Хвалите аккуратно. Как не попасть на штраф из-за рекламы в «запретграмах»
© создано с помощью нейросети
Как рассказывать в запрещённых соцсетях о своей деятельности
Реклама — это информация, адресованная неопределенному кругу лиц (то есть не кому-то конкретно) и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектами рекламирования могут быть:
- товары,
- услуги,
- изготовители,
- продавцы,
- мероприятия.
Неважно, каким способом и в какой форме распространяется информация, а также какие средства для этого используются.
Главный вопрос, который волнует всех блогеров — как теперь рассказывать хотя бы о своей деятельности? Визажисты, цветоводы, психологи, врачи и другие поудаляли из закрепов прайсы и выжидают: кого начнут штрафовать и за что? В каком формате теперь рассказывать о своей работе?
Рассказывать можно в форме советов, полезной информации, случаев из практики. Без привлечения внимания к своему бизнесу или продукту. Без хвалебных эпитетов, сравнений с конкурентами. Без призывов типа: «Покупайте!», «Приходите!»
Второй вопрос: можно ли в аккаунте в Instagram* давать ссылку на свой канал в Telegram, например, где уже рассказывать подробности о своей деятельности и размещать рекламу.
Ссылка не будет нарушением закона, если она не сопровождается явным привлечением внимания к услуге или товару. Просто нейтральная ссылка на канал.
Рекламой обязательно сочтут привлечение внимания к бизнесу супруга. Даже если «лицо» бизнеса, например, жена, и аккаунт её, а ИП зарегистрировано на мужа — супруга не вправе рекламировать такую деятельность.
А как быть с обзорами? Многие блогеры снимают видео, где рассказывают об опыте использования товаров разных брендов, их плюсах и минусах.
ФАС России говорит вот что: «справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке, не относится к рекламе».
То есть обзор продукции не является рекламой, если в ней явно не прослеживаются призывы к приобретению конкретного товара.
© создано с помощью нейросети
Что точно не является рекламой
Согласно позиции ФАС России, реклама — это информация о товарах разных производителей, размещённая:
- на официальном сайте продавца,
- на страницах продавца в социальных сетях,
- в официальном приложении для мобильных устройств,
если эти сведения предназначены для информирования посетителей об ассортименте, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования.
При указанных способах размещения информации не является рекламой информация:
- о хозяйственной деятельности компании,
- об акциях и мероприятиях, проводимых компанией,
- контрагентах (партнерах) данной компании и т.п.
Расписание работы, перечень услуг, контакты для записи на ресурсах Meta** не противоречат закону. Указания цен на товары и также не должно расцениваться как реклама.
То есть, к примеру, в аккаунте частной стоматологии может остаться информация о режиме работы, списке услуг с ценами. Эти вещи относятся к справочно-информационным материалам.
Размещать на своей странице сведения об акции, мероприятии, новом товаре — можно, но без качественных эпитетов и призывов «приходить», «покупать», «попробовать», «оценить».
А что будет с искренними рекомендациями? Далеко не всегда человек, отметив ссылкой какой-то магазин или клинику, «проплаченный». Иногда это просто рассказ о своем опыте.
Закон о рекламе даёт нам понятие рекламодателя — это изготовитель или продавец товара. Самовольные действия по привлечению внимания к какому-либо товару или услуге, не согласованные с рекламодателем, не должны рассматриваться как реклама. На мой взгляд, это необходимо рассматривать как личное мнение.
Но если в сторис нам рассказывают, что произвели новую партию грунта для цветов, отгрузили в магазин (указано название) или на маркетплейс (название и ссылка) — это будет явная реклама, и в этом случае не стоит удивляться санкциям со стороны ФАС.
За какие хитрости можно поплатиться
Уже после 1 сентября некоторые блогеры стали пускаться на разные ухищрения. Например, выкладывают видео примерно с таким текстом: "Так как реклама запрещена, то у меня 20 сентября не планируется никакое мероприятие, не приходите по такому-то адресу в 10 утра на него, там не будут вот такие-то спикеры, и не надо переходить по ссылке в шапке профиля, чтобы записаться туда".
Формально такое объявление не должно квалифицироваться как реклама. Но суть сообщения, несмотря на уловку, всем ясна. И как на это посмотрит ФАС, однозначно сказать нельзя.
Ещё один рискованный шаг: оставить в сторис ссылку на telegram-канал или сайт конкретного магазина с текстом вроде такого: "Платье на нашей дочке — отсюда, тут магазин, где мы торгуем детскими вещами".
Рассказ о себе или преимуществах своей продукции или деятельности в сравнении с конкурентами будет расценено как самореклама и может привести к штрафу. Тут важна правильная подача информации. Одно дело — повествовательным тоном рассказать случай из практики и показать, как вы справились с ситуацией. И совсем другое — сравнивать себя с конкурентами.
Поскольку закон ещё не начал работать, остаётся множество моментов, которые пока нельзя трактовать однозначно. Так что многие блогеры заняли выжидательную позицию, чтобы посмотреть, как будет формироваться правоприменительная практика.
| Категория | Размер штрафа |
|---|---|
| Физические лица | 2000-2500 рублей |
| Индивидуальные предприниматели | 4000-20 000 рублей |
| Юридические лица | 100 000-500 000 рублей |
В случае нарушения ответственность ляжет и на рекламодателя, и на рекламораспространителя. Условно, и бизнес, который отправил товар блогеру для обзора, и блогер, который показал этот товар.
Обычно поводом для проведения проверки становятся жалобы потребителей и конкурентов. Плановые проверки в сфере рекламы ФАС не проводит, но скорее всего после нововведения система начнёт пристально следить за контентом в запрещённой сети и аккаунтами брендов и блогеров. Вероятно, для этого используют специальное программное обеспечение.
* Instagram* и Facebook* принадлежат корпорации Meta**, признанной в России экстремистской и запрещённой организацией