secretmag.ru
Выживание14 мин.

«Страшно идти в эту неизвестность». Россияне рассказали, как на пороге старости решили открыть свой бизнес

Несмотря на тысячу и одну историю успеха молодых предпринимателей вроде Цукерберга и Джобса, исследование American Economic Review* сообщает, что после 40 лет шансы запустить успешный бизнес выше. Оптимальный вариант — 45 лет. Правда, данные основаны на исследованиях американских предпринимателей. А в России есть примеры людей, которые начали новое дело в 50 лет и старше и добились успеха. «Секрет фирмы» поговорил с возрастными бизнесменами и узнал, влиял ли на их становление в качестве предпринимателей возраст и как двигаться вперёд, когда страшно.

*Исследование American Economic Review.

От химчистки к единственным валенкам ручной работы

Борис Смородов, 72 года

Основатель фабрики «Русские валенки»

— В бизнесе я с 1992 года и за это время пережил не один экономический кризис. Сначала это была фабрика химчистки и крашения одежды в Вышнем Волочке. До перестройки всё шло хорошо, но потом мы остались без заказов. А следом — и без котельной. Сотрудники работали в верхней одежде. Мы оказались на грани разорения. Не хватало денег на зарплаты и коммунальные счета, поэтому перепробовали всё: и овощами торговали, и мыло варили, и автомойку открывали. И только спустя два года этих метаний местный механик предложил мне производить валенки.

Но уже на старте возникла проблема: в Вышнем Волочке был крупный игрок — фабрика по машинному производству валенок. Нам надо было выделиться, поэтому я решил делать то же самое вручную. Купил чесальную машину, стал ездить с четырьмя рабочими в деревню Фирсово, где как раз занимались ручной валкой валенок. Каждое утро — 60 км туда, вечером — 60 км обратно. Это был единственный способ научиться, потому что никакое заведение таких мастеров не готовило. Собирали знания по крупицам от умельцев.

Ремеслу мы обучались восемь лет, фабрика в это время работала как химчистка, и параллельно там шла торговля. И только в 2002 году запустили своё производство валенок. Но объёмы были не заводскими — один человек за смену делал до трёх пар. Поэтому мы старались привлечь качеством: мех домашней овцы выдерживает мороз до –60 градусов, изнашивается медленно. А благодаря специальному составу для обработки его не ест моль. Продавали валенки на трассе, соединяющей Москву и Санкт-Петербург. За день там проезжало около 40 000 машин.

Чтобы привлекать москвичей, которым мало интересны деревенские валенки с галошами, стали делать модели с разными аппликациями, вышивкой, стразами. Добавляли резиновую подошву. Позже у нас появилась техника фотопечати, мы стали выполнять корпоративные заказы — делать валенки с логотипами компаний. Был даже заказ для Деда Мороза в Великий Устюг. Причём мы впервые готовили валенки 52 размера с высотой голенища в 50 см, чтобы их реально носили.

Сейчас наши покупатели не только из России — заказывают в Грецию, Америку, Италию. Причём и там берут не только россияне, но и коренные жители. В Европе берут, чтобы носить дома, потому что зимой холодно, а отопление плохое. Валенки заменяют тапки. И как сувениры тоже берут. За год мы выпускаем в среднем 5000 пар, все расходятся. Продаём через физические магазины и через интернет — у нас есть англоязычный сайт. Жизнь заставила, научился обращаться с интернетом.

Я ничего не хочу советовать людям старше 50 лет, потому что в России невозможно вести честный бизнес. Сами видите, что весь малый и средний бизнес практически уничтожен. И никаких перспектив у него нет. Одна болтовня на высшем уровне.

Запускать своё ради крыльев за спиной

Инна Шемановская, 51 год

Автор метода «Бережные продажи сложных продуктов и услуг» MBA, экс-директор по продажам СК MetLife

— Всю жизнь я проработала на стыке продаж, маркетинга и HR, более 20 лет управляла продажами сложных услуг. Последние годы провела в должности директора по продажам СК Metlife — международной страховой компании. Но в 50 лет ко мне пришло понимание, что пора что-то поменять в жизни. Я закончила корпоративную карьеру с дипломом МВА в PwC и ушла в личный проект, посвящённый бережным экспертным продажам сложных продуктов и услуг.

Я поняла, что рынку оголтелого маркетинга и силиконовых продаж можно и нужно противопоставить принцип «Люди для людей» и показать, как взрослым экспертам можно бережно продавать, не впаривая.

Сложность была в первую очередь психологической. Невероятно трудно оказаться без поддержки сильного бренда за спиной. Ещё вчера ты была статусным человеком на служебной машине, руководителем в западной компании, а сегодня уже просто фрилансер. И помимо смены статуса внезапно обрушивается, с одной стороны, поток задач и перечень навыков, которыми нужно было обладать ещё вчера, а с другой — социальный вакуум, к которому приходится привыкать.

Но это всё компенсируется возможностью пробовать практически всё что угодно. Не нужно следовать защищённым стратегиям на пять лет: можно самостоятельно их создавать и менять. Можно начать один проект, а потом запустить другой. Это создаёт ощущение крыльев за спиной, которое и вдохновляет двигаться дальше.

А вопрос возраста передо мной не стоял, хотя я понимаю, что может быть страшно идти в эту неизвестность. Но в таком случае надо просто двигаться очень маленькими шагами: именно они создают большие проекты. Нужно сказать себе «я просто попробую» — тогда будет не так страшно совершить ошибку.

Есть два важных момента для тех, кто решается создавать бизнес. Во-первых, разберитесь с собой, своими смыслами и ценностями. Именно на их основе вы создадите идею бизнеса, который принесёт вам радость и вдохновение. Во-вторых, разберитесь с соцсетями и научитесь ярко и честно писать о своём проекте и о себе, это здорово поможет в самом начале.

Не делать было невозможно

Ирина Шевич, 60 лет

Оптометрист, директор ЧУ ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки "Опти-класс"»

— Я оптометрист: специалист, который проверяет зрение и подбирает очки и линзы. Новую профессию получила в 33 года, когда у дочери возникли проблемы со зрением. А до этого по образованию была учителем истории, безработной женой военнослужащего, многодетной матерью. В 2006 году, когда мне было 45 лет, я устроилась работать в крупную компанию —дистрибьютор очковых контактных линз и медицинских оправ, солнцезащитных очков для оптики. В течение пяти лет была медицинским консультантом по очковым линзам иностранного производителя. Все задачи сводились к представлению продукта, чтению лекций, обучающим мероприятиям. Я искала материалы и переводила методички, присланные из европейской штаб-квартиры от различных экспертов и профессоров. Клиентами были магазины оптики, их сотрудники, руководители.

Сначала всем этим заниматься было очень интересно, я сильно продвинулась по карьерной лестнице. Но со временем однообразные действия надоели, я стала задумываться об уходе. Два года я потратила на дистанционное обучение MBA, но в компании для меня не нашлось новых задач. Поэтому в 2011 году появились мысли о бизнесе — раз диплом был настроен именно на это. Я изучала рынок, отвлекаясь от монотонной работы в офисе, и в какой-то момент поняла, что либо открываюсь сейчас, либо никогда уже этого не сделаю.

Решение приняла за месяц — не было сбережений на запуск, не было подушки безопасности, но и сил находиться в офисе не было. За три дня сделала сайт-визитку, который просуществовал семь лет. 14 февраля 2011 года зарегистрировала ООО «Опти-класс».

Все процедуры были быстрыми и дешёвыми, даже сайт я легко вела сама: программисты всё объяснили. Трудности возникли с ведением бухгалтерии — через некоторое время её я отдала на аутсорсинг. Ещё было сложно искать себе помощников, потому что у компании очень долго не было серьёзных продаж. Первое время история была не про бизнес, а про самозанятость, просто под вывеской ООО.

Было трудно перестроиться. Когда я работала в офисе, мне менеджеры по продажам собирали аудиторию в каком-то городе или в какой-то организации. Моя задача была просто приехать, отчитать шестичасовую лекцию, чтобы никто не уснул, всем было интересно и понятно. И дальше с нами все сотрудничали. А когда появился свой бизнес, пришлось самой и продавать себя, и собирать аудиторию, и я сразу пошла учиться.

На первый семинар по маркетингу в Израиле поехала, буквально вложив все деньги: осталось только 1000 рублей на обратную дорогу на такси из аэропорта. Успокаивала себя тем, что дома взрослые дети, без куска хлеба не останусь. Но до крайности не дошло — с семинара я приехала с исписанными тетрадями, полными идей, и готовностью их реализовывать. Уже в аэропорту позвонила первым клиентам, окупила свою поездку, активно занялась продвижением. Потом был следующий семинар по продажам, который привёл меня в московский клуб предпринимателей «Деловар», стало меняться окружение. А предоплату за первого клиента я как раз потратила на вступительный взнос в клуб. С новым крупным клиентом мы проработали два года.

В моём решении не поддержали меня только родители — они не поняли, зачем было в никуда уходить с хорошей должности и высокой зарплаты. Только спустя 10 лет мама, подписавшись на мой Instagram, тогда уже увидела, что люди говорят спасибо за вебинары, за курсы, которые помогли, за лучшую школу для русскоговорящих оптометристов. Зато мои дети хорошо оценили бизнес сразу. И люди, с которыми я взаимодействую на курсах, семинарах, тоже никогда не относились ко мне и к моему возрасту пренебрежительно — напротив, поддерживают, высказывают восхищение.

Вообще к стереотипу о возрасте и сложности получения новых знаний я отношусь скептично: сейчас мне 60, я продолжаю проходить несколько курсов в год с той же результативностью, что и 10 лет назад. На мой взгляд, любое новое дело — это история не про возраст «поздно или нет», а про особенности характера. Кому-то и в 35 лет может быть сложно, а я не вижу ничего выдающегося в том, что сделала в 50. И уверена, что во многих вопросах мне везло: быстро сделала сайт, не зависела от программистов, первая на рынке стала проводить платные вебинары — никто не учил вести вебинары, училась всему сама, прямо на ходу. Я легко нашла помещение в своём районе, в Москве, причём на некоторое время — бесплатно, до получения лицензии на образовательную деятельность.

Но всё же тем, кто хочет уйти из найма в свой бизнес в уже солидном возрасте, не советую рубить с плеча, особенно в это сложное время. Я думаю, запуск чего-то нового должен быть в характере у человека. Если это есть, он сможет всё.

Я всю жизнь делала то, что не могла не делать. Где-то мне везло, где-то я очень хотела, поэтому шла и делала, не боялась и добивалась своего. Поэтому считаю, важно, чтобы человек не боялся всё делать самостоятельно и очень много постоянно учиться.

Сейчас «Опти-класс» не существует: место этой компании занял ЧУ ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки "Опти-класс"». Потому что выдавать сертификаты медицинского специалиста в ООО было нельзя. Бизнес растёт медленно, но стабильно: собралась небольшая команда, рентабельность превысила 60%.

От бизнеса до языков и хобби

Дмитрий Фролов, 69 лет

Генеральный директор Content Research, автор ТГ-канала «Потребительское поведение»

— В 1990 году я с женой создал одну из первых частных школ в России. Готовился около года, до этого момента работал в государственной компании. Идея назревала лет пять и совпадала с необходимостью ухода из профессии в какой-то более высокий мир, отчасти и из-за появления собственных детей. Обстановка способствовала: в начале 90-х можно было заниматься, чем хочется. И в то же время всё было нестабильно, поэтому я то снова в найме оказывался, то опять что-то своё запускал.

В профессию журналиста я попал сразу на должность главного редактора в журнал. В 1999 году создал свой журнал, где был главредом, но не владельцем («Продовольственный бизнес»), закрыл его в декабре 2003 года. Полтора года фрилансил до ноября 2005, потом пошёл в найм, в известный журнал «Индустрия рекламы», дошёл там до замглавреда. В декабре 2008 всё закрыли из-за кризиса, вот тогда и создал свою компанию. Полгода помыкался на разовых заказах, потом создал. Тогда профессия пострадала сильно. Вдобавок, мне было 56 лет, в таком возрасте людей уже не рассматривали как серьёзных кандидатов, поэтому надо было создавать что-то своё.

Сначала я работал на журнал в качестве контент-менеджера — делал хорошие тексты для исследовательских компаний. А в 2009 году уже создал компанию Content Research и все 12 лет работал в одном направлении — с различными исследованиями.

Одновременно сделал свой сайт, который до сих пор функционирует. Думал дополнительно зарабатывать на рекламе, но идея не выстрелила. Там хорошая, хоть и небольшая, аудитория, есть публикации, но с рекламой не сработало. Просто писал там статьи о новых методиках исследования, о сложностях в исследованиях и так далее. Время от времени получал заказы на проведение исследований: например от RuTube в 2010 году про рынок видеорекламы. Потом за ними другие подтянулись. Вообще исследования как метод продвижения компании — вещь не новая, но так получилось, что я стал одним из тех специалистов в России, кто на этом специализировался.

Одна из трудностей исследований — многие из них международные, на английском языке. Если перевод проводить через переводчика, он не видит профессиональные термины, получается чушь. У меня был один проект, где ребята из пиар-агентства делали газету для компании в структуре «Газпрома». Там трубопроводная тематика, и есть, например, не «мягкие мешки», а «панту». А на английском это дословно «мягкие мешки», и обычный человек так и переводит. В исследованиях таких вещей чрезвычайно много, и они очень тонкие — обычно я сидел с переводами довольно долго. Поэтому пришлось изучать язык. В 2011 году я пошёл на курсы — сначала офлайн, потом онлайн. Второй вариант оказался удобнее и интереснее. Не скажу, что испытывал трудности в обучении из-за возраста, — значение имеет некая внутренняя энергия, не более того.

Каким-то образом меня хватает не только на бизнес и английский, но и на детей и внуков. Как удаётся, я не знаю. Просто верю, что жизнь должна быть гармонична и уходить не только на работу, но и какие-то общечеловеческие вещи.

Не скажу, что в изучении языка и бизнесе мне мешало то, что уже не 20 лет. Я не верю во фразу «сложно это делать, я уже вышел из того возраста, когда могу воспринимать новую информацию». Возраст вообще не имеет значения — только некая внутренняя энергия. Всё остальное — это субъективные вещи. Если есть энергия, удаётся поддерживать всю активность: и в бизнесе, и в семье, и в хобби.

Сейчас я планирую закрывать Content Research — потому что не вижу смысла иметь ООО. Появились другие, более удобные формы: ИП, самозанятые. Когда я открывал компанию, то собирался работать с крупными b2b заказчиками, а они сотрудничали в основном с ООО. Но сейчас они отлично взаимодействуют с кем угодно. Работа вся стала удалённой, без полноценного оформления в штат, сотрудники сами с ИП или самозанятостью. Условия изменились коренным образом, и под них надо подстраиваться. Нет смысла держать в штате людей: за них надо отвечать, платить больничные, думать о бухгалтерском оформлении. А с самозанятыми всё проще: деньги получил, раздал — и всё. В начале нулевых так многие вели чёрную бухгалтерию на маленьком листочке бумаги. А сейчас всё так же просто, но ты платишь налоги, и всё «белое». Поэтому ООО можно ликвидировать.

За одним проектом тянется другой

Вадим Шемаров, 58 лет

Сооснователь сервиса по поиску в социальных сетях SHIKARI.DO

— В ИТ-сфере я нахожусь больше 35 лет. Закончил электротехнический факультет в ЧГУ им. Ульянова (Чебоксары), где нам давали пару часов программирования, и увлёкся этим. В бизнес вошёл не в солидном возрасте — занимался стартапами ещё тогда, когда это не то что не было мейнстримом, но и само слово «стартап» было не в ходу. В далёком 1989 году, в 26 лет, я с двумя партнёрами создал первый кооператив, который поставлял компьютеры и разрабатывал программное обеспечение.

После окончания университета запускал ещё несколько проектов, и один из таких привёл к трём главным. В 2016 году в рамках заказа мы с партнёрами, Дмитрием Афутиным и Вячеславом Сатеевым, обрабатывали большую массу сообщений из соцсетей. И коллеги обратили внимание на объём запросов, где люди хотят, чтобы им посоветовали парикмахера, бухгалтера, юриста, того, кто может сделать сайт, побелить потолок, отремонтировать стиральную машину и так далее. Так у нас появилась идея создать проект, который будет собирать такие сообщения, раскидывать их по категориям и по подписке предлагать бухгалтерам, юристам, мастерам и прочим исполнителям — это же готовые клиенты для них.

Коллеги создали SHIKARI.DO и пригласили меня третьим партнёром. Название отражает ключевую фишку: shikari, пришедшее в английский из хинди, означает «охотник, туземец-проводник». А сервис поиска выступает именно таким охотником на «ценные сообщения». В соцсетях часто используют жаргонизмы, разговорные словечки, не всегда пишут грамотно, поэтому фишкой проекта стал особый фильтр с искусственным интеллектом. Во-первых, он выявляет в тексте явное намерение что-то купить или заказать услугу, а, во-вторых, определяет категорию товара или услуги, которая нужна автору сообщения.

А когда началось активное продвижение SHIKARI.DO, родился второй проект. Для рекламы в соцсетях приходилось делать много изображений с надписями, да ещё и в разных размерах. Я перепробовал разные программы и онлайн-сервисы, но создание картинок даже по шаблонам всегда занимало слишком много времени. Тогда решил сделать сервис, чтобы решить эти задачи. Это Picture.plus, которым я занялся уже с женой. Прототип появился за пару выходных, и первые же отклики показали, что целевая аудитория есть, идея востребована. За время своего существования из простейшего сервиса создания картинок проект превратился в сервис подготовки контента, и теперь с его помощью можно делать и тексты, и короткие видеоролики, и слайд-шоу.

Но на этом развитие Picture.plus не закончилось: пользователи хотели создать картинку и в несколько кликов её запостить в Instagram или запланировать серию постов. Так появился InstaRedactor.com — сервис отложенного постинга. Супруга увидела, что он выставлен на продажу, и вскоре мы заключили сделку с основателем сервиса.

Остановлюсь ли на этом? Не знаю, жизнь покажет. Мне повезло, что жена всегда и во всём меня поддерживает, — она и лучший друг, и критик, и помощник, и партнёр. Ей, кстати, тоже 50+. Но я помню, как однажды наш приятель сказал, глядя на нас, с лёгкой завистью: «Иногда мне кажется, что вы моложе меня…» А мы старше его почти в два раза.

Людям старше 50 лет, которые думают о своём бизнесе, советую не думать, а следовать за своим желанием. Неважно, в каком возрасте начинать что-то новое — в 30, в 40 или в 50. Есть только один путь: «Хочешь — делай!»

Этот текст — часть спецпроекта «Старость в России». В нём «Секрет» пытается разобраться, что не так с отношением россиян к старости и смерти, а общества и государства — к пенсионерам и предпенсионерам. И как мы можем всё это изменить.