secretmag.ru
Практика

Колись, прокололся? Что делать, если сотрудники скрывают ошибки

Одна из самых дорогих ошибок в истории вскрылась при запуске NASA зонда Orbiter на Марс. В назначенное время аппарат не вышел на связь из-за того, что инженеры допустили навигационную ошибку и не сделали заранее необходимые тесты. А после Orbiter и вовсе сгорел в атмосфере. Ущерб составил $193 млн. И это наглядно показывает, что каждый этап работы должен быть под бдительным контролем, а о проблемах нужно узнавать как можно раньше. Но что делать, если сотрудники утаивают информацию? «Секрет» спросил у опытных руководителей.

Почему сотрудники молчат об ошибках? Эксперты сошлись в том, что авторитарный стиль управления часто приводит к важной проблеме — персонал утаивает правду. Причина проста — люди хотят избежать наказания.

Проблема замалчивания чаще всего актуальна для авторитарных компаний с жёсткой вертикальной иерархией, где начальство очень требовательно, а сотрудники не считаются ценным ресурсом — лишь элементом в системе. В такой парадигме, если элемент дал сбой, его удаляют и заменяют. Естественно, сотрудники этого боятся и пытаются скрыть свои косяки.

Андрей Белянин
генеральный директор группы компаний по производству продуктов для японской и паназиатской кухни «Тамаки»

По статистике HH.ru, увольнения боятся 18% работников. Но ещё большее количество людей (20%) боится потерять авторитет в глазах коллег.

Некоторые сотрудники патологически скрывают правду, так как не хотят плохо выглядеть перед начальством. Также часто встречается история, где люди молчат из-за того, что руководитель публично ругает персонал и переходит на личности.

Ирина Кривенкова
коммерческий директор NtecHLab

Ещё одной причиной страха ошибки опрошенные «Секретом» эксперты назвали неопытность. Некоторые предприниматели считают, что молодым людям сложнее признаться в недочётах своей работы.

По нашим данным, в первых трёх кварталах 2021 года количество вакансий в группе «Без опыта работы, студенты» выросло на 75%. Работодатели столкнулись с большим наплывом неопытных молодых сотрудников, так как дистанционное и гибридное обучение дало возможность совмещать учебу с работой. Многие молодые специалисты на новом месте боятся проявлять инициативу, а уж тем более признаваться в совершённых ошибках из-за страха выговора или увольнения.

Дмитрий Пучков
руководитель по развитию «Авито работы»

Часть опрошенных «Секретом» экспертов, наоборот, уверена, что страх ошибки присущ старшему поколению. И это связано больше с воспитанием и привычками, чем с неопытностью.

За 17-летний предпринимательский опыт я заметил, что замалчивание косяков –– привычка моего поколения. Ребята, которым сейчас около 20, совсем другие. Зумеры не скрывают свои ошибки. Да, они достаточно молодые, нервные и обидчивые, но если они что-то сделали не так, то расскажут об этом.

Алексей Поспехов
основатель Missiontech.co

Иногда сам факт провала сотрудники воспринимают более болезненно, чем возможные последствия. По статистике HH.ru, страх ошибиться в работе есть у 24% сотрудников.

Вплоть до конца XX века детям внушали, что ошибается только слабый или недостаточно компетентный человек. Это было реакцией на вызов того времени. В итоге дети выросли с негативным отношением к собственным ошибкам, которые боятся не только последствий, но и самого факта неудачи. И потому им тяжело признаться в том, что они «накосячили», не только коллегам или руководству, но иногда и самим себе.

Светлана Быкова
управляющий консультант практики Accountancy & Finance международной рекрутинговой компании Hays

Работники могут не говорить о косяках и в тех случаях, когда руководитель их игнорирует. В такой атмосфере сотрудники учатся сами решать вопросы. Правда, иногда они могут неверно оценить масштабы проблемы.

Причина замалчивания ошибок кроется в недостаточной коммуникации руководителя и подчинённых. Когда до начальника невозможно «достучаться», сотрудники начинают рисковать, самостоятельно принимая решения и надеясь на хороший исход. Но когда у них не получается — ответственность готовы взять единицы.

Дмитрий Пучков
руководитель по развитию «Авито работы»

Принято считать, что скрывают свои ошибки только сотрудники. Но и руководители также могут бояться рассказывать о своих факапах.

Боязнь совершать ошибки распространена среди руководителей. В последние годы сформировалось стойкое убеждение, что управленец в компании должен быть безупречным, что если он ошибётся, то будет выглядеть некомпетентным и это сразу снизит его авторитет. Поэтому они воспринимают ошибки как угрозу успешной карьере.

Наталия Сальникова
руководитель отдела корпоративной культуры и внутренних коммуникаций СДЭК

Как реагировать на ошибку сотрудника

Руководители должны понимать, что без ошибок невозможен ни один рабочий процесс. И диалог — это лучший способ решить проблему.

Лучше формировать корпоративную культуру, в которой рассказывать о косяках не страшно и не стыдно. Никто не будет ругать и наказывать за то, что случилось в первый раз. Наоборот, поощрять, если сотрудник заметил проблему и нашёл её системное решение. Рассказав об ошибке, человек помогает всему коллективу предотвратить подобные ситуации в будущем. А вот замалчивание как раз не поощряется, это повод для серьёзного разбирательства.

Дмитрий Воронин
Бизнес-психолог, предприниматель

Если ваш сотрудник ошибся, в первую очередь необходимо взглянуть на ситуацию под другим углом — его ошибка поможет вам улучшить рабочие процессы.

Если работники скрывают ошибки, в 99% случаев это сигнализирует о недостатках управления в компании. Нужно изменить процессы таким образом, чтобы исключить подобные косяки в работе сотрудников. Это может потребовать дополнительных вложений, но они того стоят. И бонусом такой подход придаёт сотрудникам уверенности в руководстве и повышает их мотивацию.

Дмитрий Амитов
генеральный директор Immersive Technologies

Если вскрылась проблема, нужно откровенно поговорить с сотрудником. Только так можно понять, почему он соврал и может ли ситуация повториться в будущем.

Есть две основные причины, по которым командный игрок может умалчивать свою ошибку:

  1. Думает, что исправит её сам, а потом уже расскажет руководству.
  2. Боится наказания и поэтому не говорит правду.

Чтобы выяснить мотив, с сотрудником надо поговорить. А если ситуация повторяется из раза в раз, стоит задуматься про соответствие работника ценностям компании.

Алеся Ракитина
HR-директор онлайн-гипермаркета «ВсеИнструменты.ру»

Если человек боится вам рассказать об ошибках, стоит сделать всё возможное, чтобы этот страх исчез. Здесь поможет доверительная беседа, сеанс с психологом, а иногда и очень необычные традиции компании.

В некоторых западных компаниях есть практика празднования провалов — буквально с шампанским и закусками, — чтобы ободрить фрустрированных ошибкой людей и побудить их спокойно работать дальше. «Мы ошиблись, мы приобрели новый опыт — ура, так выпьем же за это!» Такими способами можно воспитать у людей взрослое отношение к ошибкам.

Наталия Сальникова
руководитель отдела корпоративной культуры и внутренних коммуникаций СДЭК

И всё же, если человек систематически скрывает от вас информацию, разговоры вряд ли исправят ситуацию. В этом случае лучший выход — увольнение.

Я заметил, что в русском менталитете не принято открыто обсуждать недостатки в работе. Если напрямую указывать на профессиональные ошибки сотрудника, в большинстве случаев он воспримет это как персональное оскорбление. У меня был случай, когда я сделал замечание SMM-специалисту за публикацию поста с ошибками. Мою просьбу вычитывать тексты он расценил как личное оскорбление. И поскольку сотрудник демонстрировал систематическую невнимательность, это стало последней каплей, чтобы его уволить.

Мик Вайсман
CEO digital-студии Trinity Monsters

Как сделать так, чтобы персонал сообщал о проблемах

У сотрудников должно быть понимание того, что вы все в одной лодке. И если строить диалог на равных, где главная цель — успех проекта, команда не будет бояться рассказывать о неудачах.

Есть прекрасная поговорка: «Культура съедает стратегию на завтрак». Совершенно неважно, насколько вы круты стратегически, когда у вас в компании плохая культура. Если правильно её выстроить, то вопрос с замалчиванием косяков отпадёт сам собой. Достичь хорошего результата можно исключительно через практику, примеры, открытую коммуникацию и, что немаловажно, положительное подкрепление.

Алексей Поспехов
основатель Missiontech.co

Чтобы сотрудники не замалчивали, нужно:

  • создавать среду доверия и открытости в коллективе, где вместо критики сотрудники получают помощь и поддержку;
  • поощрять персонал за вклад в развитие бизнеса;
  • развивать в сотрудниках чувство ответственности за командный результат;
  • проводить тренинги на тему лидерства и развития эмоционального интеллекта.

В атмосфере доверия не страшно заявить о том, что что-то пошло не так.

Константин Витеев
ведущий консультант международной стаффинговой группы ANCOR

Погружать сотрудника в корпоративную культуру нужно ещё на этапе собеседования. Уже тогда можно выяснить, поддерживает ли он ценности компании и готов ли быть открытым с руководством.

Новым сотрудникам нужно сообщать при приёме на работу, что о совершённых ошибках лучше сообщать сразу, а не постфактум. Чтобы в дальнейшем не пришлось судорожно искать первопричину. С опытными работниками стоит раз в неделю созваниваться в определённый день и обсуждать планы и стратегии. Такая коммуникация будет полезна и для руководителей разных отделов, которые смогут вовремя узнавать текущие статусы процесса и при необходимости их корректировать.

Дмитрий Пучков
руководитель по развитию «Авито работы»

Установить доверительные отношения с начальником будет сложно, если он кажется сотрудникам безупречным. Стоит донести до работников мысль, что право на ошибку есть у каждого.

Лидер или руководитель может публично признать свои ошибки. Тогда он на собственном примере покажет, что не существует людей, которые не «косячат». Ошибка — это просто интересный кейс для анализа, в котором можно найти пользу для бизнеса.

Светлана Быкова
управляющий консультант практики Accountancy & Finance международной рекрутинговой компании Hays

Но кроме доверия должен присутствовать и контроль. Даже в компании с идеальной атмосферой может возникнуть случай, когда работник не захочет рассказывать о своей оплошности. И только контроль всех процессов поможет вовремя заметить проблему.

Руководитель должен проверять данные на разных уровнях, чтобы не сорвать дедлайны. У меня была ситуация, когда команда скрывала, что мы не успеваем со сроками проекта. Я старалась время от времени общаться с сотрудниками из соседних подразделений, чтобы контролировать, как продвигается работа. Благодаря этому логист вовремя мне рассказал, что невозможно реализовать поставки в срок. Мы увеличили смету и нашли способ сделать всё вовремя.

Ирина Кривенкова
коммерческий директор NtecHLab

Мы разработали специальную систему для внутреннего контроля. Во-первых, мы ввели контролёра, который отслеживает и прослушивает звонки между отделами. Во-вторых, создали чат «Книга жалоб и предложений». Сначала сотрудники боялись туда писать, но со временем он стал популярен среди персонала. Мы отнеслись к чату очень серьёзно — разбираем каждую жалобу, обсуждаем и изучаем все предложения.

Андрей Белянин
генеральный директор группы компаний по производству продуктов для японской и паназиатской кухни «Тамаки»

Каждый человек имеет право на ошибку. Если создать в компании атмосферу доверия и взаимного уважения, сотрудники редко будут скрывать свои неудачи.

Сегодняшний мир движется в сторону осознанности и взаимного уважения. В мире нет людей, которые не ошибаются. И эту мысль стоит принять как работникам, так и менеджменту. Крупные инвесторы и венчурные фонды едва ли станут рассматривать заявку предпринимателя или стартапа, у которых нет опыта неудач или промахов. Не стоит забывать, что многие научные открытия, такие как тефлон или пенициллин, были сделаны по ошибке.

Светлана Быкова
управляющий консультант практики Accountancy & Finance международной рекрутинговой компании Hays

Руководители должны помнить, что за спиной каждого профессионала лежит опыт, где было немало ошибок. Когда сотрудник может ошибаться и открыто обсуждать проблемы, формируется здоровая атмосфера в коллективе, а работники становятся более осознанными.

Коллажи: «Секрет фирмы», freepik.com, Unsplash, Pixabay, Pexels