secretmag.ru
Выживание10 мин.

Поколение альфа: особенности потребления информации и стиля жизни — что нужно знать бизнесу

© Создано при помощи нейросети

Поколение альфа — люди, которые родились с 2010 года по середину — конец 2020-х. Самым старшим из них уже 15 лет, они уже задают тренды потребления, а вскоре будут влиять и на рынок труда. Разные глобальные исследования говорят о том, что альфы совсем другие в мышлении, поведении, стиле жизни в сравнении с зумерами и миллениалами. «Секрет фирмы» узнал у предпринимателей, HR-специалистов и исследователей, какие они — представители поколения альфа, что им важно и как они меняют мир.

Особенности поколения альфа в работе, потреблении контента и в целом в жизни: коротко

АспектОсобенности поколения альфа
Отношение к цифровым технологиям«Цифра» — не альтернатива, а часть мира. Онлайн и офлайн равнозначны. Цифровая среда — обязательна.
Формат потребления контентаТребуют интерактивного контента, вовлечения. Ценят возможность влиять на ход получения информации.
Стиль самовыраженияСтремятся к публичности. Блоги, видео, создание контента — естественная форма самовыражения.
Роль в создании контентаПредпочитают быть создателями, а не зрителями. Активно создают игровые миры, контент, проекты.
Доступ к информацииИнтернет — источник мгновенного ответа. Умеют проверять и использовать данные сразу.
Работа с информациейБыстрая фильтрация и отбрасывание ненужного. Хорошее восприятие визуального контента.
Отношение к обучениюУчёба как игра и эксперимент. Информация — ресурс, а не цель. Стремятся использовать знания на практике.
ЦенностиЦенят личные границы, ментальное здоровье, осознанность. Требуют уважения и заботы от работодателей.
АдаптивностьЛегко адаптируются к изменениям, гибкие, быстро учатся новому.
Доверие к инфлюенсерамВысокое доверие к блогерам, рекомендациям в соцсетях. Ориентируются на UGC-контент.
Темпы взросленияБыстрее взрослеют, раньше начинают проекты и профессиональное развитие.
Карьера и работаНе стремятся к долгой работе на одном месте. Предпочитают проектную работу, смену сфер, гибкие роли.

А теперь подробнее.

«Цифра» — не альтернатива, а часть мира

Альфы появились в мире, где цифровые технологии уже были в стадии активного развития. Поэтому для этих детей нет выбора между онлайн и офлайн — они привыкли в равной степени использовать и то и другое для учёбы, хобби, дружбы.

Поколение альфа не просто умеет пользоваться гаджетами — оно воспринимает их как естественное продолжение реальности. Для альф не существует границы между цифровым и физическим. Если какой-то процесс нельзя отследить, повторить или взаимодействовать с ним через экран, то он воспринимается как устаревший. Поэтому в образовании важно не просто «переводить в онлайн», а создавать цифровую экосистему вокруг ребёнка.

Поколение альфа использует образовательные платформы, онлайн-репетиторов, геймифицированные приложения с той же лёгкостью, с какой открывает TikTok. Даже офлайн-школы они воспринимают как «недоцифрованные», если не могут получить материалы по QR-коду или расписание в приложении.

Вячеслав Богаткин
Генеральный директор студии разработки AppFox

В учёбе они охотно используют цифровые инструменты. Онлайн-занятия, платформы, приложения кажутся им чем-то естественным, но это не исключает интереса к живому общению — скорее, они стремятся комбинировать оба формата в зависимости от целей и приоритетов.

Мария Вавилова
Академический директор сети билингвальных детских садов и школ Discovery

Нуждаются в интерактивном контенте

Вокруг много говорят о том, что контент для поколения альфа должен быть коротким. Но опрошенные «Секретом» эксперты подчеркивают, что важнее возможность взаимодействовать с ним.

Поколение альфа растёт в среде мгновенного доступа к информации, где интерфейсы должны быть интуитивными и быстрыми. Например, в младенчестве мои дети, как раз поколения альфа, картинку в печатной книге пробовали пальчиком подвигать.

Но говорить, что они не смогут смотреть долгие обучающие ролики, — упрощение. Если есть возможность взаимодействовать, влиять на ход урока или выбирать тему, они будут вовлечены дольше.

Их мозг с детства привыкает к форматам, где можно «кликнуть и изменить», — это создаёт иллюзию контроля и усиливает интерес. Проблема не во времени, а в отсутствии вариативности и интерактива.

Мария Орловская
Управляющий партнёр и основатель компании TeamSonance

Для альфа информация ценна своей применимостью и вовлечением. Недавно в одном из проектов мы тестировали серию гайдов по цифровой гигиене. И выяснилось, что аналитика, «упакованная» в визуальный формат карточек, или интерактивный опрос в телеграм-боте молодежь и подростки дочитывают в три раза лучше, чем самый динамично написанный текст.

«Цифровым» поколениям важна не столько длина или формат информации, сколько ощущение «руля в руках» в виде участия в диалоге с автором или своих действий как быстрой обратной связи.

Мадина Малова
Эксперт по управлению корпоративными и стратегическими коммуникациями в госсекторе и бизнесе

Хотят самовыражаться и проявляться

Уже в 9–11 лет дети заводят личные блоги в соцсетях или думают завести, часто это публичные страницы. В этом же возрасте аналитики отмечают пик желания детей альфа-поколения стать блогерами.

К средним классам дети создают собственные страницы в соцсетях и ищут способы выразить себя. Им важно выражать себя и быть замеченными, показывать свою индивидуальность. В моём опыте они действительно более раскрепощены психологически, умеют «продавать» себя и быстрее осваивают навыки самопрезентации.

Мария Вавилова
Академический директор сети билингвальных детских садов и школ Discovery

Альфа живёт в логике: «Я — контент. Моя жизнь — продукт».

Проявляться, говорить, вести блоги, снимать видео — это для них не акт смелости, а естественная форма бытия. Поэтому у них развивается крутая связка: креативность + навык быстрой обратной связи. Многое из этого — будущие предприниматели, амбассадоры, фасилитаторы. Но да, эмоционально они ранимее — там, где мы молчали, они будут говорить. Это и плюс, и вызов для компаний.

Аполлинария Ковалькова
HR-специалист по командам и бизнес-системам

Выбирают создавать, а не созерцать

Поколение альфа в разных возрастах — 4–7 лет, 9–11 лет, подростки — активно проводят время в Roblox и Minecraft. И это не про тягу к играм, а про интерес к творчеству и общению, желание создавать что-то своё.

Поколение альфа не хотят быть пассивными потребителями. Они хотят быть творцами, создателями собственного контента и собственных миров. Когда мой одиннадцатилетний племянник Макс попросил помочь с докладом по истории Древнего Рима, я как приличный миллениал настроился ваять слайды в PowerPoint, искать серьезные статьи в энциклопедиях и составлять структурированный план. Пока я готовился, Макс уже «всё нашёл» — в трёхминутном ролике. А его «доклад» оказался не презентацией, а целым сервером в Roblox, который он собирал с двумя друзьями из Сети.

Он строил там Колизей в кастомной версии — с неоновой подсветкой, телепортом на верхние ряды и лаунж-зоной для гладиаторов с раздачей виртуальных напитков. Его одноклассники должны были не слушать доклад, а зайти на сервер по ссылке и «прожить» его. Пройти квест по катакомбам, найти три «пасхалки» про римских императоров и оставить свой ник на цифровой «стене славы». Я как-то спросил его, зачем он так старается, это же просто домашка. Он посмотрел на меня с искренним недоумением: «Ну, это же интересно. И пацаны заценят. А если будет скучно, я просто брошу и сделаю что-то другое».

Пётр Сухоруких
Основатель агентства цифровой репутации «Невидимка»

Привыкли к тому, что интернет всегда под рукой

Поколение альфа родилось во времени, когда интернет стал нормой. Они его не осваивают, как предыдущие поколения, а живут с ним. Это влияет на их мышление.

Поколение альфа уже не теряется в ступоре, если не знает ответа на вопрос. Они сразу же лезут в интернет, задают вопрос умной колонке и получают ответ с большим кредитом доверия. Версии родителей также проверяются на подлинность и объективность посредством Гугла — детей теперь не так-то просто провести даже в благих целях. Поколение альфа более независимое и деятельное, они мыслят без границ и умеют собирать и фильтровать входящую информацию».

Катя Анищенко
HR сервиса для предпринимателей «Кнопка»

Быстро изучают и отсеивают информацию

Мышление поколения альфа подстраивается под большой объём информации вокруг. Это выражается не только в том, что они предпочитают короткие форматы контента, но и в том, как они с ним работают.

Ранний доступ к интернету формирует у альфа особую структуру мышления. Они мгновенно переключаются между задачами, быстро находят нужное, но хуже фокусируются на чем-то одном. У них сильные навыки фильтрации и визуального восприятия, но могут хромать логическая глубина и критическое мышление. Все слишком доступно, и мозг не привык прилагать усилия. Это нужно учитывать при обучении и развитии этих ребят.

Анастасия Тамбовцева
HR-эксперт, директор по операционному управлению «РТК Софт Лабс»

Не получают информацию, а используют

Представители поколения альфа не только быстро фильтруют данные, но и стремятся переработать их. Это влияет на обучение, а позже будет влиять на рабочие задачи.

Главное отличие поколения альфа от предыдущих — в количестве и разнообразии каналов восприятия. Они учатся через эксперимент и личный опыт. Информация для них — не конечная цель, а материал, который можно быстро адаптировать под себя. В этом их сила и одновременно уязвимость: широта восприятия нередко вытесняет глубину.

Екатерина Белозёрова
Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ

Если выделить ключевое отличие поколения альфа, я бы назвала их «инженерами нового контекста». Они живут тем, что не просто потребляют информацию, а постоянно её трансформируют. Берут информацию, разбирают на понятные для себя детали, перекраивают под нужную задачу и складывают по-новому как рабочее решение.

Для работодателя это означает, что через 5–7 лет на рынке труда появятся сотрудники, которые захотят перестраивать продукт, сервис или рабочий процесс под себя так же легко, как сегодня меняют конфигурацию в игре. И те компании, которые научатся вовлекать их в соавторство процессов и продуктов, получат огромную отдачу.

Мадина Малова
Эксперт по управлению корпоративными и стратегическими коммуникациями в госсекторе и бизнесе

Ценят себя и своё ментальное здоровье

Аналитики в глобальных обзорах предполагают, что поколение альфа будет осознанным, сфокусированным на своём благополучии — и не только финансовом. О том же говорят и опрошенные «Секретом» эксперты.

Поколение альфа растёт в реальности, где темы личных границ, ментального здоровья и осознанности воспринимаются не как тренды, а как норма. Уже сейчас видно, что они будут предъявлять к работодателям принципиально другие ожидания.

Эмоциональное благополучие и уважение к личным границам для них критически важны. Это значит никакой токсичной культуры, давления «ради результата» и переработок — только подлинная забота, реальная поддержка и возможность быть собой.

Елена Хвастунова
MarHR сервиса «Кнопка»

Поколение альфа будет выбирать работодателей осознанно, обращая внимание на смысловую составляющую работы и ценности компании. Они не готовы работать «просто так». Одним из главных факторов выбора станет забота о балансе между работой и личной жизнью (life-work balance). Компании, которые предлагают гибкий график, возможность работать из любой точки мира, современные технологические решения и комфортные рабочие места, будут иметь преимущество.

Кристина Соловьева
HR-эксперт, игропрактик, собственник бизнеса

Легко адаптируются к изменениям

Альфы рождаются и растут в условиях большого инфопотока, постоянно сменяющегося контекста в мире и стремительного развития технологий. Для них это естественная среда, и им будет комфортно в ней жить.

Наверное, главное отличие поколения альфа — не в их клиповом мышлении, а в способности адаптироваться к сверхбыстрым изменениям в мире. Учитывая перегретый медиаландшафт уже сейчас, возможно, поток информации ускорится в разы. Или наоборот — искусственный интеллект победит с точки зрения главного союзника повседневного пользования. Тогда бизнесу нужно будет оптимизировать контент для ИИ (Generative engine optimization), потому что альфа будут ориентироваться на то, что нейросеть рассказывает про бренд. Альфы будут взаимодействовать с бизнесом и технологиями по-другому, и задача всех нас — вовремя это понять, а не пытаться перекроить их под старые форматы.

Илья Левинсон
CEO коммуникационного агентства «Монстарс»

Ценят мнение и рекомендации блогеров

У детей поколения альфа популярны блогеры, и их рекомендации играют роль при выборе, например, приложений. Причем чем старше ребёнок, тем выше влияние инфлюенсера.

Поколению альфа свойственно высокое доверие к блогерам, предпочтение UGC-контента, оно избегает прямой рекламы и предпочитает нативную и персонализированную коммуникацию. А социальные сети и мобильные приложения становятся для поколения альфа главным способом искать информацию и узнавать о брендах. Ошибочно недооценивать важность этого сегмента аудитории уже сегодня, так как альфы оказывают большое влияние на покупательское поведение семьи.

Евгения Бородкина
Руководитель направления по медийной рекламы в digital-агентстве RTA

Быстрее взрослеют

Считается, что у поколения альфа раньше наступает психологическая, социальная, образовательная зрелость. Это может влиять на их карьерный путь.

Зрелость альфа наступает быстрее благодаря широкому доступу к знаниям, информации и инструментам для самореализации. На наш взгляд, они раньше начнут профессиональную деятельность — пусть и в формате проектов, стажировок. Однако полностью брать ответственность, как взрослые, готовы будут далеко не все — новые степени свободы требуют и нового уровня внутренней ответственности.

Татьяна Яухман
Генеральный директор трейд-маркетингового агентства «АЛИДИ Продвижение»

Не будут десятилетиями работать на одном месте

Говорить уверенно о карьерном пути альф пока рано, но аналитики полагают, что это поколение будет сменять разные сферы деятельности и должности. Опрошенные «Секретом» эксперты придерживаются похожего мнения.

Мобильность и мультипрофессионализм станут отличительными чертами этого поколения. В фармацевтике это означает необходимость создания гибких карьерных траекторий, включая кросс-функциональные проекты и непрерывное обучение.

Компании, которые смогут предложить сотрудникам возможности для роста в смежных областях — например, на стыке биотеха и data science — получат конкурентное преимущество. Ребятам из поколения альфа будет интересен широкий диапазон для развития, возможности интегрироваться в новые сферы, проявлять креативность и творчество. На мой взгляд, особенно востребованы будут эти ребята в центрах научно-исследовательских разработок — это те самые «места силы», которые будут собирать лучшие умы и таланты.

Татьяна Федченко
Директор по персоналу и организационному развитию «Биннофарм Групп»

Какими взрослыми станут сегодняшние дети поколения альфа, пока трудно уверенно говорить. Но уже сейчас видно, что они действительно другие во многих вопросах. Они быстрее работают с информацией, привыкли к интерактивному и вовлекающему контенту, интернет и онлайн-среда для них так же привычны, как воздух, а учёба и карьера для них — про создание и личные ценности, а не труд ради труда.