Колись, прокололся? Что делать, если сотрудники скрывают ошибки
Почему сотрудники молчат об ошибках? Эксперты сошлись в том, что авторитарный стиль управления часто приводит к важной проблеме — персонал утаивает правду. Причина проста — люди хотят избежать наказания.
Проблема замалчивания чаще всего актуальна для авторитарных компаний с жёсткой вертикальной иерархией, где начальство очень требовательно, а сотрудники не считаются ценным ресурсом — лишь элементом в системе. В такой парадигме, если элемент дал сбой, его удаляют и заменяют. Естественно, сотрудники этого боятся и пытаются скрыть свои косяки.
По статистике HH.ru, увольнения боятся 18% работников. Но ещё большее количество людей (20%) боится потерять авторитет в глазах коллег.
Некоторые сотрудники патологически скрывают правду, так как не хотят плохо выглядеть перед начальством. Также часто встречается история, где люди молчат из-за того, что руководитель публично ругает персонал и переходит на личности.
Ещё одной причиной страха ошибки опрошенные «Секретом» эксперты назвали неопытность. Некоторые предприниматели считают, что молодым людям сложнее признаться в недочётах своей работы.
По нашим данным, в первых трёх кварталах 2021 года количество вакансий в группе «Без опыта работы, студенты» выросло на 75%. Работодатели столкнулись с большим наплывом неопытных молодых сотрудников, так как дистанционное и гибридное обучение дало возможность совмещать учебу с работой. Многие молодые специалисты на новом месте боятся проявлять инициативу, а уж тем более признаваться в совершённых ошибках из-за страха выговора или увольнения.
Часть опрошенных «Секретом» экспертов, наоборот, уверена, что страх ошибки присущ старшему поколению. И это связано больше с воспитанием и привычками, чем с неопытностью.
За 17-летний предпринимательский опыт я заметил, что замалчивание косяков –– привычка моего поколения. Ребята, которым сейчас около 20, совсем другие. Зумеры не скрывают свои ошибки. Да, они достаточно молодые, нервные и обидчивые, но если они что-то сделали не так, то расскажут об этом.
Иногда сам факт провала сотрудники воспринимают более болезненно, чем возможные последствия. По статистике HH.ru, страх ошибиться в работе есть у 24% сотрудников.
Вплоть до конца XX века детям внушали, что ошибается только слабый или недостаточно компетентный человек. Это было реакцией на вызов того времени. В итоге дети выросли с негативным отношением к собственным ошибкам, которые боятся не только последствий, но и самого факта неудачи. И потому им тяжело признаться в том, что они «накосячили», не только коллегам или руководству, но иногда и самим себе.
Работники могут не говорить о косяках и в тех случаях, когда руководитель их игнорирует. В такой атмосфере сотрудники учатся сами решать вопросы. Правда, иногда они могут неверно оценить масштабы проблемы.
Причина замалчивания ошибок кроется в недостаточной коммуникации руководителя и подчинённых. Когда до начальника невозможно «достучаться», сотрудники начинают рисковать, самостоятельно принимая решения и надеясь на хороший исход. Но когда у них не получается — ответственность готовы взять единицы.
Принято считать, что скрывают свои ошибки только сотрудники. Но и руководители также могут бояться рассказывать о своих факапах.
Боязнь совершать ошибки распространена среди руководителей. В последние годы сформировалось стойкое убеждение, что управленец в компании должен быть безупречным, что если он ошибётся, то будет выглядеть некомпетентным и это сразу снизит его авторитет. Поэтому они воспринимают ошибки как угрозу успешной карьере.
Как реагировать на ошибку сотрудника
Руководители должны понимать, что без ошибок невозможен ни один рабочий процесс. И диалог — это лучший способ решить проблему.
Лучше формировать корпоративную культуру, в которой рассказывать о косяках не страшно и не стыдно. Никто не будет ругать и наказывать за то, что случилось в первый раз. Наоборот, поощрять, если сотрудник заметил проблему и нашёл её системное решение. Рассказав об ошибке, человек помогает всему коллективу предотвратить подобные ситуации в будущем. А вот замалчивание как раз не поощряется, это повод для серьёзного разбирательства.
Если ваш сотрудник ошибся, в первую очередь необходимо взглянуть на ситуацию под другим углом — его ошибка поможет вам улучшить рабочие процессы.
Если работники скрывают ошибки, в 99% случаев это сигнализирует о недостатках управления в компании. Нужно изменить процессы таким образом, чтобы исключить подобные косяки в работе сотрудников. Это может потребовать дополнительных вложений, но они того стоят. И бонусом такой подход придаёт сотрудникам уверенности в руководстве и повышает их мотивацию.
Если вскрылась проблема, нужно откровенно поговорить с сотрудником. Только так можно понять, почему он соврал и может ли ситуация повториться в будущем.
Есть две основные причины, по которым командный игрок может умалчивать свою ошибку:
- Думает, что исправит её сам, а потом уже расскажет руководству.
- Боится наказания и поэтому не говорит правду.
Чтобы выяснить мотив, с сотрудником надо поговорить. А если ситуация повторяется из раза в раз, стоит задуматься про соответствие работника ценностям компании.
Если человек боится вам рассказать об ошибках, стоит сделать всё возможное, чтобы этот страх исчез. Здесь поможет доверительная беседа, сеанс с психологом, а иногда и очень необычные традиции компании.
В некоторых западных компаниях есть практика празднования провалов — буквально с шампанским и закусками, — чтобы ободрить фрустрированных ошибкой людей и побудить их спокойно работать дальше. «Мы ошиблись, мы приобрели новый опыт — ура, так выпьем же за это!» Такими способами можно воспитать у людей взрослое отношение к ошибкам.
И всё же, если человек систематически скрывает от вас информацию, разговоры вряд ли исправят ситуацию. В этом случае лучший выход — увольнение.
Я заметил, что в русском менталитете не принято открыто обсуждать недостатки в работе. Если напрямую указывать на профессиональные ошибки сотрудника, в большинстве случаев он воспримет это как персональное оскорбление. У меня был случай, когда я сделал замечание SMM-специалисту за публикацию поста с ошибками. Мою просьбу вычитывать тексты он расценил как личное оскорбление. И поскольку сотрудник демонстрировал систематическую невнимательность, это стало последней каплей, чтобы его уволить.
Как сделать так, чтобы персонал сообщал о проблемах
У сотрудников должно быть понимание того, что вы все в одной лодке. И если строить диалог на равных, где главная цель — успех проекта, команда не будет бояться рассказывать о неудачах.
Есть прекрасная поговорка: «Культура съедает стратегию на завтрак». Совершенно неважно, насколько вы круты стратегически, когда у вас в компании плохая культура. Если правильно её выстроить, то вопрос с замалчиванием косяков отпадёт сам собой. Достичь хорошего результата можно исключительно через практику, примеры, открытую коммуникацию и, что немаловажно, положительное подкрепление.
Чтобы сотрудники не замалчивали, нужно:
- создавать среду доверия и открытости в коллективе, где вместо критики сотрудники получают помощь и поддержку;
- поощрять персонал за вклад в развитие бизнеса;
- развивать в сотрудниках чувство ответственности за командный результат;
- проводить тренинги на тему лидерства и развития эмоционального интеллекта.
В атмосфере доверия не страшно заявить о том, что что-то пошло не так.
Погружать сотрудника в корпоративную культуру нужно ещё на этапе собеседования. Уже тогда можно выяснить, поддерживает ли он ценности компании и готов ли быть открытым с руководством.
Новым сотрудникам нужно сообщать при приёме на работу, что о совершённых ошибках лучше сообщать сразу, а не постфактум. Чтобы в дальнейшем не пришлось судорожно искать первопричину. С опытными работниками стоит раз в неделю созваниваться в определённый день и обсуждать планы и стратегии. Такая коммуникация будет полезна и для руководителей разных отделов, которые смогут вовремя узнавать текущие статусы процесса и при необходимости их корректировать.
Установить доверительные отношения с начальником будет сложно, если он кажется сотрудникам безупречным. Стоит донести до работников мысль, что право на ошибку есть у каждого.
Лидер или руководитель может публично признать свои ошибки. Тогда он на собственном примере покажет, что не существует людей, которые не «косячат». Ошибка — это просто интересный кейс для анализа, в котором можно найти пользу для бизнеса.
Но кроме доверия должен присутствовать и контроль. Даже в компании с идеальной атмосферой может возникнуть случай, когда работник не захочет рассказывать о своей оплошности. И только контроль всех процессов поможет вовремя заметить проблему.
Руководитель должен проверять данные на разных уровнях, чтобы не сорвать дедлайны. У меня была ситуация, когда команда скрывала, что мы не успеваем со сроками проекта. Я старалась время от времени общаться с сотрудниками из соседних подразделений, чтобы контролировать, как продвигается работа. Благодаря этому логист вовремя мне рассказал, что невозможно реализовать поставки в срок. Мы увеличили смету и нашли способ сделать всё вовремя.
Мы разработали специальную систему для внутреннего контроля. Во-первых, мы ввели контролёра, который отслеживает и прослушивает звонки между отделами. Во-вторых, создали чат «Книга жалоб и предложений». Сначала сотрудники боялись туда писать, но со временем он стал популярен среди персонала. Мы отнеслись к чату очень серьёзно — разбираем каждую жалобу, обсуждаем и изучаем все предложения.
Каждый человек имеет право на ошибку. Если создать в компании атмосферу доверия и взаимного уважения, сотрудники редко будут скрывать свои неудачи.
Сегодняшний мир движется в сторону осознанности и взаимного уважения. В мире нет людей, которые не ошибаются. И эту мысль стоит принять как работникам, так и менеджменту. Крупные инвесторы и венчурные фонды едва ли станут рассматривать заявку предпринимателя или стартапа, у которых нет опыта неудач или промахов. Не стоит забывать, что многие научные открытия, такие как тефлон или пенициллин, были сделаны по ошибке.
Руководители должны помнить, что за спиной каждого профессионала лежит опыт, где было немало ошибок. Когда сотрудник может ошибаться и открыто обсуждать проблемы, формируется здоровая атмосфера в коллективе, а работники становятся более осознанными.
Коллажи: «Секрет фирмы», freepik.com, Unsplash, Pixabay, Pexels