«Сразу Путину писать не стоит». Как доказать ошибку в платёжках за коммуналку
Что должно быть в платёжке за ЖКУ
Собственники жилых и нежилых помещений и наниматели жилых помещений по договору социального найма ежемесячно получают так называемый единый платёжный документ (ЕПД).
Единой формы документа в России нет. Но то, как он должен выглядеть, описано в:
- постановлении правительства № 354;
- ст. 154 Жилищного кодекса РФ;
- приказе Минстроя РФ № 43/пр «Об утверждении примерной формы платёжного документа...».
«Учитывая, что обязательной единой формы нет, то в каждом регионе и даже каждая управляющая организация делают свою форму платёжного документа», — отметил эксперт в сфере ЖКХ Павел Степура.
К примеру, в Москве единый платёжный документ включает в себя счёт не за все коммунальные услуги.
В бумагу вносят плату за:
- горячее водоснабжение;
- холодное водоснабжение;
- водоотведение;
- отопление;
- содержание жилого помещения;
- капитальный ремонт (для собственников);
- наём (для нанимателей);
- счета за газ (если он проведён в дом) и за электричество могут приходить отдельно, а могут быть включены в единый квиток.
При наличии в ЕПД включают плату за радиоточку, общедомовую телеантенну и другие услуги, например «запирающее устройство» — так называют в документах домофон.
Ещё в платёжке могут прописать размер повышающего коэффициента (его применяют, если собственник так и не поставил счётчики и платит по нормативу — об этом ниже), отметил ведущий юрист «Европейской юридической службы» Валентин Лупу.
Также в ЕПД укажут размер задолженности (если она есть), сведения о субсидиях и льготах, а также информацию о рассрочке или отсрочке оплаты коммунальных услуг.
Независимо от региона в документе обязательно должны прописать адрес помещения и сведения о собственнике, данные о поставщике услуги, его реквизиты, название самих услуг, установленный тариф или цену, объём поставляемой услуги и единицу расчёта (кубометр, киловатт-час, квадратный метр квартиры и тому подобное), суммы начисления и перерасчёта (он возникает, если управляющая компания пересчитала объём уже предоставленной услуги).
При составлении платёжки тариф или цену по каждой услуге умножают на объём потребления. Существуют три варианта начисления: по индивидуальному счётчику, общедомовому счётчику и нормативу.
- В первом случае фактическое потребление в квартире просто умножают на тариф;
- во втором — вычитают из показаний прибора общедомовые расходы, расходы на нежилые помещения (к примеру, подвал) и показания счётчиков (в отдельных квартирах они точно стоят), а затем делят между всеми жильцами, зарегистрированными в квартирах без счётчиков;
- в третьем случае расход определяют из установленных нормативов по каждому зарегистрированному в квартире, а затем умножают норматив на действующий тариф. Если в квартире никто не прописан, то учитывают количество собственников.
Конечная сумма в этих вариантах может значительно отличаться.
Предельный индекс роста платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, газо- и электроснабжение, а также вывоз мусора) устанавливает правительство России. Региональные власти в свою очередь определяют размер тарифов исходя из локальных особенностей. Например, в Москве этим занимается городской департамент экономической политики и развития, а в Подмосковье — комитет по ценам и тарифам.
Для жилищных услуг (а именно содержания общего имущества в доме) тарифов нет — цены на них устанавливают на собрании собственников. Зачастую владельцы квартир не хотят этим заниматься и соглашаются на использование минимальных цен, которые определили муниципальные органы власти.
Для собственников квартир (не для всех жителей) есть ещё строка «Капитальный ремонт». Минимальный взнос на капитальный ремонт устанавливается органами исполнительной власти. Собственники на общем собрании могут решить увеличить взнос на капремонт, хотя это бывает достаточно редко.
Актуальные тарифы ЖКУ в разных регионах можно узнать на сайте Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).
С какими уловками УК можно столкнуться
Манипуляции с расчётами
Несостыковки в счетах за коммунальные услуги, как правило, ненамеренные, рассказал юрист сервиса по управлению многоквартирными домами Butler Станислав Пашковский. Но в отдельных случаях управляющие компании точно знают, что делают. К примеру, они могут указать в платёжке цену жилищной услуги, которую собственники не принимали на общем собрании, отметил Павел Степура. По словам Пашковского, такой вариант обмана — самый распространённый.
Ещё управляющая компания может схитрить в столбце с перерасчётом. В нём могут оказаться взятые с потолка суммы, происхождение которых не сможет объяснить ни сама УК, ни единый расчётный центр, отметил Степура.
Помимо этого, в платёжке может фигурировать неверный объём оказанной услуги. УК, к примеру, может подсчитать потреблённую воду не по квартирному прибору учёта (в народе больше известному как счётчик), а по общедомовому. И сумма в таком случае окажется куда больше положенной.
«Проверять нужно не только тарифы, но и объёмы потреблённых коммунальных ресурсов и нормативы, которые вписаны. Многие не знают, что если долгое время не подавать показания счётчиков (к примеру, в Москве свыше 3 месяцев. — Прим. "Секрета"), то расчёт будет происходить по нормативу. А если не поверить вовремя счётчик, то к нормативу будет применён повышенный коэффициент», — подчеркнула юрист ЖКХ Екатерина Машкова.
На практике были распространены случаи, при которых управляющая компания в определённый момент могла прийти к выводу о том, что счётчик потребления электроэнергии «вышел» из строя и показания по нему учитываться не могут, а потому плата должна рассчитываться исходя из общих нормативов потребления.
Так, в 2017 году Сретенским районным судом Забайкальского края рассматривалось дело № 2-257/2018 по иску о признании незаконными действий по начислению задолженности по оплате электроэнергии. Жильцу квартиры управляющая компания выставила счёт за электроэнергию исходя из норм потребления, не учитывая показания счётчика, — мотивация управляющей компании была связана с тем, что прибор учёта уже как несколько лет неисправен.
При этом в ходе судебного разбирательства стало ясно, что прибор учёта был установлен до 2013 года, об этом управляющая компания знала, однако на протяжении последующих 4 лет умалчивала о необходимости замены такого прибора: жильцу не высылались уведомления о замене прибора, а также в суде управляющей компанией не была доказана неисправность прибора. Таким образом, по данному делу жильцу удалось доказать незаконность выставления счёта по нормативам потребления.
Конкретные сроки зависят от типа устройства и прописаны в его техническом паспорте. В среднем поверку электросчётчика нужно проводить раз в 6–16 лет, при этом прибор может исправно работать десятки лет. Поверку счётчиков холодной воды проводят каждые 6 лет, горячей — каждые 4 года. Срок эксплуатации таких приборов в среднем составляет 12 лет.
Лишние строки
Нечистая на руку управляющая компания может повторно включить в единый платёжный документ какую-то услугу в расчёте на то, что жильцы не заметят «двойника». К примеру, все расходы на ремонт входят в начисленную сумму за «Содержание и ремонт жилых помещений».
Иногда УК прописывают расходы на дополнительные ремонтные работы отдельно, рассказала «Секрету» юрист ЖКХ Екатерина Машкова. По закону такая строка может появиться в платёжке только на основании решения собрания собственников. Поэтому, если у жильца возникли сомнения, а на подобные мероприятия он не ходит (или только недавно переехал), нужно узнать у соседей, а было ли оно на самом деле.
Вымышленные или некачественные услуги
Бывает, что управляющая компания оказывает услуги по содержанию дома только на бумаге. Как пояснил управляющий партнер юридического бюро «Палюлин и партнёры» Антон Палюлин, в счета могут включить вымышленную уборку подъездов или прочистку мусоропровода. А иногда управляющая компания всё же оказывает заявленные услуги, но из рук вон плохо. К примеру, горячая вода не такая уж и горячая, а батарея совсем не греет.
«Каждый месяц УК предоставляет акты, в которых отражены оказанные услуги. Обычно их подписывает председатель совета дома. Если жильцы понимают, что отдельные услуги не оказывались или были оказаны с недостатками, это необходимо зафиксировать в акте. В конце года УК публикует отчёт, где в числе прочего должна быть информация о некачественных услугах, ранее отражённых в акте. В этом случае жильцы вправе добиваться соразмерного уменьшения стоимости таких услуг. По закону УК предоставляет отчёт ежегодно, но её можно обязать делать это ежеквартально», — отметил Станислав Пашковский.
Согласно постановлению правительства № 354, жильцы дома могут заявить о некачественной или не полностью оказанной коммунальной услуге в аварийно-диспетчерскую службу.
Затем диспетчер оформляет заявку на проверку, согласовывает время её проведения и передаёт эти данные поставщику коммунальных ресурсов (к примеру, водоканалу или энергокомпании). Результаты проверки покажут, соответствуют ли коммунальные услуги установленным нормативам.
Сговор с ремонтниками
Ещё один возможный способ для УК обмануть жильцов в свою пользу — договориться о выполнении услуг по техническому обслуживанию с «дружественной организацией», то есть вступить в сговор с субподрядчиком, рассказал Антон Палюлин.
«Она по завышенным ценам производит текущий ремонт и обслуживание инженерных систем дома, а разницу возвращает в управляющую компанию по хозяйственному договору или путём обналичивания денежных средств через индивидуальных предпринимателей — непосредственно владельцу управляющей компании», — пояснил он.
Долги бывшего собственника
Ещё управляющая компания может начислить жильцу долги за жилищно-коммунальные услуги, которые образовались у предыдущего собственника квартиры, и это не всегда законно. По словам юриста в области защиты бизнеса и граждан Владислава Кима, традиционный договор купли-продажи не предусматривает переход таких долгов — но стороны могут прийти к такому условию в соглашении. Исключение составляет задолженность по взносам на капитальный ремонт — её новому собственнику всё же придётся выплачивать. Не удастся избавиться от долгов и собственникам квартиры, которая перешла им по наследству.
Как добиться перерасчёта. Алгоритм действий
Обратиться в управляющую компанию
В расчётах ошиблась управляющая компания — значит, обращаться нужно в первую очередь к её сотрудникам. Жильцам необходимо написать запрос с требованием объяснить происхождение сомнительных цифр и оформить перерасчёт. По закону УК должна дать ответ в течение 10 дней.
Пожаловаться в жилищную инспекцию
Государственная жилищная инспекция — следующий этап разбирательств. В ведомство стоит обратиться, если управляющая компания так и не ответила на письмо или её ответ не удовлетворяет жильцов. Но важно учитывать один нюанс — инспекция находится на одной территории с УК и может оказаться с ней в сговоре, отметил Станислав Пашковский из Butler. К примеру, в подобном в 2018 году заподозрили инспектора из Челябинска при рассмотрении жалобы жильцов на действия коммунальщиков.
Написать в Роспотребнадзор
Такой совет дали сразу несколько опрошенных «Секретом» юристов. Сотрудники территориального управления ведомства могут оказаться более непредвзятыми в споре с управляющей компанией и помочь решить вопрос с платёжками. Обратиться в Роспотребнадзор можно в то же время, что и в жилищную инспекцию, — направить две жалобы одновременно.
Дойти до прокуратуры
Если все предыдущие действия не принесли желаемого результата, жильцы должны будут подготовить жалобу на неправомерные действия УК и жилищной инспекции и отправить её в прокуратуру.
«Сразу Путину писать не стоит, обращение всё равно спустится исполнителю. Существует порядок работы с обращениями граждан. Надзорные органы, по сути, инициируют проверку в том случае, если гражданин уже обращался с обращением, но его не услышали», — отметила юрист ЖКХ Екатерина Машкова.
Подать в суд
У жильцов также есть право инициировать разбирательство с УК в суде. По словам Машковой, судебная практика в области ЖКХ растёт — граждане доходят даже до Конституционного и Верховного суда.
В основу разбирательства может лечь материал прокурорской проверки, если к моменту её завершения управляющая компания так и не пересчитала платёжку и не устранила допущенные нарушения, рассказал Владислав Ким.
Что делать с начислениями во время разбирательств
Важный вопрос — выплачивать или нет суммы, которые, по мнению жильца, были начислены управляющей компанией ошибочно? Опрошенные «Секретом» юристы советуют не копить долги.
Споры по начислению платы, проверка, проводимая надзорными органами, не исключают обязанности по своевременной и полной плате за жилое помещение и коммунальные услуги. За неоплату или несвоевременную оплату коммунальных услуг предусмотрено начисление пеней начиная с 31-го дня, следующего за днём наступления установленного срока оплаты (ст. 155 ЖК РФ). Таким образом, такие действия могут повлечь дополнительные расходы потребителей.
Всё зависит от конкретного случая. Если имеет место мошенничество, то платить, конечно, не нужно. А если это ошибки в расчётах, то неоплата может привести к ограничению доступа к коммунальным услугам, начислению пеней, запрету на выезд за границу и прочему.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги — это обязанность собственника, который несёт бремя содержания своего имущества. И не совсем правильно отстаивать свои права и требовать соблюдать закон по отношению к себе, но самому этот же закон не соблюдать. Конечно, нужно оплачивать свои счета, особенно если это касается потреблённых коммунальных услуг. При положительном решении в пользу гражданина потом делается перерасчёт. Нужно помнить, что на задолженность могут быть начислены пени и управляющая компания также может подать в суд на взыскание долгов. Поэтому лучше не копить долги за ЖКХ.
Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com