Как изменятся наши налоги после послания Путина? Объяснил юрист
Мелкие налоговые изменения и идеи в послании президента
В своём послании президент уделил довольно много внимания вопросам налогообложения. Он начал с наиболее социально значимых моментов и предложил увеличить в 2 раза налоговый вычет на второго ребёнка, на третьего и последующих детей. Но по факту сумма, которую семьи смогут, как он сказал, заявить в своём бюджете на вычеты, невелика.
Раньше для получения налоговых вычетов подавали заявления, и нужно было подтвердить основание для вычета.
Сейчас, как указал президент в послании, такие вычеты будут предоставляться автоматически без подачи заявления.
Это очень важно, потому что многие не знают о существовании таких вычетов. Многие не могут подать заявление из-за отсутствия знаний или в целом не понимают, как это сделать.
Также в послании президента были интересные идеи. Первая — поощрять налоговым вычетом тех, кто сдаёт нормы ГТО и проходит диспансеризацию. Это должно повысить у людей мотивацию к здоровому образу жизни и к занятию спортом.
Вторая идея — если предприятие обрабатывающей промышленности покупает отечественное оборудование, учитывать это в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Причём учитывать эту сумму, увеличенную в 2 раза. Так предприятие, покупая отечественное оборудование, будет платить меньший налог на прибыль.
Плавная смена налоговых режимов и амнистия нарушителям закона
Много внимания президент уделил теме дробления бизнеса. Мы много слышим об этом применительно к блогерам, но не только они так делают, чтобы сохранить упрощённый режим налогообложения с низкой ставкой. В рамках этого вопроса президент озвучил 2 важных предложения.
Первое — ввести амнистию для тех, кто добровольно «сдастся». Придёт и скажет: «Я раздробил свой бизнес, чтобы не слететь с упрощёнки. Хочу платить легально налоги, буду вести бизнес по основному режиму налогообложения». Для таких людей президент предложил не применять штрафные санкции и не пересчитывать налоги за прошедшие периоды.
Пересчёт и штрафы — это то, что произошло с Блиновской и с другими блогерами. Она платила 6% или 15% с выручки, а ей, если грубо считать, доначислили 60%. То есть 20% налога на прибыль, 20% НДС и штраф 20%. Если штраф будет 40%, эта сумма может увеличиться и до 80%.
С чем столкнутся законодатели в попытке отрегулировать этот вопрос? В НК РФ нет понятия «дробление бизнеса», нет критериев дробления бизнеса, которые налогоплательщики бы учитывали, чтобы не совершать правонарушений.
Все критерии сформулированы в многочисленной судебной практике и индивидуально определены для конкретного налогоплательщика. Поэтому, когда законодатели будут закреплять механизм амнистии, они столкнутся с большой проблемой. Как они будут выходить из ситуации, не могу даже предположить.
Второе предложение и более значимое, на мой взгляд, — проработать более плавный переход от упрощённого режима налогообложения к основному режиму. Именно этот резкий переход от 6 и 15% к суммарным 40% (20% НДС, 20% налог на прибыль) и останавливает бизнес от перехода.
Поэтому многие уходят в тень, формируя разветвлённую сеть организаций и ИП с упрощённой системой. Нужно проработать механизм, чтобы в момент перехода такие компании были в состоянии продолжить свою деятельность и наращивать обороты.
И, закрывая эту тему, президент добавил, что налоговый режим для производственных предприятий малого и среднего бизнеса в целом должен быть смягчён. Судя по всему, речь идёт именно об общей системе налогообложения для малого и среднего бизнеса.
Как я понимаю, должна действовать дифференциальная шкала налогообложения в рамках общего режима именно для предприятий малого и среднего бизнеса. Но президент указал на то, что это будет касаться только производственных предприятий.
Изменения в НДФЛ
Больше всего, видимо, споров и разногласий вызовет часть послания президента, касающаяся возможного введения или изменения порядка сбора налогов на доходы физических лиц (НДФЛ).
Президент говорит о необходимости проработки механизма «более справедливого распределения налогового бремени» в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы. И о снижении налоговой нагрузки на семьи с меньшими доходами.
Разговоры о необходимости увеличения ставки НДФЛ для богатых людей, получающих высокие личные доходы, ведутся уже давно. Особенно активна в этом вопросе фракция ЛДПР, которая с завидной регулярностью вносит в Думу законопроекты об увеличении ставки.
Считаю, что к этому вопросу надо относиться и подходить очень аккуратно. На мой взгляд, при таком существенном увеличении налоговой ставки мы можем вернуться к тому, от чего уходили, когда ввели фиксированный НДФЛ в размере 13% в 2001 году. Люди опять начнут скрывать свои доходы, чтобы платить меньше налогов.
Поэтому думаю, что очень осторожно нужно вводить дифференциацию и систему прогрессивной шкалы. Не должно быть существенного повышения процентов — в этом случае однозначно уменьшится собираемость налогов.