secretmag.ru
Опубликовано 29 февраля 2024, 13:00
3 мин.

Как компаниям себя обезопасить из-за нового закона об иноагентах? Рассказывает специалист

Рекламодателям советуют изучить высказывания блогеров за 3 года из-за закона об иноагентах. Госдума единогласно приняла закон о запрете рекламы у иноагентов. Ограничения касаются российских физических и юридических лиц. Покупать рекламу запрещено в соцсетях, на сайтах и других площадках, принадлежащих иностранным агентам. Как это отразится на рынке и что теперь делать рекламодателям, «Секрету» рассказала маркетолог, предприниматель, основатель «Академии диджитал маркетинга» Маргарита Былинина.

Маргарита Былинина
маркетолог, предприниматель, основаталь «Академии диджитал маркетинга»

Иноагенты — кто это

По закону иноагентом признаётся российское или зарубежное лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее:

  • политическую деятельность;
  • целенаправленный сбор сведений в области военной и военно-технической деятельности;
  • распространяющее предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы определённого содержания, а также участвующее в их создании.

Статус могут присвоить НКО, СМИ, общественному объединению, физическим или юридическим лицам, иностранным структурам без юридического лица и другим объединениям лиц.

Все физические и юридические лица, считающиеся иноагентами, включены в единый список, сформированный и опубликованный Министерством юстиции России. На данный момент в нём около 500 позиций.

По данным Минюста за 2023 год, рекламу на ресурсах лиц, признанных в России иноагентами, разместили свыше двух сотен компаний и предпринимателей. Государство не приветствует подобные действия, так как иноагенты нередко высказывают негативное отношение к РФ либо дискредитировали себя другими нелестными поступками.

Что изменится

28 февраля 2024 года Госудума приняла закон, который запрещает гражданам и компаниям размещать свою рекламу на ресурсах иноагентов. Запрещено и рекламировать их.

Нарушителям за рекламу у иноагентов грозит:

  • штраф для граждан — до 50 000 рублей;
  • штраф для юрлиц — до 500 000 рублей;
  • штраф для рекламных компаний и СМИ — до 300 000 рублей.

В случае повторного нарушения после двукратного привлечения к административной ответственности иноагенту грозит до 2 лет лишения свободы.

Закон о запрете рекламы у иноагентов ждёт одобрения Совета Федерации и подписи президента. После этого он вступит в силу.

По данным Единого реестра интернет-рекламы, бюджеты на рекламу у иноагентов в 2023 году составили более 130 млн рублей.

Как новый закон отразится на рекламном рынке

В целом, по данным Ассоциации блогеров и агентств, имеющие статус иноагента блогеры составляют не более 1% от всего рынка инфлюенс-маркетинга.

Поэтому существенных изменений в нише произойти не должно. Бюджеты постепенно перераспределятся между лидерами мнений из России и дружественных стран.

Аналогичная ситуация будет наблюдаться и в других каналах коммуникации — подавляющая часть российского бизнеса не заинтересована в имиджевых скандалах. Потому разорвёт или не будет инициировать сотрудничество.

Сами иноагенты потеряют порядка 70–80% своих доходов. Скорее всего, они начнут ориентироваться на зарубежных рекламодателей либо свернут деятельность в России, так как конкуренция в их среде значительно повысится за счёт существенного сокращения источников доходов.

Примеры выбора второго варианта в стане иноагентов уже есть.

Как рекламодатели могут себя обезопасить

Бизнес уже начал искать эффективные инструменты для нивелирования рисков после принятия нового закона о запрете рекламы у иноагентов. Одно из самых тонких мест — заключение контракта с блогером, который после может попасть в список иноагентов.

Обойти его рекламодатели и маркетинговые агентства планируют за счёт включения в договоры пунктов, позволяющих в одностороннем порядке расторгнуть контракт, инициировать удаление уже размещённых публикаций и возмещение ущерба.

Некоторые компании и СМИ задумались о включении в свои контракты суммы штрафа, чтобы продолжать размещать рекламу иноагентов и у них. Однако таких меньшинство.

Во-первых, высоки репутационные риски — после ужесточения законодательства об иноагентах такие истории будут привлекать больше внимания, а их подача станет исключительно негативной. Во-вторых, не стоит забывать про то, что после двукратного привлечения к ответственности штраф заменяется на тюремное заключение.

Для того чтобы свести вероятность сотрудничества с персоной, которая может попасть в список иноагентов, к минимуму, бизнесу при выборе клиента или площадки размещения стоит внимательно проанализировать контент и высказывания человека в последние 3 года, а также его окружение — онлайн и офлайн. Это поможет оценить риск неосторожных или намеренных слов и поступков со стороны возможного партнёра и обезопасить бренд или клиентов от неприятных последствий.