Хайп и взаимовыручка. Как российские бизнесмены помогают друг другу пережить коронавирусный кризис
Деньги
Даже в кризис перспективные проекты могут рассчитывать на инвестиции. Например, фонд «Тилтех капитал» с участием «Вкусвилла» и партнёров вложит 1 млрд рублей в малую и среднюю розницу, а также в производителей. Компании с выручкой до 800 млн рублей в год могут получить до 60 млн рублей инвестиций в обмен на доли. Более крупные сделки обсуждаются индивидуально.
Деньги можно получить даже безвозмездно — правда, значительно меньше. Банк «Точка» открыл фонд помощи, который будет пополняться за счёт взаимодонатов — добровольных взносов клиентов банка. Сам банк внесёт в фонд 10 млн рублей. Предполагается, что клиенты могут установить процент для перечисления в фонд с каждого платежа или пожертвовать любую сумму в интернет-банке. Деньги распределят между ИП и организациями, которые подали заявки о помощи. Лимит единовременной выплаты — 200 000 рублей. Пока фонд помощи работает только для клиентов «Точки», но в будущем возможность сделать взнос получат все желающие, уточнили в банке.
Другие банки тоже разрабатывают антикризисные платформы для бизнеса. Так, Модульбанк запустил площадку для взаимопомощи предпринимателям: на ней можно меняться скидками, сервисами и другими предложениями. А «Восточный» предложил малому бизнесу обменяться персоналом.
Обучение
Бесплатные онлайн-курсы и консультации массово предлагают не только скучающим на самоизоляции работникам, но и владельцам бизнеса. Вот лишь несколько примеров.
-
Эксперты школы инноваций ИКРА создали горячую линию, на которой проведут бесплатные 15-минутные онлайн-консультации по развитию операционных и стратегических процессов.
-
Сбербанк запустил проект SberUnity. На этой платформе предприниматели могут задать вопросы опытным наставникам. Чтобы получить час бесплатной консультации, нужно пройти конкурсный отбор.
Реклама
Социальные сети «Одноклассники» и «ВКонтакте» до 30 июня удваивают бюджет, который представители малого и среднего бизнеса вкладывают в продвижение на платформах. Со 2 по 24 апреля «ВКонтакте» зачислила более 25 млн рублей на рекламные счета 25 000 представителей малого и среднего бизнеса, отчитались в пресс-службе соцсети.
Похожую схему внедрил «Яндекс». Предприниматели могут получить бонусы до 15 000 рублей на два месяца для размещения рекламы в сети компании.
Кроме того, до 30 сентября «Яндекс» позволит бизнесу бесплатно пользоваться рядом сервисов, например, «Диском». Всего же IT-гигант выделяет до 500 млн рублей на поддержку малого и среднего бизнеса, заявили в компании.
Услуги
-
Агрегатор такси Gett предложил помощь бизнесу, который терпит убытки. В компании предложили помощь компаниям, которые не справляются с доставкам, сообщил гендиректор Gett Russia Анатолий Сморгонский.
-
«Мегафон» предоставил бесплатный доступ к сервисам для онлайн‑конференций и вебинаров.
-
Онлайн-университет Skillbox поможет организаторам отраслевых конференций перенести мероприятия в онлайн-формат.
О подобных инициативах заявили десятки других компаний. Победительница конкурса «Лидеры России» 2017–2018 годов и соосновательница крафтовой пивоварни XP Brew Евгения Дмитриева создала агрегатор таких предложений — помогипредпринимателю.рф. В нём бизнесмены из разных регионов рассказывают, чем они могут помочь другим и от какой поддержки они бы не отказались. Заявок от помогающих на момент публикации материала было в семь раз больше, чем от нуждающихся: 35 против 5.
Зачем это всё
«Не поддерживая стремление власти оберегать резервные фонды на фоне рушащейся экономики, я тем не менее понимаю причины её нерешительности. Бизнес и общество должны показать, что они хотят помочь сохраниться и экономике, и общественному порядку, и конституционному строю», —пишет экономист Владислав Иноземцев.
В перечисленных примерах можно увидеть стремление бизнеса внести вклад в спасение экономики. Но есть и менее романтизированное объяснение. От пандемии в России пострадали все отрасли, выручка упала в том числе у крупных игроков. Многие предложения о помощи — это в первую очередь антикризисные меры для самих меценатов. Так компании решают бизнес-задачи и используют их как поводы для PR-кампаний на актуальной коронавирусной повестке.
Фото: Агентство «Москва» / Ведяшкин Сергей