Коллега постоянно пакостит: как решить проблему без увольнения. Простые советы
Из-за чего коллеги могут постоянно пакостить
Коллега или даже целая команда могут быть постоянно вами недовольны и строить козни по самым разным причинам.
Причина № 1. Ваши ценности не соответствуют устоям в компании
Вы открыты новому коллективу, в первый день угостили всех тортом, но все почему-то не просто бросают косые взгляды, но и начинают откровенно недолюбливать? Есть вероятность, что дело и правда не в вас: возможно, вы просто не сошлись по ценностям.
Всё-таки коллектив — это некий организм, в котором могут быть приняты определённые правила.
Например, говорить всё друг другу в глаза здесь не приветствуется или инициатива действительно наказуема.
Причина № 2. Вас не ждали
Помните, что определённая система взаимоотношений выстроилась в компании ещё до вашего прихода. Иначе говоря, на место Марьи Иванны мог претендовать Вася Пупкин, а взяли вас.
Если кандидат с рынка труда очевидно выигрывает с точки зрения профессионализма и опыта, то проблем обычно не возникает, а если нет — это может стать причиной конфликта.
Причина № 3. Вы кого-то задели
С самого начала или в процессе взаимодействия могла произойти ошибка в коммуникации. Например, вы чем-то задели человека на какой-то из встреч, сами этого не поняли, а он обиделся.
Причина № 4. Вам завидуют
В конце концов, никто не отменял банальную зависть. Это чувство могут вызывать профессиональные успехи, финансовое благосостояние, харизма, счастливая личная жизнь и многое другое.
Почему заявление на увольнение не решит проблему
Вы не сто долларов, чтобы всем нравиться. Своё недовольство вами кто-то будет скрывать, а кто-то показывать через козни и пакости.
От последних заявление на увольнение вряд ли спасёт: в другом коллективе они тоже могут быть, а бесконечно менять место работы — не вариант.
Посмотрите на ситуацию под другим углом: сравните её с компьютерной игрой. Каждая жизненная трудность — это возможность перейти на новый уровень.
Новый уровень — рост. Если топтаться на месте, развития не будет. Другими словами, убегая от пакостей коллег, перейти на новый уровень не получится.
К тому же складываться ситуация в компаниях может по-разному. Бывает так, что человека гнобят за нацеленность на результат в двух компаниях подряд, а в третьей это становится его главным драйвером профессионального роста.
Но здесь есть нюанс. Если вы считаете минуты до конца каждого рабочего дня, вечерами после взаимодействия с пакостником и его «командой» плачете в подушку, а к постоянному стрессу добавляются панические атаки и психосоматика, — всё же стоит подумать об увольнении.
В некоторых случаях это действительно единственно возможный и верный вариант.
Ну и ещё помните, что карьерные травмы могут идти рука об руку с низкой самооценкой. Понимание того, что проблема не обязательно в вас и ваших компетенциях, может помочь закрыть глаза на пакости коллег или сотрудников.
Как разрешить ситуацию? Алгоритм действий
Шаг 1. Выявляем зачинщика
Важно понять, кто именно ополчился против вас. Не всегда это тот, кого вы уже ловили на пакостях — иногда зачинщиком может быть самый тихий сотрудник, который в курилке не упускает возможности пустить про вас какой-нибудь слушок, например.
Шаг 2. Анализируем мотив
Важно понять, почему этот человек невзлюбил именно вас. Начните с первой встречи, вспомните, могли ли вы задеть его или ненароком обидеть? Иногда травля может закончиться после прямого разговора и извинений.
Ещё один мотив — недостаток внимания. Возможно, вы постоянно забываете позвать коллегу на обед или никогда не даёте высказаться сотруднику во время общего собрания?
Шаг 3. Формируем блок сопротивления
В некоторых ситуациях, когда договориться не удалось и с зачинщиком травли вы не работаете напрямую, можно пойти другим путём: собрать команду поддержки. Попробуйте найти единомышленников и заручиться поддержкой руководства. С ними любая травля со стороны коллег будет по плечу.
Шаг 4. Переходим к бездействию
Нападки некоторых людей прекращаются, когда они не видят ответной реакции. Поэтому можно попробовать никак не реагировать на пакости или смеяться над ними.
Не зря говорят, что смех — это хорошая защита. Обидчик не будет эмоционально подпитываться от ваших слёз и скандалов, так что ему может надоесть и нападки в вашу сторону прекратятся.