отследить и это.
Само по себе наличие иностранного (и даже офшорного) контрагента — не криминал, но надо будет объясниться и рассказать, какие отношения вас связывают и почему такая срочность. Кстати, отсюда вытекает и практический совет: подержите деньги на расчётном счёте некоторое время — тогда придётся общаться только с валютным контролем банка.
Осмотрительность
Это про беспорядочные деловые связи. Помните, мы чуть выше говорили про недостоверность? Если этим грешит ваш поставщик или покупатель, то налоговая предположит, что вы связались с фирмой-однодневкой. Их она сильно не любит, потому что налоги они не платят, а бюджет от этого страдает. Чтобы страдания были меньше, кто-то должен заплатить — почему бы не вы?
Чтобы налоговая не думала про вас плохо, надо, как и в предыдущем пункте, рассказать про ваши отношения: как вы познакомились, почему выбрали именно их и были ли вы в этот момент достаточно рассудительны и благоразумны. Тем, кто не проверил своих контрагентов, не сохранил переписку и не насторожился при виде массового адреса и номинального директора, стоит готовиться к финансовым потерям. Налоговая доначислит налог — а шансы найти правду в суде будут, прямо скажем, невысоки.
Ну вот, теперь вы всё знаете. Как говорят некоторые наши клиенты, общение с налоговой — хорошая школа. Но лучше пройти её заочно.