secretmag.ru
Выживание5 мин.

Готов ли ваш бизнес к росту: 7 признаков для самопроверки

Мало какая компания не планирует вырасти, ведь рост увеличивает базу клиентов, объём продаж, выручку и в идеале прибыль. Но вместе с тем расширяется штат сотрудников, которыми тоже нужно будет управлять, появляются новые задачи и вызовы. Поэтому переходить на новую ступень развития нужно обдуманно. Как понять, готова ли к росту компания, «Секрету фирмы» рассказала Зоя Стрелкова, руководитель направления «Экономика компании» в «АРБ Про», автор книг для предпринимателей.
Зоя Стрелкова
руководитель направления «Экономика компании» в «АРБ Про», автор книг для предпринимателей

В бизнесе нет критических «узких мест»

Во многих компаниях средне-крупного масштаба у руля стоит команда основателей. Они по привычке замыкают на себя принятие всех важных решений, и поневоле становятся «узким местом». Когда масштаб компании растёт, вместе с ним увеличивается количество вопросов, которые возникают на местах — например, в региональных филиалах.

При росте будет часто требоваться согласование индивидуальных условий крупным клиентам, улаживание конфликтных ситуаций, замена поставщиков, привлечение сторонней организации для обеспечения сервиса, срочный заказ транспорта по цене сверх лимита. Если всё решается «через центр», да ещё и с задержками из-за высокой занятости «главных людей», то компания будет проигрывать конкурентам в скорости. А скорость для клиента часто важнее, чем цена.

Поэтому один из главных признаков готовности бизнеса к росту — это развитие практики делегирования. Не просто «обучение кадрового резерва», а реальная передача полномочий от первых лиц компании к менеджерам высшего и среднего звена. Тогда текущие вопросы решаются оперативно, а первые лица компании могут уделять стратегии и развитию достаточно времени.

Есть финансовый резерв под инвестиционный рост

Рост — затратное мероприятие. Как правило, сначала надо вложить средства в производство, склады, новые рабочие места, маркетинг, и только потом пойдёт отдача. Все понимают, что это «инвестиционный», правильный рост затрат, но его надо покрывать из каких-то источников.

Период инвестиционного роста текущих затрат может составить шесть и более месяцев, и в это время рентабельность компании будет ниже, чем в аналогичные периоды прошлого года. Если компания и без дополнительных затрат живёт с вечной угрозой кассового разрыва, то лучше отложить «рывок», если непонятно, за счет чего его финансировать.

К росту ваша компания будет готова только тогда, когда у вас появится финансовая подушка безопасности.

Ваш продукт или ваши подходы копируют

Часто ли вы при изучении конкурентов видите, как они начинают применять то, что ваша компания давно придумала и внедрила? Например, конкуренты предлагают аналогичный продукт, причем используют те же маркетинговые инструменты и такую же программу лояльности, как та, которую вы разработали год назад.

Копирование — это неприятно, ведь ваше предложение перестаёт быть уникальным. Но, с другой стороны, копирование говорит о том, что вы сделали нечто классное.

Защититься от копирования сложно и дорого. Но если вы уже смогли придумать и реализовать одну классную идею, значит, ваш бизнес может двинуться дальше. Запускайте «фабрику идей» и выходите на новый уровень. Ваша компания способна снова и снова делать рынку уникальные предложения.

Торговые силы компании очень активны

Очень важный элемент бизнеса — это его торговые силы: будь то менеджеры по продажам или бармены за стойкой.

Когда торговым силам не нравится продукт компании, они продвигают его через скидки и отсрочки, а отдел продаж превращается в «отдел уговаривания». И наоборот, когда менеджеры считают свое предложение лучшим в рынке по сочетанию неценовых параметров — надёжности, скорости, полезности для человека или организации, то не стесняются обосновывать цену «выше рынка».

Посмотрите, что говорят торговые силы компании о продукте: «Когда вы уже выпустите что-нибудь другое?» или «Давайте ещё, и побыстрее»?

Если торговые силы знают и любят продукт, видят в нем перспективу высоких доходов, значит, компания готова к росту.

Рутина не мешает развивать бизнес

Подумайте, сколько рабочего времени занимают разные непроизводительные операции: согласование платежей, уточнение сроков поставки заказа важным клиентам, разрешение конфликтов между подразделениями?

Если «рутинные дела» занимают более 50% времени, значит, компания к росту не готова. Точно так же, как не готов к гонке автомобиль, у которого детали плохо соединены: его приходится постоянно останавливать, чтобы что-то подкрутить.

Конечно, компаний с идеально выстроенными бизнес-процессами не бывает. Но рост всегда обостряет уже имеющиеся проблемы в бизнесе и выявляет всё, что не доделано. Поэтому, прежде чем «разгоняться», надо отладить хотя бы основные процессы так, чтобы они не требовали постоянной «ручной регулировки» и не создавали дополнительных рисков. Иначе руководители не смогут как следует вести бизнес к новым высотам.

У собственника есть опыт доведения дел до конца

У российских предпринимателей много классных идей. Если все эти идеи реализовать, капитализация российского бизнеса превысила бы все мировые рекорды. Но, к сожалению, до реализации, а уж тем более до окупаемости доходит только малый процент начатых проектов развития.

Причин этому много, и они достаточно объективные: высокая турбулентность во внешней среде, которая постоянно заставляет отвлекаться на тушение пожаров, дефицит дельных людей для работы над проектами, высокая стоимость денег.

Поэтому, если у вашей компании есть опыт не только генерации оригинальных идей для роста бизнеса, но и опыт доведения их до реализации и окупаемости, значит, вы сумели выработать надежные методы управления проектами. Успешно реализованные идеи создают материальную базу, а также придают команде необходимую уверенность. И вы готовы к росту.

Собственник смотрит на конкурентов со спортивным азартом

Часто бывает, что конкуренты — гораздо более крупные игроки с доступом к значительным ресурсам. Относиться к этому можно по-разному.

Если ваши сотрудники читают об успехах и новых продуктах других компаний и комментируют печальным тоном: «Конечно, у них-то Сбер в акционерах», или «Ещё бы, у них свои песчаные карьеры», — это плохой знак. Либо правда дела в компании плохи, либо сотрудники почему-то так считают.

В компании, которая готова к росту, достижения и новые проекты конкурентов — это повод задать вопрос: «А мы-то что? Почему в эту сторону не двигаемся, почему у нас пока такого нет?» Если команда анализирует рынок, ищет новые точки приложения усилий и не считает, что положение относительно конкурентов безнадёжно, значит, бизнес готов расти дальше, и опережать других. Особенно если остальные признаки готовности к росту тоже есть.

Наверное, ни одна компания не бывает готова к росту на все 100%. Но если вы не можете отметить в своем бизнесе ни одного из описанных выше признаков, то вашему бизнесу, скорее всего, рано ставить амбициозные цели. Стоит взять паузу и навести порядок в этих критически важных областях.